Колотун-Бабай (v_murza) wrote in ru,
Колотун-Бабай
v_murza
ru

Незнакомый Тихвин. Введенский монастырь, Царицыно озеро



Старинный русский город Тихвин, ныне районный центр Ленинградской области, возник на месте погоста, первые сведения о котором относятся к XIVв. «Въ лѣто 6891 [1383]… явилася на Тихвинѣ надъ рѣкою на горѣ икона образъ Пречистые на въздусѣ, и събрашася множество народа на великое чюдо то, и на томъ мѣстѣ на горѣ заложиша церковь, три вѣнцы, въ имя честнаго ея Успенiа» (Воскресенская летопись).
Поездки сюда обычно проходят по 1-2 накатанным маршрутам с посещением монастырей Успенского мужского (с домом-музеем Н.А.Римского-Корсакова или без него) и Антониево-Дымского.

За их пределами остается ряд «не раскрученных» объектов с богатейшей историей. Рассказ о них хронологически следует начать с Введенского девичьего монастыря.

КОЛОКОЛЬНЯ У ЛЕСОХИМИЧЕСКОГО ЗАВОДА
Путь к центру Тихвина от трассы СПб-Вологда проходит по ул.Ленинградской. При повороте на ул.Зайцева обращает на себя внимание странного вида здание


Это изуродованная колокольня Введенского монастыря с надвратной церковью Св.Екатерины и Августы. Еще недавно тут находилась пожарная часть Лесохимического завода, который располагается на другой стороне улицы. До большевицкого разорения это была одна из самых красивых церквей в Тихвине.


«Главный вход в обитель ведет через святые ворота под колокольнею, построенною в ограде монастыря. Аллея вековых лип указывает путь к величественному соборному храму Введения пресвятой Богородицы», - строки из описания монастыря начала XX в.

Введенский или Малый монастырь был основан по велению царя Иоанна IV Грозного в 1560г. Он строился одновременно с Успенским мужским монастырем, обе обители были возведены талантливым новгородским строителем Федором Сырковым и представляли собой деревянные крепости, окруженные тыном.
По другой версии, изложенной К.К.Случевским [1], Введенский монастырь является более древним, чем Успенский.

В XVI в. упоминается лишь один храм этой обители — деревянная церковь Введения Богородицы. Первой настоятельницей монастыря считается игуменья Евпраксия.

Монастырь был почти не известен, пока здесь не появилась четвертая супруга Иоанна Грозного - Анна Алексеевна (Ивановна?) Колтовская, постриженная под именем Дария.


АННА КОЛТОВСКАЯ – «ЦАРИЦА ДАРЬЯ»
Бракосочетание Иоанна IV с Анной Алексеевной произошло в 1572г. всего через несколько месяцев после смерти Марфы Собакиной, скончавшейся сразу после свадьбы и так и не ставшей женой царя всея Руси. Его четвертый брак вопреки всем ожиданиям продлился три года.

Об Анне Колтовской сохранилось несколько строк в немногих источниках. Но и по ним можно составить представление о царице. Она была красива, обладала ясным умом и твердым характером. Наиболее достоверным представляется образ Анны, воссозданный С.Ю.Горским в историческом очерке «Жены Иоанна Грозного» (1912):

«…Анна сумела подчинить Иоанна своему властному влиянию. На время царь присмирел, прекратились массовые пытки и казни. Иоанн целые дни проводил в тереме царицы. Там он, отбросив всякий этикет, нередко принимал и доклады от ближних придворных. … Даже ближние опричники должны были отодвинуться на задний план. Сам «верный пес» Иоанна, Малюта Скуратов, временно утратил свое влияние. …Анна вела систематическую борьбу против опричнины. …За один год, в течение которого Иоанн находился под влиянием Анны и ее приближенных, были казнены или сосланы почти все главари опричнины. Понятно, что опричники ненавидели Колтовскую и весь ее придворный штат».

Погубить Анну поклялся старый князь Воротынский. Он расхвалил царю «боярышню Ирину», коей был его юный племянник Борис Ромодановский, переодетый в женское платье. Сластолюбивый царь не только разрешил допустить боярышню до царицы, но даже потребовал, чтобы это было сделано немедленно и приказал выдать ей жемчужное ожерелье из своей казны.
Ромодановский так искусно играл свою роль, что никто не заподозрил обмана. Однако далее события стали развиваться по непредвиденному сценарию. Однажды Иоанн потребовал, чтобы боярышня «постлала ему постель».

«Около полуночи Кремлевский дворец огласился исступленными криками Иоанна. Царь бесновался. Размахивая окровавленным посохом, он, в одной сорочке, бегал по палатам и грозил убить всякого, кто попадался ему на глаза. Все попрятались. Не встречая ни одного человека, на котором он мог бы сорвать злость, Иоанн бросился на половину Анны, где царило полное смятение. Он распахнул дверь, но на пороге упал и забился в припадке. Только это спасло царицу от смерти. Как всегда, за припадком последовало состояние полной апатии. Его перенесли в опочивальню. Там на полу лежал окровавленный труп Бориса Ромодановского, одетый в роскошное платье боярышни, с привязанной косой и жалованным ожерельем на шее. Труп был изрешечен ранами, нанесенными острым царским посохом».

Безумный план Воротынского удался. Анну Колтовскую обвинили в заговоре против государя, и сослали в Воскресенский Горицкий монастырь, что под Вологдой.

Менее чем через год Иван Грозный приказал постричь ее в монахини под именем сестры Дарии во Введенском монастыре в Тихвине. Он казнил почти всех родственников царицы, а за компанию и князя Воротынского.
Покончив с князем, он велел обесчестить его двух дочерей, и сам присутствовал при исполнении этого приказания. Затем в Кремле, на дворцовой площадке, состоялась грандиозная медвежья забава, во время которой звери растерзали всех родственников Воротынского и Ромодановского.

16 мая 1596г. бывшая царица значится уже игуменьей Введенского женского монастыря.В книге «Старый Тихвин и Нагорное Обонежье» тихвинский историк и краевед И.П.Мордвинов (1871-1925) пишет: «… Она отстроила его, увеличила и привела в цветущее состояние; ее хозяйственные предприятия удивляли современников; так, сооружая мельницу на ручье Березовике (нынешнем Введенском), она пропустила сюда воду через канал, проведенный из безымянного озера, находившегося в 7 верстах от монастыря и получившего потом название Царицына. Появление царицы в Тихвине придало особый тон местным отношениям; игумен, монахи, дворяне, посадские люди обращались к Дарье, как своей покровительнице и советнице, и с ее советами сообразовали свои действия. Несомненно, ее влиянием во времена смуты следует объяснить известную солидарность Тихвина с московским боярством и дворянством». [2]

В 1604г. по просьбе игуменьи Введенская обитель вышла из подчинения Успенского монастыря. При Дарии здесь был построен первый каменный храм - трехглавый собор Введения во храм Пресвятой Богородицы.


В Смутное время обитель неоднократно подвергалась нападениям и частичным разорениям. 14 сентября 1613г. все ее деревянные постройки были сожжены шведскими войсками под предводительством Якоба Делагарди. По преданию, во время нападений неприятеля царица Дария со своими сподвижницами скрывалась в лесах и на болотах; возвращаясь в дни затишья в полуразрушенную обитель. После пожара и вплоть до Столбовского мира (1617г.) монахини с игуменьей Дарьей жили в землянке на берегу Царицына озера. Однако прямых документальных или археологических подтверждений этому нет.
Начиная с 1619г., царь Михаил Федорович Романов жалует Введенскому монастырю ряд угодий, поступают в монастырь пожертвования от царственных особ и частных лиц.

5 апреля 1626г. игуменья Дария, приняв схиму, скончалась. В благодарность за усердное служение царица-инокиня была захоронена во Введенском Соборном храме, над могилою была возведена позолоченная гробница.


Позднее там была установлена плита с надписью: «Блаженная памяти Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича царица схимонахиня Дария (Анна Алексеевна) по роду Колтовских погребена на сем месте и племянницы ее княжны Леонида и Александра Григорьевны дочери Гагарина здесь погребены в лето от воплощения Сына Божия 1626 г. месяца апреля 5 дня. Вновь устройся гробница сия по благословению Его Высокопреосвященства Амвросия, митрополита Новогородского и Санкт-Петербургского и благочинного - Большого монастыря архимандрита Самуила, при игумений Таисии старанием священника Иоанна, подаянием граждан и прочих подателей 1814 г.».

Каменные работы продолжились при следующей игуменье Евранее - в 1645г. начато возведение теплой Рождественской церкви с трапезной палатой, а в начале 1650гг. – трехпролетной трехшатровой звонницы.

ВЕК XVIII. ЗНАТНЫЕ УЗНИЦЫ ОБИТЕЛИ
Тихвинский Введенский монастырь, будто продолжая традиции Анны Колтовской, был в XVIIIв. местом ссылки знатных узниц.
В 1728г. сюда была заключена княгиня Аграфена Петровна Волконская (урожд.Бестужева, сестра канцлера Алексея Петровича Бестужева-Рюмина и жена стольника к н.Никиты Федоровича Волконского). Развитая, образованная и честолюбивая женщина, она играла видную роль при Екатерине I и Петре II. После смерти Екатерины I она вошла в заговор, целью которого было не допустить племянниц Петра Великого, Иоанновен, на русский престол. Была арестована в 1728г. Воцарение Анны Иоанновны в 1730 г. лишь ужесточило ее положение.
Овдовевший при жизни жены князь Никита Федорович был превращен в придворного шута, его приставили служить любимой собаке императрицы – суке Цитринке. Аграфену в монастыре даже известили о новом «назначении» мужа. Она умерла в 1732г.

В 1730г. в монастырь под военным конвоем доставили юную княжну Прасковью Григорьевну Юсупову, дочь кн. Григория Дмитриевича Юсупова, с наказом держать накрепко и никого к ней не допускать. Она также имела несчастье вызвать неприязнь императрицы Анны Иоанновны, причины которой неизвестны.

Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением. Худ. Н.В.Неврев, 1886г.

Игуменья Дорофея не знала, где поместить ссыльную и оставила ее в своей тесной келье, отведя небольшой угол за занавеской.
Княжна Прасковья, не отличавшаяся кротостью и смирением, имела неосторожность высказывать вслух крамольные мысли о своем брате Борисе, об Анне Иоанновне и самом Введенском монастыре. Вскоре она тайно направила доверенную женщину в Петербург, скорее всего, питая иллюзии о пересмотре ее дела.

Эта женщина была схвачена и допрошена. Дело княжны, действительно, было пересмотрено. В 1735г. Юсупова была наказана «кошками», пострижена в монахини с именем Проклы и отправлена в вечную ссылку в Сибирь. ТожевоВведенский монастырь, только находящийся в Тобольске. В одном из донесений оттуда говорилось о том, что инокиня Прокла в церковь Божию не ходит, монашеское одеяние не носит и монашеским именем не называется. Из Петербурга в ответ был дан приказ держать княжну подпостоянным караулом и в «ножных железах». Есть данные о том, что в 1746г. Прасковья Юсупова была еще жива, но о дальнейшей ее судьбе ничего не известно.

В «Родословной Пушкиных и Ганнибалов» А.С.Пушкин указывает, что во Введенском монастыре была пострижена жена арапа Петра Великого - Абрама Петровича Ганнибала, урожденная Диопер: «Первая жена его, красавица, родом гречанка, родила ему белую дочь. Он с ней развелся и принудил ее постричься в Тихвинском монастыре, а дочь ее, Поликсену, оставил при себе, дал ей тщательное воспитание, богатое приданое, но никогда не пускал ее себе на глаза».
Но, кажется, в данном случае, Пушкин ошибся.
Евдокия Андреевна Ганнибал после бракоразводного процесса, длившегося 21 год, была в 1754г. указом синода доставлена в Староладожский женский монастырь для неисходного содержания, «дабы оная, пребывая в покаянии, приходила в церковь к повседневному молитвословию, келейнаго правила не оставляла и, по возможности, в монастырских послушаниях обращалась неленостно». Там она и жила до своей кончины.

ВЕК XIX. СОЗИДАНИЕ
Согласно описи 1739г., на территории Введенского Малого монастыря числились строения:
- трехглавый собор Введения во храм Пресвятой Богородицы с двумя приделами Николая Чудотворца и прп. Кирилла Белозерского;
- теплая Рождественская церковь с трапезной палатой;
- трехпролетная трехшатровая звонница;
- 26 келий - настоятельские, монашеские;
- ограда деревянная на 187 саженях.

Новый строительный этап в жизни монастыря начался с приходом игуменьи Августы (1823-1858гг.). Вместо обветшавшей звонницыпо проекту И.И. Шарлеманя была построена четырехъярусная надвратная колокольня. С двух сторон Введенского собора были возведены обширные келейные и хозяйственные корпуса. К монастырской территории присоединили 35 сажень болотистых земель и провели их осушение. Обитель обнесли невысокой каменной стеною с красивыми боковыми башенками.


В 1858г. настоятельницей стала Игуменья Серафима (из дворянского рода Тимковских). При ней полностью сложился архитектурный ансамбль монастыря. Была увеличена высота ограды, внутри обители разбит превосходный сад.

19 июня 1859г. монастырь посетил Император Александр II. Помолившись над надгробьем Благоверной Царицы Дарии, Государь удостоил своим посещением настоятельские кельи и осмотрел монастырь. В память о своем посещении император прислал в обитель священнические облачения, золотой крест для игуменьи из кабинета Его Величества и четки из разноцветных камней с алмазными украшениями.

Во время настоятельства Серафимы в 1863г. в монастырь поступила послушница, в миру Мария из дворянского рода Солоповых. Это будущая игуменья Таисия Леушинская, религиозная подвижница, основавшая более 10 монастырей и скитов и оставившая интереснейшие «Записки» . Прожив во Введенском монастыре 14 лет, она впоследствии именовала его «своей монастырской колыбелью».

Игуменья Рафаила (1876 – 1900гг.) возвела двухэтажный сестринский корпус и провела большие работы по обновлению Введенского собора. При ней в обители был открыт приют для девочек-сирот в память о чудесном спасении Императора Александра III и его семьи во время крушения поезда близ станции Борки 17 октября 1888г.

«Монастырь окружен стеной и внутренний двор его отенен вековыми деревьями. В нем два храма: холодный о трех куполах и летний храм о двух. В первом из них шестиярусный иконостас и обилие икон, очень древних; влево от входа покоится инокиня Дарья, супруга Иоаннова, и нечто вроде раки с неугасаемой лампадою, обозначает место ее последнего упокоения. В монастыре поют замечательно хорошо, в чем можно было убедиться при посѣщении кельи игумении: здесь … спето было несколько духовных песен, и звучали голоса замечательные, свидетельствовавшие о том, что монастырское пение в Тихвине стоит в высокой степени совершенства и делает честь темъ, кто заведует и наблюдает за ним», - это строки описания монастыря К.К.Случевского [1] опубликованного в 1897г.

ВЕК XX. РАЗОРЕНИЕ
К 1917г. в монастыре находилось более 200 монахинь и послушниц, 20 опекаемых инокинями девочек-сирот.
После Октябрьского переворота в женскую обитель пришли другие люди.
Некоторое время сестры оставались жить в монастыре.Чтобы иметь какие-то средства к существованию, они стали санитарками и сиделками, подспорьем было и рукоделие, которым они владели в совершенстве.

Последней настоятельницей (1918-1926гг.) монастыря стала игуменья Иоанникия, в миру Александра Яковлевна Кожевникова.
Новая власть осваивала монастырь по-своему. Со звонницы сбросили колокола, разорили церкви. Монастырское кладбище было осквернено, мраморное изваяние ангела с золотым крестом на могиле игуменьи Августы, надгробные плиты настоятельниц монастыря Марии, Павлы, Серафимы, Рафаилы, как и многие другие, были разрушены.
Игуменьи Иоанникии пришлось присутствовать при изъятии ценностей в своем монастыре, размещении здесь областной детской колонии.
Официально датой закрытия Тихвинского Введенского монастыря считается 1926г. Престарелая Иоанникия оставалась жить в колокольне, в крошечной комнатке.
Осенью 1937г. она была арестована как «участница контрреволюционной группы». После избиений и пыток 79-летняя женщина была расстреляна 3 декабря 1937г., в самый канун престольного праздника – Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Синодом Русской православной церкви Иоанникия причислена к сонму новомучеников.

ВЕК XXI
28 декабря 2011г. депутаты Тихвинского района приняли решение о передаче в федеральную собственность шести объектов культурного наследия Введенского монастыря: Введенского собора (1620г., перестроен в 1882г.), Трапезной палаты с церковью Рождества Богородицы (1645г., перестроена в 1704г.), колокольни со святыми вратами и надвратной церковью Св.Екатерины. Такое решение было принято по просьбе Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.
5 из 6-ти передаваемых зданий уже находятся в безвозмездном пользовании Санкт-Петербургской Епархии РПЦ. Благодаря этому, надвратная церковь действует и восстанавливается усилиями игуменьи монастыря Тавифы и прихожан.
В январе 2012г. обитель покинул спортивный клуб «Богатырь», занимавший разрушающееся здание Введенского собора (фото в заголовке поста).

Вот авторские снимки монастыря февраля 2012г. Состояние его зданий и построек не комментируется.
Колокольня, вход в надвратную церковь Св.Екатерины и Августы

Остатки монастырской стены и святых ворот


Монастырский двор


Интерьеры действующей надвратной церкви.





Введенский собор. Вид со стороны алтарной части, остатки монастырского кладбища.


Поклонный крест у стены собора. На табличке надпись: «Сей поклонный крест освящен 04.12.98 г. в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы». В тот день иноки Успенского мужского монастыря обошли разоренную обитель крестным ходом, а на месте установки креста отслужили панихиду памяти царицы-игуменьи Дарии и всех покоящихся здесь инокинь.


Лицевой фасад собора – фото в заголовке поста.
Так Введенский собор выглядит изнутри. Отсюда только что выехал спортивный клуб.






Здесь была похоронена супруга Иоанна Грозного, здесь крестили Н.А.Римского-Корсакова, здесь венчалась русская поэтесса Мирра Лохвицкая.

Крест у двери во вход, переоборудованный из оконного пролета собора. Помещение в правом крыле, где уже ведется служба

Икона Св. преподобномученицы Иоанникии, последней игуменьи монастыря (2009г.) вместе с Афонским образом Божией матери.

Не знаю, как возник этот световой эффект у образа мученицы, но он кажется здесь очень уместным.

Остатки Рождественской церкви и трапезных палат


Бывший игуменский корпус и его сегодняшний вид




Келейные корпуса


Монастырский страж


ЦАРИЦЫНО ОЗЕРО
Озеро, название которого сохраняет память о царице-инокине Дарии, находятся в 8-ми км. к северу от Тихвина.
Это курортное место. Здесь находятся детский оздоровительный лагерь «Огонек» и параолимпийский реабилитационный центр.

Возле озера установлены поклонный крест и памятный знак в честь воинов 272-й стрелковой дивизии, формировавшейся в ноябре 1941г. из жителей Тихвинского и Капшинского районов, а позже принимавшей участие в боях за Тихвин.


До наших дней не дошли некогда располагавшиеся здесь часовня в память «царицы Дарии» и ее землянка (фото в конце поста, источник [2]). Так о них пишет А.П.Башуцкий в своей работе «Тихвинские монастыри» (СПб, 1854):
«Бывшая царица с двумя своими племянницами скиталась по лесам, укрываясь то от литовцев, то от своих, то от шведов. Сестры монастыря тоже спасались где кто мог, но по обету, несмотря на опасность, собирались тайно к литургии в обитель. Дарья Алексеевна ходила к ней с места укрытия через вязкие болота за четыре версты, или в обход лесною глушью – около семи верст. Место это и теперь принадлежит Введенской обители; оно бездоходно, но для нее драгоценно воспоминанием о благодетельнице, царице-инокине и труженице. Небольшое находящееся там озеро сохранило наименование Царицына; благочестивым приношением устроена близ него малая часовня и заметны еще поныне кое-какие следы основания убогой хижины и дотлевающих остатков стен, за которыми укрывалась, в громимой ужасами войны стране, многострадальная женщина, бурями житейских страстей низведенная сюда с высоты царского трона!».

Озеро было полноводным, с чистой и всегда холодной водой. В 30-е гг. XXв. из-за проведенной мелиорации уровень воды значительно упал. Но, как говорят, и сегодня он лежит выше уровня р.Тихвинки, и даже сохранились остатки канала игуменьи Дарии.

Современный вид озера.


КАК СЮДА ДОЕХАТЬ
Введенский монастырь обозначен на прилагаемой карте. Путь на Царицыно озеро – к северу, по направлению к Лодейному Полю за круговую развязку с самолетом. Сразу за дер.Березовик по указателю от шоссе направо. Сюда ходит городской автобус.


Источники:
[1] К.К.Случевский, По Северо-Западу России, Т. 2, По Западу России. СПб, изд. А.Ф.Маркса,1897г.
[2] Л.Виноградова, Тихвинский Введенский девичий монастырь. СПб, 2005г.


Сайт монастыря .
Реквизиты для пожертвований.

Tags: архитектура, город, заброшенности, история, путешествия, религия, фото
Subscribe
promo ru december 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments