Последний адрес поэта

Квартира на набережной Мойки, 12 - одно из самых известных «пушкинских» мест, наравне с Царскосельским лицеем и усадьбами Болдино и Михайловское. Семья поэта постоянно кочевала из квартиры в квартиру, где проводили зиму, на всё лето обычно перебираясь на дачу. 12 октября 1836 года они сняли одиннадцатикомнатную квартиру в доме княгини Софьи Григорьевны Волконской. Отсюда ранним утром 27 января 1837 года он уехал на Чёрную речку, здесь он умер спустя два дня. Уже 16 февраля Наталья Николаевна с детьми навсегда покинула эту несчастливую квартиру.




1. Участок, на котором стоит дом, в начале 1700-х годов принадлежал архитектору Доменико Трезини. Первый дом на этом месте появился в 1729 году, когда участок был пожалован Петром I своему секретарю кабинета И.А. Черкасову. Это был небольшой одноэтажный дом с высоким цокольным этажом для защиты от наводнений. В 1740-х годах дом перестроили в голландском стиле. В 1762 году он был выкуплен казной и впоследствии подарен Екатериной II Григорию Никитичу Орлову, двоюродному брату знаменитого фаворита. В конце XVIII века дом достался графине Екатерине Петровне Шуваловой, после - купцу первой гильдии Алексею Жадимеровскому, кардинально поменявшему его облик. В 1806 году дом купили князья Волконские. После отправки декабриста Сергея Григорьевича Волконского на двадцатилетнюю каторгу, его сестра, Софья Григорьевна, начала сдавать квартиры внаём.


2. Дом имеет внутренний двор, куда с набережной ведут две арки. В глубине двора расположен двухэтажный корпус конюшен и каретного двора. Они называются  «бироновскими», так как знаменитый фаворит Анны Иоанновны Эрнест Иоганн Бирон жил в доме в 1762 году, к тому времени уже находясь в опале и не занимая никаких должностей. Сейчас весь комплекс принадлежит Всероссийскому музею А.С. Пушкина, в центре двора в 1950 году установлен памятник поэту.


3. Сама же квартира после 1837 года неоднократно сдавалась, перестраивалась, в ней ничего не сохранилось. Владельцами комнат поочередно становились Дворянский земельный банк, канцелярия контроля Николаевской железной дороги, жандармское охранное отделение... При перестройке здания в 1910 году квартира сильно пострадала: вместо парадной лестницы появилась кухня и чёрный ход, посреди квартиры прошёл длинный коридор, а две комнаты отделила от остальных новая лестница. В 1924 году квартира наконец перешла в ведение Пушкинского кружка общества «Старый Петербург», в 1925 году она стала музеем, был отреставрирован кабинет поэта. В 1937 и 1960-80 годах было проведено воссоздание исторического облика квартиры по мемуарам, запискам, свидетельств современников, а также плану, составленному В.А. Жуковским в феврале 1837 года. Вот этот план, находящийся в экспозиции музея.


4. Сейчас в подвале дома расположен гардероб, откуда по лестнице можно подняться в саму квартиру.


5. С лестницы попадаем, понятное дело, в прихожую.


6. Здесь обитает кожаный дорожный сундук начала XIX века.


7. В квартире восстановлены кафельные печи.


8. Далее проходим в столовую.


9. Здесь в буфете выставлено несколько личных вещей поэта.


10. Этот дорожный графин рубинового стекла был с ним в путешествии на юг, а потом был подарен сестре.


11. Следующая комната - гостиная.


12. Для комнаты подобрана мебель первой половины XIX века.


13. На столе стихотворение Пушкина «Памятник».


14. Изящная люстра.


15. Позолоченные каминные часы.


16. Также в комнате представлен стол для игры в шахматы.


17. И старинный вёрджинел (разновидность клавесина).


18. Следующее помещение - комната Наталии Николаевны.


19. В отражении можно заметить крошечный портрет Натальи Гончаровой, написанный Карлом Брюлловым в 1832 году.


20. В «египетском» секретере выставлены вещи, принадлежавшие жене Пушкина. В первую очередь это коралловый браслет с золотыми вставками, подаренный ей в 1840-х годах отцом поэта, Сергеем Львовичем. Также можно увидеть флакончик для духов, маленькие ножницы и кошельки, вышитые шёлком и украшенные бисером.


21. Квартира имела анфиладное устройство, все комнаты были проходными, поэтому кровать Наталии Николаевны от прохода была отгорожена ширмой.


22. Также в экспозиции музея представлены туфельки, в которых Натали танцевала на балах.


23. Рядом располагалась комната одной из её сестёр. Екатерина и Александра Гончаровы снимали квартиру вместе с семьёй Пушкина, внося свою долю оплаты.


24. Екатерина Николаевна, как известно, 10 января 1837 года вышла замуж за Жоржа Дантеса, после роковой дуэли навсегда уехала во Францию, где родила ему четверых детей и умерла в 1843 году, на седьмом году брака.


25. У Пушкина тоже было четверо детей, за которыми присматривали няньки и гувернантки. В квартире на Мойке им была выделена отдельная комната.


26. Пожалуй, это одна из самых просторных комнат квартиры, однако заметок об её интерьере нет, посторонние здесь не бывали. Поэтому здесь представлены портреты и некоторые вещие детей Пушкина: Марии, Александра, Григория, Наталии.


27. Часы с детскими фигурками.


28. Наконец, главное помещение музея - кабинет Пушкина. Это его пространство где он жил, работал и умер.


29. На стене кабинета - портреты друзей-поэтов: А.А. Дельвига, Е.А. Баратынского, В.А. Жуковского, с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя» в тот знаменательный день, когда он закончил свою поэму «Руслан и Людмила». Под картиной представлена сабля дамасской стали. На клинке надпись: «АРЗРУМЪ. 18 iюля 1829». В последний день пребывания Пушкина в Арзруме генерал И.Ф. Паскевич подарил ему эту саблю в память об участии поэта в операции русских войск против турок на Кавказе. Ниже можно увидеть деревянный дорожный сундучок, подарок деда, поэт всюду возил его с собой.


30. Одна из трёх тростей А.С. Пушкина, которые он коллекционировал, с аметистовым набалдашником. Вторая имела завершение из слоновой кости, а в рукоятку третьей была вделана пуговица, взятая, по преданию, с камзола Петра Великого.


31. В библиотеке Пушкина было около четырех тысяч книг на четырнадцати языках.


32. На среднем шкафу - старинные английские напольные часы с боем, они были остановлены Жуковским в минуту смерти Пушкина, и вечно показывают время 14:45. Левее - столик из красного дерева, на нём - курительная трубка в футляре.


33. В центре кабинета – письменный стол Пушкина, простой и удобный. Бронзовая чернильница с фигуркой арабчонка была подарена московским другом П.В. Нащёкиным на Новый 1832 год. Нащёкин писал поэту: «Посылаю тебе твоего предка с чернильницами». Рядом лежит остаток гусиного пера, карманное издание «Евгения Онегина», вышедшее за месяц до смерти Пушкина, шкатулка для бумаг, бронзовый колокольчик, наброски, рукописи… За этим столом была создана «Капитанская дочка», велась работа над «Историей Петра», написано последнее письмо - писательнице А.О. Ишимовой, с просьбой перевести с английского несколько пьес для нового тома журнала «Современник».


34. За столом Пушкин сидел в любимом «вольтеровском» кресле.Оно было изготовлено по специальному заказу мебельным мастером Гамбсом в 1835 году, и стоило 375 рублей. Спинка кресла могла откидываться, внизу была вмонтирована выдвижная скамеечка для ног.


35. 4 ноября 1836 года Пушкину и нескольким его друзьям был доставлен анонимный пасквиль на французском языке, в котором Пушкину присваивался «диплом рогоносца»: косвенный намёк на внимание к Наталье Пушкиной со стороны не только Дантеса, но и самого царя. Сам Пушкин счёл письмо исходящим от Луи де Геккерна, и немедленно послал Дантесу (приёмному сыну Геккерна) вызов на дуэль, которая впоследствии не состоялась. 26 января 1837 года Пушкин отправил Геккерну оскорбительное письмо. В тот же день Луи Геккерн ответил, что от его имени Дантес делает ему вызов, Пушкин без обсуждения принял весьма жёсткие условия дуэли, письменно составленные секретарём французского посольства виконтом д’Аршиаком.


36. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ подполковник Константин Данзас, секундантом Дантеса — д’Аршиак. Условия дуэли, по настоянию Пушкина, были смертельными и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам: они становились на расстоянии двадцати шагов друг от друга, барьер составлял десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру. Не дойдя одного шага до барьера Дантес выстрелил, смертельно ранив Пушкин в живот. Ответным выстрелом Пушкин легко ранил Дантеса в правую руку.


37. В музее можно увидеть дуэльные пистолеты времен Пушкина. Подлинный пистолет Пушкина не сохранился, пистолет Дантеса находится в частном собрании во Франции.


38. Раненый Пушкин был повезён с места дуэли на санях извозчика, а у Комендантской дачи пересажен в карету, которую послал старший Геккерн за Дантесом. В 6 часов вечера его на руках занёс в квартиру дядька Никита Козлов. Узнав о ранении поэта на Мойку приехали его друзья: Александр Тургенев, Василий Жуковский, братья Вяземские, доктор Владимир Даль и др.


39. Жуковский вывешивал на двери квартиры с угольной надписью «Пушкинъ» листы с информацией о состоянии Александра Сергеевича. Видимо, последними сообщениями были: «Первая половина ночи безпокойнее, послъдняя лучше. Новыхь угрожающихъ припадковъ нетъ; но такь же нътъ, и еще и быть не можетъ облегченiя» и «Больной находится въ весьма опасномъ положенiи».


40. Кожаный диван из кабинета Пушкина поступил в музей ещё в 1920-е годы от потомка дворянской семьи Философовых, друзей семьи Пушкина. Лишь в 2010 году, сопоставив следы крови с дивана и с жилета, в котором был Пушкин был 27 января 1837 года, смогли определить, что именно на нём и скончался поэт.


41. Сейчас в кабинете Пушкина можно видеть и тот самый жилет тонкого сукна, в котором поэт стрелялся на дуэли. После похорон П.А. Вяземский попросил у Натальи Николаевны этот жилет на память и заказал для него раму-футляр. Через жилет продернули тесьму, концы которой скрепили сургучной печатью рода князей Вяземских, чтобы никто не мог вынул жилет из футляра, не нарушив печати. Внутри футляра хранится свеча с отпевания Пушкина и перчатка Вяземского - другая такая же была также брошена в гроб В.А. Жуковским.


42. Картина в прихожей: А.А. Козлов, Пушкин на смертном одре.


43. Посмертная маска поэта, выполненная скульптором С.И. Гальбергом, и медальон с прядью его волос, срезанной поклонниками во время отпевания.


44. В 1999 году на втором и третьем этажах дома открылась литературно-монографическая экспозиция «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество».


45. Она включает в себя многочисленные экспонаты пушкинского времени.


46. Они расположены таким образом, чтобы отразить отдельные этапы жизни поэта. Первый зал посвящён Москве, где Пушкин родился и вырос.


47. Императором в то время был Павел Петрович.


48. В 1811-1817 годах Пушкин жил и обучался в Царскосельском лицее. С этим пеналом приходил на занятия его друг Вильгельм Кюхельбекер.


49. Это была эпоха Александра I Благословенного.


50. Зал посвящён недолгому пребыванию в Петербурге после выпуска из Лицея.


51. Один из пушкинских автопортретов того времени.


52. В экспозиции представлены мемориальные предметы и мебель, которые обогащают историко-литературный ряд яркими, живыми подробностями.


53. В 1824 году московская полиция вскрыла одно из пушкинских писем, где тот признавался в увлечении атеизмом. Последовала отставка и ссылка в родовую усадьбу Михайловское. Ссылка пролилась до 1826 года, в отсутствие Пушкина в Петербурге вспыхнуло восстание декабристов, со многими из которых он был знаком. Знаменитый черновик с пятью повешенными и надписью «И я бы могъ, какъ шутъ»...


54. Весной 1828 года во время прогулки в Петропавловской крепости с Пушкиным князь Вяземский подобрал пять сосновых щепок и хранил их потом, как память о казнённых товарищах.


55. В 1827 году, вернувшись в Михайловское после ссылки Пушкин начал роман «Арап Петра Великого».


56. «Евгения Онегина» Пушкин начал писать ещё в южной ссылке, в Кишинёве в 1823 году, а закончил лишь в 1831-м, на арендованной даче в Царском Селе, уже будучи женатым на Наталье Гончаровой.


57. В 1833 году, во вторую «болдинскую осень» Пушкин создал легендарную поэму «Медный всадник», увидевшую свет лишь после его смерти.


58. К концу жизни Пушкин вошёл в высший круг литературного Петербурга.


59. Василий Андреевич Жуковский всю недлинную жизнь поэта был ему ближайшим другом.


60. Незадолго до трагической гибели Пушкин начал работу над масштабной «Историей Петра», оставшейся незавершённой.


61. Самым интересным экспонатом выставки по праву может считаться игрушечный «домик Нащокина».


62. Он может иллюстрировать всю затейливую праздность дворянской жизни.


63. Павел Воинович Нащокин, московский друг поэта, много лет занимался обустройством игрушечной модели своей квартиры, заполненной сделанными на заказ предметами - действующими копиями настоящих, от мебели до самовара и пистолета.


64. Макет восстанавливает вид квартиры на тот момент, когда сюда в гости к другу приезжал Александр Сергеевич.


65. Легко представить, как за этим столом, раскурив трубку, Пушкин играл в карты с московскими приятелями, пока жена Нащокина, Вера Александровна, играла на рояле. Это был последний московский адрес А.С. Пушкина, здесь он прожил с 3 по 20 мая 1836 года. Заядлый картёжник Нащокин в итоге проигрался и умер в нищете в 1848 году. Один «домик» от него и остался...


Другой хороший пост про квартиру: http://melanyja.livejournal.com/638829.html



Также рекомендую ознакомиться с записями:
Пушкинский лицей Выставка восковых фигур Гранд-макет
promo ru december 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…