vittasim (vittasim) wrote in ru,
vittasim
vittasim
ru

Солотчинский Рождество-Богородицкий женский монастырь.

Монастырь в Солотче, в 20 км от Рязани, относился к типу «княжеских» обителей, основанных светскими владыками. Основал монастырь Олег Ива́нович Рязанский, в схиме Иоаким — великий князь Рязанский с 1350 года. Монастырь являлся не только центром религиозной и культурной жизни, но и военной крепостью. Благодаря заботе рязанских князей, Солотчинскии монастырь стал одним из самых влиятельных и почитаемых в Рязанской земле и по всей Руси. Жена Олега Ивановича, Великая княгиня Ефросиния, рядом возвела Зачатьевский женский монастырь.






Схема монастыря





Храмы монастыря:
1. Собор Рождества Пресвятой Богородицы
2. Церковь Сошествия Святого Духа
3. Церковь св. Иоанна Предтечи
Другие постройки монастыря:
4. Келейный корпус (XVII-XVIII вв.)
5. Настоятельский корпус (XVIII в.)
6. Монастырская постройка
7. Монастырская постройка
8. Монастырская постройка
9. Ограда и стены (XVII в.)
10.Стены и башни ограды (XVIII в.)

Храм Сошествия Святого Духа на апостолов с трапезной палатой – зимний




храм Рождества Пресвятой Богородицы – летний,




надвратная церковь Иоанна Предтечи, (об этих храмах я расскажу отдельно).




Слева этот парадный участок территории ограничен высокой церковью святого Духа с трапезной палатой, справа – двумя низкими корпусами келий. В западной его части расположены хозяйственные здания начала XX в. Между церковью святого Духа и Святыми воротами в XVIII в. стояли деревянные кельи настоятеля, за которыми в южной части монастыря располагался сад. Небольшой сад был еще у северо-восточного прясла стены около главных ворот. За северной стеной монастыря, в которой и сейчас существуют старые ворота, находились когда-то конюшенный и скотный дворы.





Все сохранившиеся здесь каменные постройки, за исключением собора Рождества, созданы в конце XVII в., когда строительство в монастыре достигло наивысшего расцвета. Возведенные тогда трапезная палата с церковью святого Духа, крепостные стены, церковь Иоанна Предтечи и корпуса келий составляют вместе с другими древними сооружениями, теперь уже несуществующими, интереснейший ансамбль.




Каменная ограда Солотчинского монастыря была построена не сразу. С восточной и южной стороны каменные стены с тремя башнями и Святыми воротами заменили деревянные в 1694-98 гг., а с западной и северной, из-за отсутствия средств, только в 1741- 45 гг. В середине XIX в. западная башня обрушилась вместе с откосом.




Стены с внутренней стороны монастыря представляют собой систему ложных арок, поддерживающих ходовую площадку и деревянное ограждение ее. Кирпичные столбы, стоящие на ходовой площадке, несут конструкцию деревянной кровли. По углам восточной стены стоят круглые башни с маленькими окнами в виде узких бойниц. К башням и надвратной церкви Иоанна Предтечи ведут внутристенные, тоже каменные, лестницы, расположенные в пряслах стен.




Ближе к угловой северо-восточной башне сохранились еще одни ворота XVII в. (1696). С внешней стороны ограды они имеют декор из ширинок, профилированных тяг и узорчатого фриза из квадратных кирпичей. Недавно восстановленные деревянные кровли очень повысили художественную выразительность всех памятников этого прекрасного ансамбля.







Корпуса братских келий и настоятеля, стоящие в северной части монастыря несмотря на все искажения от позднейших ремонтов, которым они подвергались, являются интересными зданиями гражданской архитектуры конца XVII в. Братские кельи состоят из двух типовых блоков; в каждом из них имеются сени, по сторонам которых размещаются кельи.







Широкие лопатки на фасадах корпусов соответствуют внутренним поперечным стенам. Кельи освещаются с двух противоположных фасадов. На главном, южном фасаде расположены окна с кирпичными наличниками. Их своеобразные полуколонки с перехватами объединены подоконными тягами, а вверху-карнизами с кирпичными же фронтончиками. Последние врезаются в венчающий карниз, усложняя этим его форму. Входы в сени располагаются в лоджиях. Их деревянные навесы с поздними фронтоками поддерживаются простыми деревянными столбами, которых в XVII- XVIII вв. не было.







У стены монастыря, снаружи, со стороны монастырской площади - скромная могила погибшего в 1927 году комсомольца.




Погуляем по монастырю и, заодно, заглянем в глубь Истории, чтобы лишний раз удивиться ее непредсказуемости.





В новом монастыре князь Олег Ива́нович Рязанский строит два храма в честь Божией Матери, после чего обитель стала называться Домом Пречистой Богородицы. Князь-инок, приняв схиму, скончался 5 июля 1402 года в возрасте 65 лет, имея за плечами более 50 лет княжения. Был похоронен вместе со своей супругой в Солотчинской обители. В 1402 г., «месяца июля в пятый день, преставился князь велики Олег Ивановичь Рязаньский во иноцех и схиме, нареченный в святом крещении Иаков, а в мнишеском чину Иаким, и положен бысть в его отчине и дедине на Рязани, за Окою-рекою, в монастыри его глоголемом Солотчша. И иде сын его князь Федор во Орду ко царю Шадибеку з дары и со многою честию, възвещаа ему отца своего Олга Ивановича смерть; и пожалова его царь, даде ему отчину его и дедину великое княжение Рязанское улус свой и отпусти его. Он же пришед из Орды в свою землю и сяде на отчине своей и дедине, на великом княжении Рязаньском».




По смерти, Олег положен был в иссеченном каменном гробе в Покровском набережном Солотчи речки храме (я еще вернусь к истории останков великого князя, когда буду рассказывать о соборе Рождества Пресвятой Богородицы). Подле Олега, в том же гробе положена была и супруга его в. княгиня Евфросиния, в иночестве Евпраксия, скончавшаяся, по летописям, 1405 г. 5 декабря, а по Татищеву – 1406 г. в тот же день декабря, в субботу. Постригшись, она имела жительство в Солотчинском же Зачатейском женском монастыре, расстоянием от мужского на версту с несколькими саженями, около той же речки Солотчи, к востоку, где теперь стоит село Солотча. Инокини Зачатейского монастыря в 1682 г. сведены в Аграфенину Рязанскую пустынь, и монастырь упразднен.
Вел. кн. Олег Рязанский и вел. кн-ня Евфросинья Ряз. худ. музей




Покровская церковь была сооружена над гробницами князя Олега Ивановича и его жены, по-видимому, в первой половине XV в. Датировка ее основана не столько на том, что князь Олег умер в 1402 г., а княгиня Евфросинья в 1406 г., сколько на краткой характеристике этой церкви, данной в описи: „под колоколы … каменная вверх" . .. „восьмериком", то есть столпообразная, со звоном наверху. Такие храмы „под колоколы" строились на Руси в XV в., например церковь святого Духа в Троице-Сергиевой лавре в Загорске.
Святые Борис и Глеб. Рельеф из Солотчинского монастыря. Старая Рязань. Шифер. XIII в. Рязань, Краеведческий музей




Известно, что в 1680 году в московском Чудовом монастыре были куплены за большие по тем временам деньги (90 рублей) башенные часы, которые установили на колокольне Покровской церкви. Церковь располагалась у самого обрыва к реке, с северной стороны существующего сейчас каменного настоятельского корпуса XVII в. В 1768 г часть стены ушла в воду, а храм накренился. Около суток он держался на самом краю отвесного берега. За это время успели снять колокола, вынести иконы и церковную утварь. Но самое главное — монахи спасли раку с мощами святого князя Олега и княгини Евфросинии. После этого здание рухнуло с обрыва и скрылось под водой. На плане монастыря в этом месте показана целая система креплений откоса, устроенных, очевидно, после обвала и разборки руин церкви.




До октябрьского переворота в монастыре хранилась кольчуга Олега Рязанского. Кольчуга Олега составлена из железных колец и весит 7,26 кг. Этот «панцирь», который он носил 12 лет под одеждой вместо вериг, легла тяжелым железным покровом на его гробницу. Многие богомольцы притекали к захоронению князя Олега Рязанского. Считалось, что более всего ходатайство князя Олега пред Престолом Божиим помогает при эпилепсии и пьянстве.
Кольчуга вел. кн. Олега Рязанского Ряз. худ. музей





То, что Олег Иванович до своих последних дней, находясь в монастыре, носил под власяницей кольчугу, говорит скорее не о раскаянии, а о том, что князь, даже находясь в монастыре, боялся за свою жизнь. Тем не менее, он погиб через очень небольшой срок после своего пострижения. Возможно, причиной гибели великого князя могло стать то обстоятельство, что к началу XV в. Олег Иванович был, пожалуй, единственным великим князем, успешно противостоявшим политике объединения русских земель любой ценой, которую проводили Василий Дмитриевич с Киприаном. И этой своей успешностью, наглядно демонстрировавшей, что можно жить, не подчиняясь ни Москве, ни Литве, — этим он был опасен митрополиту Киприану, московскому и литовскому великим князьям. Конечно, это только ничем не доказанные подозрения, но убить в монастыре Олега, носившего под одеждой кольчугу, могли только монахи. («Электронный журнал «История»»)




В 1550 г через монастырь прошли на Казань войска Ивана Грозного. Чуть позднее, в третьей четверти XVI века, в честь победы над Казанским ханством в Солотчинской обители была сооружена Алексеевская церковь. В XIX веке она обветшала, и в 1847 году ее разобрали, пустив камни на строительство приходской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в Солотче.




В XVII веке в монастыре процветала иконописная школа. Архив монастыря хранил множество ценных исторических документов, особенно относящихся к XVII веку. Не могу отказать себе в удовольствии перечислить малую часть документов, живых свидетелей нашей истории: Грамоты, памяти, промемории, указы Каменного, Монастырского, Патриарших, Стрелецкого и др. приказов, Синода, Московской губернской канцелярии, рязанских митрополитов и Рязанской духовной консистории, Жалованные грамоты на вотчины и льготы монастырю рязанского вел. кн. Олега Ивановича, Ивана IV, Федора Алексеевича. Книги приходные, приходо-расходные. Росписи, списки крестьянских дворов, даточных людей, стрельцов , крестьян, монастырских угодий, личного состава монастыря, рязанских митрополичьих детей боярских и служителей , гостей монастыря на праздник Преображения. Послужные списки личного состава монастыря. Ведомости о владениях и доходах монастыря. Дела уголовные и гражданские духовенства, монастырских крестьян; о земельных спорах монастыря с крестьянами, помещиками и др. монастырями; дела и документы о строительстве засек, о строительных работах в монастыре (в т. ч. о поставках извести, камня, леса, изготовлении кузнечных изделий и кирпича, покупке изразцов работы С. Полубеса); о сыске беглых крестьян, раскольников, солдат; о неповиновении.




Жизнь Солотчинского монастыря в XVIII - XIX веках ничем особенным не знаменита. Было здесь обширное хозяйство с конюшенным и скотным дворами. Въ свое время монастырь былъ владельцемъ многихъ вотчинъ и угодій; въ 1744 г. имѣлъ до 5.432 душъ крестьянъ. Въ 1723—29 гг. монастыремъ управлялъ архим. Софроній Лихудъ, знаменитый деятель просвещенія при царе Феодоре Алексеевиче.
Теперь монастырь владеетъ 310 дес. земли и получаетъ изъ казны 1249 р. 7 коп. Архимандритъ. Монаховъ и послушниковъ 14. ( Денисов Л.И., Православные монастыри Российской империи,1908 г., изд. А.Д. Ступина).




В Сенатской книге 1784 г есть документы, говорящие о том, что на территории монастыря существовал княжеский дворец Олега Ивановича. После передачи в 1730-х гг. монастырских имуществ в ведомство Коллегии экономии, обитель пришла в полный упадок, в связи с чем архимандриты многократно обращались к государственным и церковным властям с просьбой о денежных ссудах. В 1783 году генерал-губернатор Рязанского наместничества М.Ф. Каменский обратился в правительствующий Сенат с просьбой об ассигнованиях на укрепление берега под Солотчинским монастырем.




В числе необходимых документов был представлен план с изображением всех монастырских построек и проектом системы береговых креплений, выполненный Рязанским губернским архитектором И.Г. Сулакадзевым. Список включает 32 пункта, в числе которых следующие: «№18 — церковь Алексея митрополита Московского, которая была прежде домовой благоверного и великого князя Олега Ивановича Рязанского, №19 — при оной церкви прежде был покой, в котором жил вел. князь Олег, ныне тот покой обращен в теплую церковь, а прежняя зделана алтарем. №20 — покой, в котором для князя печение хлебов производилось, №21 — покои для бывших князя служителей».





Кто-то рассказывал, что на территории монастыря был старый склеп. Недалеко от ограды, в кустах я нашла следы этого склепа.





После 1917 году монастырь был закрыт, а цветущая обитель превратилась в колонию для малолетних преступников.





В 1993 году Солотчинский монастырь был возрожден как женский. Стараниями настоятельницы игумении Варвары (Самариной) и насельниц обитель преобразилась. Вновь здесь звучит молитва, возрождается монашеская жизнь. Престольный праздник – Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября.



















http://rccam.livejournal.com/39405.html
http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=ryazan&page=13
http://www.tury.ru/otzyv/id/149574
http://i-random.ru/2011/04/sudba-solotchinskix-xramov/
http://lib.rus.ec/b/334099/read
http://libinfo.org/index/index.php?id=2136
http://www.history-ryazan.ru/system/files/node_files/obol/+%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B0.pdf
http://mmb-avia.narod.ru/ryazan/solotcha/solotcha.
htm http://www.history-ryazan.ru/node/4442



Tags: регион, россия, рязань
Subscribe
promo ru december 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments