Михаил Летуев (nord_traveller) wrote in ru,
Михаил Летуев
nord_traveller
ru

Categories:

Полярная одиссея тверских лётчиков

Оригинал взят у nord_traveller в Полярная одиссея тверских лётчиков
Несколько дней назад завершил работу полярный лагерь «Барнео» – ежегодный научный, спортивный и туристический центр, действующий каждый апрель на дрейфующих льдах Северного ледовитого океана. А ведь его могло и не быть, если бы не лётчики находящегося в Твери 196-го полка 12-й гвардейской военно-транспортной авиационной Минской дивизии.
1

Я бы в лётчики пошёл – пусть меня научат
Мигалово. Западная окраина Твери, до 1986 года – закрытый военный городок, ныне обычный удалённый от центра микрорайон с разбитыми дорогами и проблемами ЖКХ. Но большие самолёты ВТА всё так же взлетают и садятся совсем рядом с городом. К счастью, взлетают и садятся. Автору этих строк посчастливилось побывать на аэродроме «Мигалово» в рамках блог-тура некоммерческой организации по развитию интернет-журналистики «Портал». А помог организовать посещение в расположение полка член Общественной палаты Тверской области, в прошлом военный лётчик Владимир Левицкий.

Поводов для встречи командования и личного состава 196-го полка ВТА с интернет-пользователями оказалось несколько. Во-первых, совсем скоро мы будем отмечать 69-ю годовщину победы над фашизмом, и мигаловские пилоты готовятся принять участие в посвящённом этой дате воздушном параде над Красной площадью. Во-вторых, уже упомянутый выше дрейфующий лагерь «Барнео». Но был ещё один. Российская армия ещё долго будет пожинать плоды, посеянные недавней реформы экс-министра обороны. Вот пример. Три года в военные вузы не было набора курсантов, процесс обучения возобновился только со сменой главы Минобороны. Но зёрнышко уже дало росток, и дело здесь не только в нехватке пополнения в ближайшие год-два. Кто-то из офицеров рассказал, что, посетив недавно военкомат одного из районов области, попытался узнать, сколько выпускников школ изъявили желание поступать в военные институты и университеты. Ни одного. Не только в лётные, а вообще. То есть, военное образование за эти годы попросту исчезло из программ профориентации.
2

2б

3

А ведь когда-то в военные училища шли именно лучшие выпускники школ, элита – медалисты, спортсмены, парни, уже в подростковом возрасте имеющие твёрдую жизненную цель. Особенно из небогатых семей, из глубинки. Военный вуз – это полное обеспечение на период учёбы, гарантированная занятость и денежный доход, разные льготы плюс гражданская специальность по завершении службы. Носить погоны считалось почётно. Я уже не говорю, насколько курсант в форме выигрывал, по сравнению со своими сверстниками в «гражданке» перед дамами. Конечно, былой престиж офицерской профессии упал не вчера, и даже не позавчера, но «оптимизация по-сердюковски» его окончательно раздавила как танк комок грязи, не дав как следует оправиться. И вот, поняв ошибки предшественников, наверху вновь вспомнили об армии. Хочется надеяться, что не только на словах и не сиюминутно.

Основной «кузницей кадров» для ВТА и для Мигалова в частности всегда являлось Воронежское высшее лётное училище, ныне – военный научный учебный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» с филиалами в Краснодаре, Челябинске, Сырани. Ау, мальчишки, есть среди вас те, кто хочет в небо? Или заниматься обеспечением полётов? Для сведения: жалование лейтенанта – вчерашнего выпускника вуза составляет от 45 до 55 тысяч рублей.

Некоторым блоггерам (справа) разрешили посидеть за штурвалом на авиатренажёре
3

Диспетчерская служба: воздушный коридор свободен
3а

3в

Метеорологическая служба: движется циклон
3г

Рваными клочьями низкая облачность, видимость ниже нуля
За 71 год своего существования 12-й гвардейская Минская дивизия ВТА не раз меняла название и структуру, в её послужном списке – обеспечение ликвидаций бандформирований на Кавказе, участие в миротворческих миссиях ООН в странах Азии и Африки. Во многом благодаря чёткому выполнению транспортниками поставленных задач, важные операции в годы Великой Отечественной войны закончились победой Красной Армии. Это, понятно, не полный перечень. Вообще, писать о лётчиках ВТА можно много, и всё равно останется масса несказанного. Надеюсь, что со временем мне удастся перелистать больше страниц из прошлого и настоящего тверского аэродрома, сегодня мне хотелось бы подробнее остановиться на участии мигаловских пилотов в миссии «Барнео».

Ан-22 готовится к участию в воздушном параде 9 мая
4

4а

4б

4в

Для сравнения немного истории. Чкалов, Леваневский, Байдуков – этих людей в 30-е годы прошлого века знала вся страна. Их приветствовали цветами и овациями, они были кумирами для миллионов советских пацанов, профессия лётчика, благодаря им, была самой популярной среди молодёжи. Сегодня экипаж по возвращении домой встречают лишь командование части, родственники и журналисты, а сообщение об этом часто не превышает двух минут в новостном сюжете. Хотя летать на северный полюс сегодня всё так же сложно, как и двадцать, и пятьдесят, и восемьдесят лет назад. Да, стало больше «умных» приборов, но особую роль всё равно играет человеческий фактор, мастерство пилотов. Тем более – в условиях крайнего севера выполнять десантирование людей и грузов.
5

5а

Барнео. Комплексная высокоширотная арктическая экспедиция, ежегодно организуемая Русским географическим обществом, так же называется дрейфующий ледовый лагерь – база экспедиции – в непосредственной близости (между 88.5 до 89.5 градусами северной широты) к полюсу. Создаётся с 2000 года на месяц-полтора, как правило, в апреле, когда уже наступил полярный день, но не началось таяние льдов, нет сильного ветра, а температура не опускается ниже минус 40. На «Барнео» осуществляется как научная деятельность, так и спортивно-туристическая – прыжки с парашютом, подлёдный дайвинг, лыжные походы, катание на мотосанях и собачьих упряжках.

Фото отсюда
6

Чемпиона мира по фигурному катанию Мики Андо на "Барнео". Фото отсюда
6а

Название станции звучит как шутка – в полную противоположность тропическому острову. На самом деле «Борнео» – это традиционный позывной российских полярных лётчиков. Поэтому, когда встал вопрос о том, как именовать дрейфующий лагерь, долго не раздумывали. Только букву одну поменяли.

Итак, вторая половина марта. Из Твери Ил-76 вылетает в Мурманск. Там его уже ждут члены парашютно-десантной группы и груз: авиационное топливо, генераторы, палатки, тракторы и другое снаряжение. Всё это будет доставлено на полюс по очереди, в три захода. Примерно в это время из Хатанги поднимаются два вертолёта Ми-8 авиакомпании «АэроГео», которые сначала должны будут найти подходящую для дрейфующего лагеря льдину, а потом работать в нём всю смену. После дозаправки на острове Средний в Карском море они по меридиану летят в сторону полюса. Когда топливо на исходе, экипажи вертолётов принимают решение садиться на льдине, выбранное место обозначается как точка «Жалюзи-1». Координаты передают в Мурманск. После этого с местного аэропорта Мурмаши поднимается гружёный керосином транспортник. «После этого» не означает «сразу», иногда экипажи вертолётов могут прождать и неделю, как погода будет.

Бочки с топливом установлены на специальные платформы ПГС-500 (парашютно-грузовая система). Перед их десантированием самолёт слегка поднимает нос вверх, и платформы под собственным весом подкатываются к задней части. Открывается рампа, повинуясь, опять же, силе тяжести, ПГСы выбрасываются в атмосферу.
карта
Далее – как у людей: раскрывается парашют или несколько парашютов, и платформы вместе с грузом приземляются на арктический лёд. Вслед за топливом, в «Жалюзи-1» опускаются первые парашютисты – помогать вертолётчикам обустраивать временный лагерь. А самолёт летит дальше на север в поисках льдины для будущей полярной базы или точки «Жалюзи-2». (Жаль – спутниковые карты не показывают высоких северных широт, поэтому расположение точек «Жалюзи-1» и «Жалюзи-2» лишь схематичное.) Она – льдина – должна быть ровной, без трещин, расщелин и торосов, чтобы убедиться, иногда приходится снижаться и до 500 метров. Нашли – вроде, соответствует нужным критериям. Вроде. Точнее не определить. Штурман засекает координаты, которые передаются ожидающим в точке «Жалюзи-1» вертолётам. Затем самолёт совершает над льдиной ещё два захода: сначала сбрасывает дымовые шашки, затем остальное топливо, оборудование полярников и ещё семерых человек, которые точнее определят, подходит льдина или нет. Если подходит – начинают разворачивать базу для постройки ледового аэродрома, здесь и будет лагерь. Нет – прилетевшие вертолёты продолжат поиски. А Ил-76 возвращается в Мурмаши. Первый его рейс завершён.

«Как лётчики выбирают нужную льдину? Для этого нужен опытный глаз полярника». – Майор Сергей Чуб три года подряд летал на «Барнео» в качестве второго пилота. Мы общаемся с ним, сидя в кабине Ил-76, точно такого же, что в день нашего посещения аэродрома «Мигалово» находился в Мурманске, готовясь совершить к полюсу очередной рейс. Описывать обстановку только с чьих-то слов, несмотря на то, что собеседник чётко и понятно отвечает на все мои уточняющие вопросы, гораздо сложнее, чем, имея собственные впечатления от увиденного и услышанного на месте.

Ил-76МД. Точно такой же находится в Заполярье
7

Сергей Чуб
7а

Когда точка подходящая льдина будет найдена, транспортник отправится в свой второй рейс – с тракторами для расчистки снега. А также трактористами, которые прыгнут с парашютом в тандеме с опытными десантниками и следующей группой полярников. На льдине начнётся строительство взлётно-посадочной полосы для регулярных авиарейсов. Экипаж Ила тем временем снова возвратится в Мурмаши и будет ждать окончания работ на месте будущего лагеря. Получив такую информацию, лётчики отправятся в третий рейс. Повезут оставшееся снаряжение, запас топлива и продовольствия на весь период работы дрейфующего лагеря. Пилоты называют этот рейс творческим, потому что он гораздо сложнее, чем предыдущие. Для десантирования нужно всё продумать до мелочей, чтобы исключить даже самую малую вероятность ошибки. Лагерь-то практически уже готов, и случись сбой в расчётах, груз может приземлиться не в непосредственной близости от базы, а прямо на постройки или ледовую полосу. Прибавьте к этому условия высоких северных широт, когда безоблачная погода может в считанные секунды смениться затяжной пургой, и отсутствие там каких-либо метеорологических станций. Идут тверские лётчики на полюс, в буквальном смысле, вслепую, оценивать обстановку приходится им самим.

На аэродроме Лонгийир на Шпицбергене уже ждёт вылета самолёт Ан-74 компании «ЮТэйр», который и будет совершать регулярные рейсы на полюс, привозить спортсменов, туристов, учёных. Кому интересно, может ознакомиться с работой лагеря «Барнео» на их странице в Интернете. А мигаловские лётчики под командованием Геннадия Гребенщикова отправляются домой, их северная миссия на этот год завершена. В этом году дней пилоты провели за полярным кругом десять дней. Но бывает и дольше. Потому что север был и остаётся севером.
8

8а

8б

Материал подготовлен в рамках блог-тура «Милитари». Партнёры тура:
Тверское представительство ОАО "Ростелеком"
Тверское представительство компании "МегаФон"
Хостел "Кукуруза"
Гастропаб "Вкус и цвет"
Авиабаза "Мигалово"
Администрация Нелидовского района Тверской области
информационный партнёр - "Тверские ведомости" -
Юридический партнёр - "Бизнес Информ" -
Организатор блог-тура - НКО ЧУ РИЖТ "Портал"
Subscribe
promo ru december 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments