Arkadiy (skandinavia) wrote in ru,
Arkadiy
skandinavia
ru

Category:

#СвоимиГлазами: как победить пожар на нефтяной платформе и очистить от нефти пляж

Оригинал взят у skandinavia в #СвоимиГлазами: как победить пожар на нефтяной платформе и очистить от нефти пляж
Нефтяные платформы ошибок не прощают, достаточно вспомнить печально известные аварии в Мексиканском заливе, о которых говорил весь мир. При пожарах и разливах нефти гибнут люди, звери и птицы, окружающей среде в целом наносится колоссальный урон. Надеясь на лучшее и готовясь к худшему МЧС России провело 29 мая учения "Калининград 2015", по сценарию которых на нефтедобывающей платформе произошёл пожар и выброс нефти в Балтийское море.

На расположенном на морском берегу полигоне "Хмелёвка" было много людей и техники. Организованные МЧС крупномасштабные комплексные учения проходили также на выведенной из строя нефтедобывающей платформе, взглянуть на которую с борта вертолёта я смог благодаря приглашению пресс-службы областного главка МЧС. (На полигон, кстати, мы с Наташей but_terfly приехали на МЧС-овском медицинском "уазике", и это тоже был весьма интересный опыт).



Обычно на полигоне "Хмелёвка" царствуют военные из Балтийского флота, но сегодня на наблюдательную вышку поднялись спасатели. На столе приготовлены бинокли и рации, на расстоянии вытянутой руки установлены "плазмы", с помощью которых ведётся связь с подвижным пунктом управления.



Подвижный пункт управления - это множество выкрашенных в "фирменные" МЧС-овские цвета фургонов и несколько синих палаток. Он расположился неподалёку, здесь царит идеальный порядок и чистота, везде есть пояснительные таблички, для каждого кабеля заранее сделана специальная "подложка" из дырчатого профиля.



Всего лишь за полчаса в любом месте, буквально в чистом поле, МЧСовцы способны развернуть небольшой городок с двадцатью четыремя рабочими местами и четырнадцатью местами для отдыха. К услугам оперативной группы и технического персонала - душевая кабина, и, само собой, место приёма пищи с мобильным рукомойником, где прямо сейчас стоят в очереди за кашей из полевой кухни ребята из студенческого спасательного отряда Балтийской академии рыбопромыслового флота.



Бок о бок - вертолётные площадки, здесь садятся и взлетают вертолёты МЧС России и другого участника учений - ООО «Лукойл-Калининградморнефть». Выведенная из эксплуатация платформа, расположенная в нескольких десятках километров от берега, принадлежит "Лукойлу".



"МЧС"овский МИ-8 МТВ1, который, как знают читатели блога, базируется вместе со своим "лукойловским" собратом в аэропорту "Храброво", сегодня одноременно и спасатель, и пожарный. Сначала вертолёт с оранжево-синей полосой эвакуировал с платформы персонал, а затем тушил разгоревшийся там пожар с помощью подвешенной под брюхом ёмкости для забора морской воды.



Давайте на пару минут вернёмся на наблюдательную вышку, из Балтийска сюда уже прибыли высокие гости, в том числе губернатор Калининградской области Николай Цуканов (второй справа) и председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности правительства Калининградской области Юрий Федяшов (третий справа).



Учения такого масштаба (в "Калининград 2015" участвуют семьдесят единиц техники и почти четыре сотни человек) проходят у нас в области не каждый день, потому за их ходом лично следит начальник Северо-Западного регионального центра МЧС России Игорь Панин (на фото - в центре). Конечно же, на месте присутствует также начальник ГУ МЧС России по Калининградской области Алексей Бирюков.



А теперь спустимся на вертолётную площадку. Прямо сейчас отсюда вылетит МИ-8МВТ1 авиакомпании "Лукойл-Авиа". По легенде учений экипаж вертолёта отслеживает распространение разлившейся вокруг платформы "Вышка-1" нефти, что, однако,в реальности не помешает ему также взять на борт фотографов из калининградских СМИ, а также одного блогера (и этим блогером буду я).



Впервые в жизни я лечу на вертолёте: ещё одна моя мечта осуществилась благодаря МЧС. Одетый в красный спасательный жилет я сижу в кресле без подголовника (это вам не бизнес класс "Аэрофлота", тут всё серьёзно) с застёгнутым ремнём. Аскетичная обстановка салона с тросом у двери, нанесёнными через трафарет предупредительными надписями и металлическими информационными табличками мне очень нравится. Каждому пассажиру полагаются специальные защитные наушники - на борту после запуска двигателей становится шумно. Мелькающие за иллюминатором лопасти винта регулярно отбрасывают тень, что поначалу с непривычки немного раздражает. Зато в вертолёте можно лететь с открытым окном (извините, блистером), из которого очень удобно вести фотосъёмку.



Взлетает вертолёт также по-особенному: сначала наш "Ми" , как мне показалось, немного "попрыгал" над землёй, и только потом устремился в небо. Под нами со всех сторон расстилаются зелёные просторы Калининградского полуострова. Как же красива наша область с высоты птичьего полёта!



Но "лукойловский" вертолёт не предназначен для экскурсий, он летит над морем, туда, где горит нефтяная платформа.



А вот и она - морская ледостойкая стационарная платформа. Никаких надстроек, в том числе вышки, на ней уже нет. Вот уж не думал, что когда-нибудь увижу нефтяную платформу своими глазами.



Пока вертолёт облетает платформу, вооружённые "дальнобойными" объективами фотографы калининградских СМИ, в том числе знакомые читателям блога Александр Подгорчук и Виталий Невар nevar делают снимки с разных ракурсов.



У меня телескопического объектива, к сожалению, нет, что, однако, не мешает и мне сделать несколько фотографий. Огромный фонтан воды обрушивает на пылающую (горело по-настоящему) платформу поисково-спасательное судно Балтийского флота "СБ-921". Серый корабль поменьше размером  - это, судя по всему, пограничный корабль ФСБ России, обеспечивающий охрану "пострадавшей" нефтяной платформы. Самое маленькое судно - это противопожарный катер "Игорь Прокопчик".



Пожар потушен, а теперь нужно собрать оказавшиеся в море нефтепродукты - этим занято судно оранжевого цвета. Нарядная яхта носит имя "Серафим Саровский" и принадлежит Балтийскому флоту. (В комплексных учениях, кстати, также принимали участие пожарные суда Балтфлота). На борту "Серафима Саровского" сейчас находится руководитель учений "Калининград 2015".



Облетев "Вышку-1" (именно так по легенде учений называется платформа), наш вертолёт возвращается к берегу, но садиться не спешит. Сначала мы летим вдоль побережья, внизу проносятся живописные рощи, маяк, а затем пред нами внезапно возникают карьеры и пёстрые многоэтажки города Янтарный, в окрестностях которого сокрыто 90% мировых запасов солнечного камня.



А тем временем над "Хмелёвкой" поднимается огромный столб дыма, это горит выброшенная на берег нефть с "Вышки-1" (на самом деле - автомобильные покрышки). У берега виднеются специальные боновые заграждения, а также предназначенные для сбора нефти маломерные суда.



Два расчёта калининградской спецчасти, специализирующейся на особо трудных пожарах, готовы дать отпор огню.



С вертолёта прекрасно виден даже дымок от полевой кухни, не говоря уж о машинах подвижного пункта управления. Где-то там сейчас гуляет Наташа but_terfly.



Вместе с Наташей чуть раньше мы заглянули к пожарным спецчасти, которые с удовольствием продемонстрировали девушке защитный костюм ТК-800.



Напоминающий скафандр из фантастических фильмов ТК-800, как вы уже знаете, выдерживает температуру в восемьсот градусов Цельсия, и потому применяется на пожарах с горящими нефтепродуктами.



"Газель" с высокой крышей, также выехавшая на пляж, оказалась химико-радиометрической лабораторией на колёсах, начальник которой Михаил Немтинов рассказал нам о том, чем занимается чудо-машина. Подвижная лаборатория каждый день выезжает на реальные задания по заявкам дляпроведения радиационного и химического контроля. Если вы вдруг заметили подозрительный запах или подозреваете, что нашли источник радиации, к вам приедет машина Михаила Немтинова. Разливами ртути, кстати, занимается другая специальная машина.



- У нас в распоряжении находится большой спектр приборов для контроля радиационного фона местности, а также различных материалов, зданий, сооружений, - рассказывает Михаил Фёдорович, попутно доставая из сумки измиряющий радиационный фон прибор.

- Это - поисковый универсальный радиометр, в нём заложена вся библиотека атома МАГАТЭ, он может определить и идентифицировать любой радиоактивный материал. Прибор сразу обозначает, что за вещество найдено - палладий, стронций, мышьяк, или что-то другое. Кроме того прибор указывает расстояние до радиоактивного объекта, - говорит нам Немтинов.



Я пользуюсь случаем и интересуюсь у начальника химико-радиометрической лаборатории, стоит ли покупать домой бытовой дозиметр. Оказывается, что каждый такой прибор требует ежегодной калибровки силами специалистов, иначе его показания будут неправильными и вместо помощи будут вводить в заблуждение.

Кроме "Газели" на берегу сегодня много другой необычной спецтехники. Мимо проезжает МЧС-овский квадроцикл, между тем ноги сами несут меня к удивительной зелёной машинке, похожей на багги. Автомобиль оказывается принадлежащим Минсельхозу снегоболотоходом "Лопасня".



Между тем полным ходом идёт очистка побережья от выброшенной из моря "нефти". Ручным сбором занимаются вооружённые вёдрами, лопатами и сетками на палках ребята и девушки в костюмах химической защиты, участники добровольного спасательного отряда Балтийской академии рыбопромыслового флота. Найденные нефтепродукты они должны складывать в мешки.



В другой части берега работает аварийно-спасательное формирование ООО "КФ СЗРЦ АЭО", представитель которого Александр охотно рассказывает о деятельности организации:

- Мы частная компания, занимаемся ликвидацией нефтеразливов, работаем на договорной основе с предприятиями нефтяной отрасли – нефтебазами, заправочными станциями, электростанциями, имеющими резервуары хранения топлива.

По словам Александра обычно он и его коллеги занимаются перекачиванием из одной ёмкости в другую и сегодняшние учения для них является в какой-то степени новым опытом.



"Нефтяная пленка", прибитая к берегу, собирается насосами и перекачивается в специальную ёмкость, которую привёз квадроцикл, объясняет технологию работы Александр. Также используется сорбент, который после того как он впитает в себя нефтепродукты, вручную собирается лопатами.

Неподалёку от спецов ООО "КФ СЗРЦ АЭО" работает береговая команда по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов ООО "Лукойл-Калининградморнефть", оснащённая по последнему слову техники. (Для защиты побережья от нефти с помощью катеров предварительно были установлены четыре боновых заграждения принимающих форму берега).



Собранная водонефтяная смесь отправляется прямиком в специальные резервуары объёмом пятьдесят кубических метров каждый.



В распоряжении "лукойловцев" также находится специальная установка для чистки песка.



А вот и последнее звено цепочки сбора выброшенной на берег нефти. Автоцистерны предназначены для вывоза собранных нефтепродуктов для утилизации и переработки.



Для вывоза цистерн с собранной нефтью, судя по всему, также можно использовать стоящие на берегу армейские "КрАЗы". Ну а грейдеры и экскаваторы по легенде учений занимаются сбором загрязнённого грунта.



Теперь я (и вы, надеюсь, тоже) имею примерное представление о том, каким образом можно потушить пожар на нефедобывающей платформе и очистить морской берег от разлитых нефтепродуктов. Процедура, как видите, трудоёмкая и, судя по разнообразию использованной техники, весьма затратная. Будем надеяться, что выработанные на вчерашних учениях навыки их участникам в реальной жизни не понадобятся, однако они отныне предупреждены, а значит - вооружены.

Учения, к слову, прошли без проблем и нарушений. Нелишним, я думаю, будет поблагодарить всех без исключения участников и организаторов комплексных учений "Калининград 2015". Спасибо также руководству ГУ МЧС России по Калининградской области и лично начальнику отдела информационного обеспечения подполковнику внутренней службы Алексею Баранову за то что пригласил на полигон "Хмелёвка".


Tags: Северо-Западный федеральный округ, люди, репортаж
Subscribe
promo ru december 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments