Меж двух жемчужин

Оригинал взят у nord_traveller в Меж двух жемчужин
Продолжение. Начало здесь
Часть 2. Глухово – Старица
Что полтора века назад крестьяне помещика Ртищева сделали с его имением? Сколько поездов сегодня ходит на участке между Торжком и Ржевом? Небольшой велопоход по пушкинским местам Тверской области продолжается, к вечеру мы доехали до Старицы.
1

Вензеля истории
Это одиноко стоящие двухэтажное здание на окраине деревни Глухово – бывшая администрация Глуховского сельского округа. Бывшая – потому что сейчас такой единицы не существует: с 2005 года округ вошёл в состав Высоковского сельского поселения. А здание, судя по его виду, не используется, ни одного входящего или выходящего оттуда человека мы не встретили. Хотя была пятница и середина рабочего дня. Если так пойдёт и дальше, то бывшая администрация пополнит собой ансамбль разрушающихся построек усадебного комплекса XVIII-XIX веков, расположенного прямо через дорогу. С той лишь разницей, что рухнет оно гораздо быстрее, потому что качество советской кирпичной кладки с тем, как строили 200-300 лет назад, не сравнить.

Бывшая администраци Глуховского с\о
2

2а

2б

2в

В 1847 году владелец усадьбы «Глухово» помещик Дмитрий Ртищев, не имевший наследников, завещал имение и земельные угодья собственным крестьянам. Все они после смерти Ртищева получали вместе со своими семьями вольную и становились «свободными землепашцами». Согласно этому же завещанию, крестьянам также предписывалось в порядке содержать имение и господский дом. Умер Дмитрий Ртищев в 1853 году. Вопреки его ожиданиям, вольных землепашцев совсем не заботило сохранение усадебного комплекса. Горевать по поводу покинувшего их благодетеля также никто не стал, даже панихиду по нему не отслужили. Спустя два года после смерти помещика, главный дом усадьбы был разобран, а кирпич, из которого он был сложен, пошёл на строительство церкви во имя Святого Дмитрия Ростовского. Вот такие хитрые вензеля иной раз закручивает со своими современниками жизнь.

Церковь Святого Дмитрия стоит и поныне, только ни крестов, ни маковок на ней давно нет. От усадьбы сохранились лишь две хозяйственные постройки, кладбищенская кирпичная ограда да единственная башня от окружавшей когда-то поместье крепостной стены. Впрочем, «сохранились» – это будет громко сказано. Красивая, созданная по проекту архитектора Алексея Горностаева (автора Успенского собора в Хельсинки – крупнейшего православного храма в Северной Европе) церковь поросла кустарником, от построек остались разве что кирпичные стены. В одной из них – небольшом флигеле с колоннами – судя по остаткам настенных рисунков, не так давно мог располагаться клуб. Из-за зарослей крапивы едва ли не в человеческий рост ходить по этим местам летом и пытаться что-нибудь разглядеть довольно трудно.
3

Храм Дмитрия Ростовского
3а

3б

3в

Усадебная постройка
3г

3д

3е

3ж

Миновать нельзя остановиться
Пора передохнуть, попить чаю с лежащими в рюкзаке Андрея (ekspromt) монастырскими коврижками, покупаться. Мы свернули с дороги в сторону речки Тьмы, пересекли мост и остановились, не доезжая Саполово. Неширокая Тьма никогда не была глубокой, сейчас же она вовсе обмелела. Нынче из-за малоснежной зимы дефицит воды наблюдался практически на всех даже крупных реках, что уж говорить про такие, как Тьма. Но даже сейчас можно найти более или менее глубокий плёс, возле одного из них мы и устроили привал. Уровень воды в речке хоть и был заметно ниже, на скорости течения это практически не отразилось, Тьма оставалась такой же быстрой, как раньше.

Речка Тьма
4

Бывший мост через Тьму
4а

4б

4в

4г

В который раз уже убеждаюсь: лучше всего утолять в жару жажду горячим чаем. После трёх кружек и серии водных процедур усталость как рукой сняло. Наша следующая остановка будет уже совсем скоро – через каких-то восемь километров в посёлке Высокое. Остановка будет вынужденной, скорректировавшей наш маршрут и планы.

Тот, кто делает погоду, вероятно, знал о нашей вылазке и решил проявить к нам немного благосклонности. В этот день не было изнуряющей жары, иногда ясное небо покрывалось пеленой облаков, что делало поездку гораздо комфортнее. Но как висящее в первом акте ружьё в третьем обязательно стреляет, так и плывущие тучи нет-нет, да и разразятся дождём. Что и произошло. Мы подъезжали к перееду в Высоком, когда начало моросить. Метрах в двухстах находится вокзал, решаем переждать непогоду там. Успели вовремя: только мы пристроились под крышей с торцевой стороны вокзала, захлестало как из ведра. Ливень, то ослабевая, то вновь усиливаясь, продолжался около двух часов. Представляю, как радовались жители Торжокского района дождику в эти знойные засушливые дни! Самое интересное, что в Старице, в каких-то двадцати километрах по прямой, никакого даже намёка на дождь в тот момент не было.
5

5а

Высокое: до дождя...
5б

...и после
5в

А на часах-то, когда мы подъезжали к Высокому, было уже почти пять вечера. Как же быстро в путешествии летит время! Туда заедешь посмотреть-пофотографировать, туда перекусить-искупаться. С кем-то и парой слов перебросишься. Вроде, кажется, ненадолго сошёл, а минутки складываются и складываются в часы. В Старицу нам нужно было попасть до десяти вечера, максимум, до половины одиннадцатого. Не будь дождя, мы бы проехали оставшиеся 60 с лишним километров. Но ливень спутал карты, если добираться самим, то только крутя педали и нагоняя маршрут, никуда от него не отклоняясь. Но можно ли проскочить мимо Берново, не погулять по усадебному парку даже в сумерках и не поразмышлять, за что эти места так любил Пушкин? Что за особая здесь атмосфера, вдохновившая поэта на создание «Повестей Белкина» и седьмой главы «Евгения Онегина»?

Конечно, нельзя. Поэтому, чтобы не мучить себя ни морально, ни физически, решаем чуть облегчить маршрут, и, посидев на вокзале ещё пару часов, доехать на поезде до станции Старица. Там до финишной точки останется каких-то 12 километров. Заодно проверим местный железнодорожный сервис. А в Бернове завтра побываем.
6

6а

6б

Недокрашенный «боинг»
Спасибо дежурной по вокзалу, открывшей нам зал ожидания. На станции Высокое – небольшой деревянный вокзал, такой, какие сейчас встретишь разве что на малодеятельных ветках. Жаль, что сегодняшние реалии сделали таковой участок между Торжком и Ржевом. До распада СССР здесь было достаточно оживлённое движение, ходило большинство пассажирских поездов из северной столицы на Брянск, Калгу, Курск, Симферополь, Адлер. Сегодня Высокое встречает лишь два поезда – пригородный «Торжок – Ржев» да курсирующий три раза в неделю скорый «Санкт-Петербург – Смоленск». С пригородными вообще злая шутка – в духе нынешней политики ОАО «Российские железные дороги». Ещё до 1 июня их было два – утренний и вечерний, теперь остался один. В 9 утра прибывает из Ржева в Торжок, обратно отправляется в 8 вечера. То есть, жители здешних пристанционных посёлков, работающие в Торжке в ночную смену, ни на службу уехать, ни вернуться уже не могут. И автобусов между тем же Высоким и райцентром больше не стало. Местное представительство КПРФ попробовало было вернуть отменённый пригородный поезд, но тщетно.

Вокзал в Высоком
7

7а

7б

В зале ожидания
7в

За почти 4 часа, что мы пробыли в Высоком, мимо прошёл только один грузовой состав, ведомый тепловозом 2ТЭ116. «Фантомасом» или «боингом», как его называют любители железных дорог. Одна половинка тепловоза была зелёной, вторая – попугайской красно-серой расцветки. Может, это секции от разных машин, может, вторую забыли или не успели перекрасить. Но смотрится весьма комично.
8

8а

8б

8в

Поезд пришёл в Высокое в начале десятого – с опозданием минут на 15. Тепловоз и два сидячих вагона – вот весь пригородный. Перевозить в таких вагонах велосипед в рабочем состоянии – совсем не то, что в электричке. Старица, если не считать двух блок-постов, на которых вряд ли кто будет входить-выходить, была следующей станцией. Поэтому мы, кое-как устроившись со своими транспортными средствами в тесных тамбурах – один в одном вагоне, другой в другом, – никому из пассажиров не помешали. Правда, поволноваться, по словам проводниц, мы их всё же заставили. Чем, спрашивать не стали.

В отличие от Высокого, здание вокзала на станции Старица кирпичное и свежеокрашенное, с выложенным плиткой крыльцом. Похоже, посадочную платформу здесь хотят сделать высокой. Для малоиспользуемой линии благоустройство – явление, прямо скажем, не совсем привычное.

Прибывает поезд на Ржев
9

9а

9б

Километровый столб с отметкой «110». Это значит, что почти приехали. Метров через 200 начнётся Старица. Мы едем на ночлег в Свято-Успенский монастырь, нас там ждут. Приходилось кому-нибудь ночевать в обители? Впечатлениями поделюсь в следующей части.

Станция Старица
10

Будет высокий перрон?
10а

10б

Скульптура на станции Старица
10в

111-й километр: почти приехали
10г

Продолжение следует
Tags:
promo ru декабрь 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…