mikhailtula (mikhailtula) wrote in ru,
mikhailtula
mikhailtula
ru

Бахчисарайский Успенский мужской монастырь

Бахчисарайский Успенский мужской монастырь

Адрес: 98404, Россия, Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Басенко 57
Телефон: (06554) 4-74-74, моб.(050)360-77-37


Пещерный монастырь находится в 2 км от г. Бахчисарая в ущелье Марьям-Даре (ущелье Святой Марии). На его дне расположены остатки средневекового поселения Салачик и татарские постройки XVI века: мавзолей Хаджи-Гирея и здание медресе.


Точных данных о времени его возникновения, однако, нет. Большинство учёных считают, что он был основан предположительно в конце VIII - начале IX в., когда в Крыму появились иконопочитатели - монахи и миряне, бежавшие сюда от преследований иконоборцев Византии после церковного Собора 754 г.


Тут они селились в горах, создавая пещерные монастыри, одним из которых и был Свято-Успенский. После захвата полуострова золотоордынцами многие монастыри прекратили свое существование. Успенский сохранился и с конца XV века становится резиденцией митрополита и центром православия в Тавриде. Это место освящено чудесным явлением иконы Божией Матери, которая стала главной святыней и глубоко почиталась не только христианами, но и мусульманами.


Русские цари поддерживали монастырь материально. Об этом свидетельствуют грамоты царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова.


Отсюда в 1778 г. по призыву свт. Игнатия Мариупольского совершился выход крымских христиан в Приазовье. Опустела греческая деревня Мариамполь, расположенная рядом с монастырём, её жители осели на берегу Азовского моря, их поселение позже стало городом Мариуполем.




В 1781 году из Антиохии приехал в пристань Буюк-Локбет греческий священник Константин Спиранди. Христиане, оставшиеся в Крыму, узнав об этом, обратились к нему с просьбой, чтобы он остался у них для служения при Бахчисарайском ските (церковь святого Илии в Бахчисарае пред выходом греков обрушилась).


В это время Крым был покорен Россией, в Бахчисарае стояли русские войска, и нужда в богослужении была двойная. Священник этот согласился остаться у греков и до 1800 года жил при Успенской церкви скита.


Когда же греки построили себе в городе храм, тогда Константин Спиранди до самой смерти своей жил в Бахчисарае, исправляя для христиан духовные требы, и погребен под скалою пред Успенской церковью.


С этого момента начинается обновление скита. Бахчисарайский комендант, полковник Тотович, принес ему в дар святой иконостас, а военный губернатор, генерал Каховский, сделал в него на свой счет царские двери, церковный староста, Стефан Калига, расширил пещерный храм и устроил крыльцо и балкон.


В 1800 году был построен в г. Бахчисарае храм во имя святителя Николая Чудотворца, а скит обращен в кладбищенскую церковь. В таком положении приписанный к городской соборной церкви и без собственных священнослужителей, он находился в течение 50 лет.


Но благодать Божия не оставляла его и в это время, являя невиданное присутствие свое чудодейственною силою над болящими, которые с верою прибегали к сему святому месту за помощью. По выходе из скита греков с чудотворно явленною иконой, в Успенской церкви стали совершаться чудеса от иконы Успения Богоматери, пожертвованной в 1781 году Бахчисарайским комендантом (из сербов) полковником Тотовичем.

Не обошли его своим вниманием и члены императорского дома, с 1817 года по 1838 год здесь побывали русские цари Александр I Павлович, Николай I Павлович с наследником, будущим императором Александром II, императрица Александра Фёдоровна, великие князья и княгини.


Возрождение Успенского монастыря началось в 1850 году благодаря стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, стремившегося восстановить древние обители в Крыму и основать новые. 15 августа 1850 года в торжественной обстановке при большом стечении народа был вновь открыт Успенский скит. Вновь открытый монастырь имел лишь 3 пещерные кельи и храм Успения Богоматери.


Монахи в первое время испытывали здесь и голод и холод. Не было подобающих облачений и даже свечей. Постепенно теснили лес виноградники и фруктовые сады, появились скот и пасека.


Наладилась продажа духовных книг, икон, свечей, просфор. К началу XX в. здесь существовало уже пять храмов. Была расширена древняя пещерная церковь в честь Успения Богоматери. Ниже ее находился небольшой пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка.


Построенный на пожертвования симферопольского чиновника Айвазова. Внизу, под скальным навесом, на средства Е. Берковой была построена церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены.


На противоположной стороне ущелья воздвигли храм Георгия Победоносца. Пятый храм, в честь святителя Иннокентия Иркутского, построили в 1896 г. на средней площадке скита в память об архиепископе Херсонском и Таврическом Иннокентии (Борисове), которому принадлежала инициатива воссоздания этой святыни.


Помимо храмов были построены дом настоятеля и двухъярусный корпус, в котором разместились трапезная, кухня с пекарней и шесть келий.


В скале было высечено еще 16 келий, и две построены под скалой. На верх монастырского плато вела лестница из 84 ступеней, вырубленная в скале. Были построены два двухэтажных дома для приема паломников.




Во время Крымской войны 1853-1856 гг. монастырь предоставил гостиницу под госпиталь, в котором работал знаменитый хирург Н. Пирогов. Многие участники этой войны похоронены на монастырском кладбище. Среди них – генерал-адъютант П.А. Вревский и генерал-майор П.В. Вейман, погибшие в сражении при Черной речке 4 августа 1855 г.


В 1921 г. монастырь был закрыт, его заняла колония инвалидов, а позже помещения были проданы и разобраны на стройматериалы.


В годы Великой Отечественной войны в бывшем монастыре также располагался госпиталь. 170 героев освобождения Крыма нашли свой последний приют на кладбище в Монастырской балке.


Монастырь возродился в 1992 г. по благословению владыки Лазаря. В 1993 году часть монастырских строений, которая не нужна была ни властям, ни предприимчивым лицам, была передана братии во главе с игуменом Силуаном.


Восстановлена пещерная Свято-Успенская церковь, вновь отстроена звонница, восстановлены кельи и некоторые хозяйственные постройки, пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка и храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены.


Дело восстановления монастыря шло с большим трудом, и отец Силуан решился на невозможное. Он дал обет не брать ни одного карбованца за службы, которые будут отправляться для прихожан.


С того дня здесь нет никаких расценок ни за крещение, ни за отпевание, ни за совершение молебнов, сорокоустов, освящение домов и начинаемых дел.


В 1992 г. под каменными сводами пещерного храма владыка Лазарь отслужил Божественную литургию с освящением источника. В монастырь вновь вернулась жизнь, он неузнаваемо изменился. Хотя до сих пор вокруг Успенского монастыря идут споры по поводу возвращения ему его исторической территории, восстановлено очень многое. Появились и паломники, и благодетели.


Описание взято из http://drevo-info.ru/articles/4261.html
Tags: Крым
Subscribe
promo ru december 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments