Окончание. Начало здесь и здесь
Часть 3. За самоваром
«Смеркалось. На столе блистая,\\ Кипел вечерний самовар,\\ Китайский чайник нагревая.\\ Под ним клубился легкий пар». Кто не помнит этих строк из «Евгения Онегина»? Сегодня, в заключительной части путевых заметок о Туле – экскурсия в музей «Тульский самовар».

В предыдущих главах мы, осматривая местные достопримечательности, ходили пешком, а сегодня совместим «одиннадцатый маршрут» с поездкой на трамвае. Если во многих городах этот вид общественного транспорта буквально обречён на вымирание, то в Туле он представляет собой зрелище отнюдь не жалкое. Конечно, противников у тульского трамвая хватает, несколько лет назад его вообще чуть было не ликвидировали. Но, к счастью, сохранили. «К счастью» – не мои слова, а мнение местных жителей, с которыми я общался. Тех, кто видит, что трамвай здесь до сих пор остаётся едва ли не основным видом пассажирского транспорта, особенно в часы пик.


Смелое заявление! Интересно, отремонтировали?



Трамвай построить – не ешака купить
Протяжённость трамвайных путей составляет 90 с лишним километров, количество маршрутов – 11. Подвижной состав – преимущественно Татры и боле современные 71-407 производства ОАО «Уралтрансмаш». В прошлом году в городе было закуплено 14 низкозольных вагонов 71-407, обработанных, как сообщает тульский сайт myslo.ru, специальным антивандальным лаком, с которого легко смываются надписи и граффити. 14 вагонов! Каждый ли город с трамвайным сообщением может нынче похвастаться такой обновкой?

Конечная остановка «Московский вокзал». Место довольно пустынное, от самого вокзала до кольца метров 400, поэтому для пассажиров поездов и электричек трамвай не очень удобен. Если не считать нескольких человек из ближайших домов, можно сказать, что трамваи приходят на конечную и отправляются с неё пустыми. Здесь диспетчерская, когда-то отходил гейт к станции Тула-1-Курская, сейчас он заброшен. Народ начнёт заполнять вагоны только на следующей остановке – у треугольника на стыке улицы Коминтерна и въезда на Павшинский путепровод. Время – начало восьмого утра, пассажиров совсем немного. После выезда на Коминтерна – узкую улицу с частично односторонним движением и полностью отсутствующими на некоторых участках тротуарами, – трамвай не то, что поедет с нормальной скоростью, можно даже сказать, помчится. Пути хоть и расположены на одном уровне с проезжей частью, но за счёт того, что межрельсовое пространство выложено плитами и головки рельсов не выступают над дорогой, они меньше страдают от наезжающих на них машин. Отсюда – скорость трамвая, его востребованность. Так же покрытие из плит имеют практически все в городе пересечения автодорог с трамвайными линиями.
Конечная остановка "Московский вокзал"

Заброшенный гейт


Улица Коминтерна

Цитирую Википедию (статья, посвящённая тульскому трамваю): «Некоторое время назад (2005-2010 гг. – прим. Авт.) высказывались предложения о ликвидации трамвая в центре города, к счастью, не осуществившиеся. По этим планам после демонтажа путей… трамвайная сеть оказалась бы разбита на две системы… что естественно привело бы к потере значения трамвая в Туле и позволило бы в итоге целиком его ликвидировать». И далее: «Летом-осенью 2012 года была проведена капитальная реконструкция трамвайных путей от Зареченского моста до Центрального универмага… Весной-летом 2013 года ремонтируются треугольники Советская-Оборонная и Советская-Фридриха Энгельса». Другая власть – другая оценка. Хотя сказать, будто работники тульского электротранспорта сегодня смотрят в будущее с оптимизмом, тоже нельзя.

Тульский театр юного зрителя

Храм Илии Пророка (середина XVIII в.)

Улица Менделеевская

Показатель статуса
А теперь в музей самоваров. Мы уже рассмотрели две визитные карточки Тулы – печатные пряники и оружейный промысел. Оба имеют многовековую историю. Теперь остановимся чуть подробнее ещё на одной вещи, которой славится этот город – самовар. В общем-то, этот символ не только Тулы, но и России и стал тем, чем стал благодаря как раз-таки «самопальному» делу. Известно ведь: армия – это приоритет любого государства везде и во все времена. Поэтому самые талантливые технари и ремесленники заняты в военной промышленности, оттуда же поступают на «гражданский» рынок лучшие и наиболее качественные товары народного потребления. Вот и первый в Туле самовар был изготовлен в 1778 году в мастерской оружейника Фёдора Лисицына его сыновьями Иваном и Назаром, с малых лет приученными отцом к работе по металлу. Принято считать, что первый не только в Туле, а и вообще в России, так как самовар Лисицыных – первый, имеющий официальные документальные подтверждения своего появления. Хотя, в действительности их – я имею в виду то, что называют русскими самоварами – наверняка делали и раньше.
Музей "Тульский самовар"





Музей «Тульский самовар» располагается в двухэтажном доме с колоннами 1910 года постройки возле башни Одоевских ворот кремля. В нём три зала – как бы разделённая на три эпохи история этого предмета. От XVIII века – тех самых самоваров Лисицыных – до середины прошлого столетия и наших дней. Самых разнообразных видов и размеров – в форме рюмки (наиболее распространённая), бочонка, яйца, домика; с гравировкой, узорами, обязательно с клеймом изготовителя. Самовар-сбитенник, внешне похожий на чайник, с ручкой и носиком. Использовался для приготовления сбитня – горячего напитка из воды с добавлением мёда, пряностей и трав. Названия самоваров говорят сами за себя, точнее, за фантазию и мастерство авторов – «Кувшин», «Жёлудь». Конечно же, чайники, чайные наборы, инструменты для изготовления – молотки, паяльники. Молотки тоже использовались разные. Одними ковались стенки самоваров, другими шейки, третьими стенки выравнивались, четвёртыми заделывались швы. Не только искусство, но и наука!

Самовары и инструменты для их изготовления

Самовар на Руси – это, как сказали бы сегодня, показатель социального статуса человека и его материального благополучия. Например, самые дешёвые делались из латуни, подороже – из красной меди. Такие пользовались популярностью в купеческих семьях и среди знати. Надо сказать, что производство самоваров в те времена было занятием трудоёмким, на изготовление одной единицы уходило до недели. Это сейчас такого вида продукция делается чаще всего конвейерным способом, а тогда в самовар вкладывался труд представителей нескольких профессий – наводильщиков, лудильщиков, слесарей, токарей.
Выгодное географическое положение и большое количество мастеров по металлу (как же им не быть в оружейной-то столице!) способствовали быстрому развитию промысла. Появились целые поселения, где занимались исключительно самоварами, династии. Самовары совершенствовались, менялся в зависимости от моды и традиций их внешний вид. К середине XIX в Туле существовало 28 фабрик, суммарный выпуск которых достигал 120 тысяч самоваров в год. Это не считая небольших артелей и мастерских. А к концу столетия количество самоварных фабрик уже перевалило за 70. Знающие историю туляки сходу назовут фамилии крупнейших производителей самоваров – Ломовы, Баташевы, Капырзины, уже упомянутые Лисицыны. Список, понятное дело, не полный.

Портрет фабриканта Александра Баташева

Самовары фабрики Баташевых

По старинному обычаю
А началось всё с коллекции, собранной в течение долгих лет сотрудниками Тульского областного историко-архитектурного и литературного музея (ТОИАЛМ) и завода «Штапм», производящего самовары в наши дни. Это я о музее «Тульский самовар», открытом в 1990 году. Из любопытных экспонатов я бы отметил ещё декоративный самовар из дерева, из бересты, сплетённый из лозы. Есть также самовар, в который можно даже зайти внутрь, поднявшись по ступенькам – отдельный, можно сказать, зал с частью экспозиции.



Пережив революции, войны и прочие перипетии XX столетия, самоварный промысел в Туле жив и поныне. В лице единственного, правда, изготовителя – уже упомянутого машиностроительного завода «Штамп» имени Б.Л. Ванникова. В основном, конечно, выпускаются электрические, сувенирные (в том числе, и на заказ), ибо в дровяном былой потребности уже нет. Хотя, как сказать. Цивилизация цивилизацией, но нет-нет, а и встретишь классический самовар, растапливаемый шишками и раздуваемый сапогом. На праздниках, например, народных гуляниях, где предполагается чаепитие. По старинному русскому обычаю.
Конечно, древний город Тула не ограничивается одними лишь пряниками, ружьями, кремлём и самоварами. Рассказать о ней можно ещё очень и очень многое. Как уже отмечал в первой части, обе мои поездки в Тулу состоялись по приглашению местного филиала ОАО «Ростелеком», за что отдельное спасибо пресс-секретарю компании Ольге Левошко. Ольга, надеюсь, эти наши встречи были не последними.
Площадь Ленина. Здание областного правительства

Дворец детско-юношеского творчества, до революции - Тульская городская дума

Бывшая фабрика-кухня, ныне Сбербанк



Часть 3. За самоваром
«Смеркалось. На столе блистая,\\ Кипел вечерний самовар,\\ Китайский чайник нагревая.\\ Под ним клубился легкий пар». Кто не помнит этих строк из «Евгения Онегина»? Сегодня, в заключительной части путевых заметок о Туле – экскурсия в музей «Тульский самовар».

В предыдущих главах мы, осматривая местные достопримечательности, ходили пешком, а сегодня совместим «одиннадцатый маршрут» с поездкой на трамвае. Если во многих городах этот вид общественного транспорта буквально обречён на вымирание, то в Туле он представляет собой зрелище отнюдь не жалкое. Конечно, противников у тульского трамвая хватает, несколько лет назад его вообще чуть было не ликвидировали. Но, к счастью, сохранили. «К счастью» – не мои слова, а мнение местных жителей, с которыми я общался. Тех, кто видит, что трамвай здесь до сих пор остаётся едва ли не основным видом пассажирского транспорта, особенно в часы пик.


Смелое заявление! Интересно, отремонтировали?



Трамвай построить – не ешака купить
Протяжённость трамвайных путей составляет 90 с лишним километров, количество маршрутов – 11. Подвижной состав – преимущественно Татры и боле современные 71-407 производства ОАО «Уралтрансмаш». В прошлом году в городе было закуплено 14 низкозольных вагонов 71-407, обработанных, как сообщает тульский сайт myslo.ru, специальным антивандальным лаком, с которого легко смываются надписи и граффити. 14 вагонов! Каждый ли город с трамвайным сообщением может нынче похвастаться такой обновкой?

Конечная остановка «Московский вокзал». Место довольно пустынное, от самого вокзала до кольца метров 400, поэтому для пассажиров поездов и электричек трамвай не очень удобен. Если не считать нескольких человек из ближайших домов, можно сказать, что трамваи приходят на конечную и отправляются с неё пустыми. Здесь диспетчерская, когда-то отходил гейт к станции Тула-1-Курская, сейчас он заброшен. Народ начнёт заполнять вагоны только на следующей остановке – у треугольника на стыке улицы Коминтерна и въезда на Павшинский путепровод. Время – начало восьмого утра, пассажиров совсем немного. После выезда на Коминтерна – узкую улицу с частично односторонним движением и полностью отсутствующими на некоторых участках тротуарами, – трамвай не то, что поедет с нормальной скоростью, можно даже сказать, помчится. Пути хоть и расположены на одном уровне с проезжей частью, но за счёт того, что межрельсовое пространство выложено плитами и головки рельсов не выступают над дорогой, они меньше страдают от наезжающих на них машин. Отсюда – скорость трамвая, его востребованность. Так же покрытие из плит имеют практически все в городе пересечения автодорог с трамвайными линиями.
Конечная остановка "Московский вокзал"

Заброшенный гейт


Улица Коминтерна

Цитирую Википедию (статья, посвящённая тульскому трамваю): «Некоторое время назад (2005-2010 гг. – прим. Авт.) высказывались предложения о ликвидации трамвая в центре города, к счастью, не осуществившиеся. По этим планам после демонтажа путей… трамвайная сеть оказалась бы разбита на две системы… что естественно привело бы к потере значения трамвая в Туле и позволило бы в итоге целиком его ликвидировать». И далее: «Летом-осенью 2012 года была проведена капитальная реконструкция трамвайных путей от Зареченского моста до Центрального универмага… Весной-летом 2013 года ремонтируются треугольники Советская-Оборонная и Советская-Фридриха Энгельса». Другая власть – другая оценка. Хотя сказать, будто работники тульского электротранспорта сегодня смотрят в будущее с оптимизмом, тоже нельзя.

Тульский театр юного зрителя

Храм Илии Пророка (середина XVIII в.)

Улица Менделеевская

Показатель статуса
А теперь в музей самоваров. Мы уже рассмотрели две визитные карточки Тулы – печатные пряники и оружейный промысел. Оба имеют многовековую историю. Теперь остановимся чуть подробнее ещё на одной вещи, которой славится этот город – самовар. В общем-то, этот символ не только Тулы, но и России и стал тем, чем стал благодаря как раз-таки «самопальному» делу. Известно ведь: армия – это приоритет любого государства везде и во все времена. Поэтому самые талантливые технари и ремесленники заняты в военной промышленности, оттуда же поступают на «гражданский» рынок лучшие и наиболее качественные товары народного потребления. Вот и первый в Туле самовар был изготовлен в 1778 году в мастерской оружейника Фёдора Лисицына его сыновьями Иваном и Назаром, с малых лет приученными отцом к работе по металлу. Принято считать, что первый не только в Туле, а и вообще в России, так как самовар Лисицыных – первый, имеющий официальные документальные подтверждения своего появления. Хотя, в действительности их – я имею в виду то, что называют русскими самоварами – наверняка делали и раньше.
Музей "Тульский самовар"





Музей «Тульский самовар» располагается в двухэтажном доме с колоннами 1910 года постройки возле башни Одоевских ворот кремля. В нём три зала – как бы разделённая на три эпохи история этого предмета. От XVIII века – тех самых самоваров Лисицыных – до середины прошлого столетия и наших дней. Самых разнообразных видов и размеров – в форме рюмки (наиболее распространённая), бочонка, яйца, домика; с гравировкой, узорами, обязательно с клеймом изготовителя. Самовар-сбитенник, внешне похожий на чайник, с ручкой и носиком. Использовался для приготовления сбитня – горячего напитка из воды с добавлением мёда, пряностей и трав. Названия самоваров говорят сами за себя, точнее, за фантазию и мастерство авторов – «Кувшин», «Жёлудь». Конечно же, чайники, чайные наборы, инструменты для изготовления – молотки, паяльники. Молотки тоже использовались разные. Одними ковались стенки самоваров, другими шейки, третьими стенки выравнивались, четвёртыми заделывались швы. Не только искусство, но и наука!

Самовары и инструменты для их изготовления


Выгодное географическое положение и большое количество мастеров по металлу (как же им не быть в оружейной-то столице!) способствовали быстрому развитию промысла. Появились целые поселения, где занимались исключительно самоварами, династии. Самовары совершенствовались, менялся в зависимости от моды и традиций их внешний вид. К середине XIX в Туле существовало 28 фабрик, суммарный выпуск которых достигал 120 тысяч самоваров в год. Это не считая небольших артелей и мастерских. А к концу столетия количество самоварных фабрик уже перевалило за 70. Знающие историю туляки сходу назовут фамилии крупнейших производителей самоваров – Ломовы, Баташевы, Капырзины, уже упомянутые Лисицыны. Список, понятное дело, не полный.

Портрет фабриканта Александра Баташева

Самовары фабрики Баташевых

По старинному обычаю
А началось всё с коллекции, собранной в течение долгих лет сотрудниками Тульского областного историко-архитектурного и литературного музея (ТОИАЛМ) и завода «Штапм», производящего самовары в наши дни. Это я о музее «Тульский самовар», открытом в 1990 году. Из любопытных экспонатов я бы отметил ещё декоративный самовар из дерева, из бересты, сплетённый из лозы. Есть также самовар, в который можно даже зайти внутрь, поднявшись по ступенькам – отдельный, можно сказать, зал с частью экспозиции.



Пережив революции, войны и прочие перипетии XX столетия, самоварный промысел в Туле жив и поныне. В лице единственного, правда, изготовителя – уже упомянутого машиностроительного завода «Штамп» имени Б.Л. Ванникова. В основном, конечно, выпускаются электрические, сувенирные (в том числе, и на заказ), ибо в дровяном былой потребности уже нет. Хотя, как сказать. Цивилизация цивилизацией, но нет-нет, а и встретишь классический самовар, растапливаемый шишками и раздуваемый сапогом. На праздниках, например, народных гуляниях, где предполагается чаепитие. По старинному русскому обычаю.
Конечно, древний город Тула не ограничивается одними лишь пряниками, ружьями, кремлём и самоварами. Рассказать о ней можно ещё очень и очень многое. Как уже отмечал в первой части, обе мои поездки в Тулу состоялись по приглашению местного филиала ОАО «Ростелеком», за что отдельное спасибо пресс-секретарю компании Ольге Левошко. Ольга, надеюсь, эти наши встречи были не последними.
Площадь Ленина. Здание областного правительства

Дворец детско-юношеского творчества, до революции - Тульская городская дума

Бывшая фабрика-кухня, ныне Сбербанк


