Вышний Волочёк ночью

Вышний Волочёк это прекрасный провинциальный городок Тверской области, расположенный на реке Цна. В городе много интересных зданий, особенно выделяется Казанский женский монастырь, впечатляющий своей необычной архитектурой, но о нём я напишу позднее.
Впервые город упоминается в 1437 году. При Иване Третьем был учрежден Вышневолоцкий ям. В Смутное время Волочёк захватили и разрушили польские войска. Но самые существенные события в истории и развитие Вышнего Волочка начались в 1703 году, когда Петр Первый решил создать регулярную систему каналов для водного сообщения между бассейнами различных морей. В январе 1703 года он подписал указ о строительстве канала на месте волока между Цной и Тверцой. Строительство велось по проекту голландских мастеров и общим надзором князя Матвея Петровича Гагарина, позже ставшего сибирским губернатором и повешенного за злоупотребление властью и казнокрадство в этой должности. Строили канал согнанные со всей России крепостные, что, естественно, существенно удешевляло строительство.
Вышний Волочёк ночью

Вышний Волочёк ночью

Вышний Волочёк ночью

Вышний Волочёк ночью

Вышний Волочёк ночью

Вышний Волочёк ночью

Вышний Волочёк ночью

Вышний Волочёк ночью

Вышний Волочёк ночью

Вышний Волочёк ночью

Вышний Волочёк ночью

Вышний Волочёк ночью

Вышний Волочёк ночью

Вышний Волочёк ночью

Вышний Волочёк ночью

К 1708 году была построена гидросистема, состоящая из Тверецкого (Гагаринского) канала, соединяющего Тверцу и Цну, а также шлюзы на Цне для выравнивания уровней воды. В 1709 году открылось сквозное судоходство из Волги в Ильмень, а летом следующего, 1710 года выяснилось, что канал слишком мелок и большие суда через него летом не проходят, судоходство возможно лишь весной по большой воде и осенью.

Некоторое время исследовали другие реки для возможности соединения их каналами, но в итоге реконструкцией канала занялся Михаил Иванович Сердюков, до этого бывший владельцем винокуренного завода около Волочка, главным поставщиком провианта на строительстве Тверецкого канала, а также бравший самые разнообразные подряды в Волочке. В 1718 году он написал письмо Петру с предложением перенаправить русло реки Шлины, притока Цны, так, чтобы она впадала в Цну выше устья канала и тем самым увеличила объём воды в канале. Сердюков был вызван в Петербург для доклада, и в июне 1719 года был издан указа Сената, передававший Тверецкий канал и шлюзы на Цне в ведение Сердюкова. Работы он выполнял на собственные средства, рассчитывая на доходы от принадлежащих ему кабаков и мельниц в течение 15 лет. К 1722 году он построил плотину на Шлине, а также каналы из Шлины в Цну и из Шлины в Ключино озеро, что изменило русло Шлины. Кроме того, он провёл реконструкцию Тверецкого канала, после чего тот стал пропускать большие суда, и водный путь из Петербурга на Волгу заработал в полную силу. Канал оставался в ведении Сердюкова до его смерти, в 1740 году он создал последнее свое гидротехническое сооружение - Заводское водохранилище на Цне. В 1743 году по указу Елизаветы Сердюкову было пожаловано потомственное дворянство.

Наследники Сердюкова каналом управляли плохо, и в результате в 1765 году на канал был назначен государственный управляющий, а в 1774 году он был полностью передан в казну. В 1770 году он получил статус уездного города Новгородской губернии, в 1772 году - герб. В 1773 году была создана должность директора водяных коммуникаций, которую занял новгородский губернатор Яков Ефимович Сиверс. Он разработал программу усовершенствования всей Вышневолоцкой водной системы, но в 1782 году ушёл в отставку. В 1785 году лично Екатерина II осмотрела сооружения Вышневолоцкой водной системы, которые, по всей видимости, произвели на неё впечатление, так что по возвращении в Петербург она издала указ об улучшении всей системы. Предполагалось заменить деревянные сооружения каменными, что и было выполнено с 1790 по 1797 год. В 1797 году, уже при Павле, управляющим всеми водными коммуникациями России вновь был назначен Сиверс. Несмотря на то, что отчасти его стараниями были построены сразу несколько водных путей, соединявших Волгу и Неву, Вышневолоцкий оставался из них основным и в середине XIX века нуждался в реконструкции. Реконструкцией занялся директор Вышневолоцкого водораздельного участка Осип Иванович Корицкий. В 1824 году он исследовал канал и предложил проект реконструкции, а с 1825 по 1828 год руководил этой реконструкцией, при которой была увеличена дамба на Заводском водохранилище и существенно увеличена площадь самого водохранилища.

Во второй половине XIX века Вышневолоцкая водная система приходит в упадок окончательно. Через Вышний Волочёк в 1849 году прошла Николаевская железная дорога, взявшая на себя большую часть грузопотока. А водное сообщение постепенно переместилось в более удобную Мариинскую водную систему, ныне Волго-Балтийский водный путь. К началу 1890-х годов транзитное движение по Вышневолоцкой водной системе полностью прекратилось, и она использовалась только для местного движения, а также для лесосплава. Хотя систему ещё дважды реконструировали после этого, в 1920-е и в 1940-е годы, она в настоящее время практически не имеет никакого значения для судоходства. От старых гидротехнических сооружений осталось очень немного.
promo ru december 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…
В наши дни Вышний Волочек славится своими пробками в любое время суток. И ходят всякие легенды и байки об объездной, которую всегда "скоро" должны открыть. И знает об этом каждый, кто хоть раз ездил на авто-транспорте из Москвы в Питер или наоборот.