zavodfoto (zavodfoto) wrote in ru,
zavodfoto
zavodfoto
ru

Category:

Комплекс защитных сооружений (КЗС) г. Санкт-Петербурга от наводнений

Не так давно, благодаря компании ОАО «РусГидро», мне удалось побывать в Санкт-Петербурге, там много чего интересного и официального было, была и культурная программа. Так, для нас была устроена экскурсия на Комплекс защитных сооружений (КЗС) г. Санкт-Петербурга от наводнений. Нам, как строителям ПРОМЭНЦИКЛОПЕДИИ в ЖЖ, это очень даже по теме, и мы с большой радостью хотим поделиться увиденным с ВАМИ:

Специфика Санкт-Петербурга такова, что вероятность наводнений на протяжение всей истории города была высока и всегда актуально стоял вопрос, как защитить город? Трудность еще заключается, в специфике местных морских нагонных наводнений, это прежде всего - внезапность, кратковременность и большая интенсивность подъема и спада уровня воды. Потери могут быть очень и очень существенные. Да, они случаются не каждый день, ну а вдруг! Для решения этих задач и был построен этот комплекс. Стройка, как у нас часто бывает, шла с переменным успехом. Строительство комплекса было начато в 1979 году, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 02.08.1979 № 745 «О строительстве сооружений защиты Ленинграда от наводнений». В 1981 году начались работы по возведению основных объектов КЗС. А в шальные 90-е под влиянием разных факторов, в том числе и под влиянием экологов, на сессии Ленсовета 16.10.1990 года было принято решение о нецелесообразности продолжения строительства комплекса. Вот вроде бы и крест можно поставить, а как же решение проблемы то... Прошло 10 лет... В 1996 году проект «Защита Санкт-Петербурга от наводнений» был откорректирован, рассмотрен Главгосэкспертизой Минстроя России и утвержден Минстроем России (приказ от 10 сентября 1996 г. №17-122). Но сама стройка началась лишь в 2001. Совсем хорошо стало после 2002 года, когда были заключены кредитные соглашения с рядом международных институтов и средства на стройку более 325 млн $ были найдены. 12 августа 2011 состоялось торжественное его открытие, на котором присутствовал и В.В. Путин.





2. Схема Комплекса защитных сооружений (КЗС) г. Санкт-Петербурга от наводнений. Общая протяженность КЗС - 25,4 км, из них 22,2 км проходят по акватории Финского залива. КЗС является условной границей между Невской губой и Финским заливом. Административно он входит в состав ФКП «Дирекция КЗС Минрегиона России».

Состав КЗС:

• защитные дамбы Д-1 - Д-11;
• водопропускные сооружения В-1 - В-6;
• судопропускные сооружения С-1 и С-2;
• шестиполосная автомагистраль с мостами, тоннелем и транспортными развязками, проходящая по гребню защитных дамб;
• подходные каналы к С-1 и С-2.

Схема взята с официального сайта КЗС: http://www.dambaspb.ru/

3. Помимо защитной функции, комплекс осуществляет пропуск судов при круглогодичной навигации, по комплексу проходит скоростная автомагистраль и конечно техническое обеспечение природоохранных мероприятий.


4. Участок КАД Санкт-Петербурга, проходящий по гребню дамб КЗС, представляет собой шестиполосную автостраду шириной 29 м, расположенную на отметке 6,5 м над уровнем Балтийского моря. Со стороны Финского залива автодорога ограждена волноотбойным бордюром высотой 1,5 м. Пропускная способность автодороги составляет более 30 000 автомобилей в день.


Одними из основных элементов КЗС являются водопропускные сооружения, которые несут в себе важную экологическую функцию - сохранение естественного водообмена между Невской губой и восточной частью Финского залива. Было спроектировано и построено шесть водопропускных сооружений, каждое из которых оборудовано 10 или 12 стальными сегментными затворами шириной 24 м.

5. Водопропускное сооружение В-6.


6. А вот как В-6 выглядит изнутри


7.


8.


9. Пульт управления водопропускного сооружения В-6.


10 dervishv за работой


11. Полозов Александр Викторович - Руководитель информационного центра КЗС г. Санкт-Петербурга от наводнений


12. Основные функции водопропускных сооружений В-1 - В-6:
Сохранение естественного водообмена между Невской губой и Финским заливом в Северных и Южных воротах Невской губы и защитная функция. Общая протяженность – 1 792 м.


Сегментный затвор - главная составляющая данного технического сооружения. Такой затвор, напоминающий ковш трактора, опускается с помощью мощных гидроцилиндров (поршней). При угрозе наводнения, затворы погружаются в воду на глубину 5 м (на В-2, В-4 и В-5) и на 2,5 м (на В-1, В-3 и В-6). Бетонный наполнитель в затворах позволяет им пробиваться сквозь слой льда толщиной до 600 мм. Все судо- и водопропускные сооружения постоянно открыты, их общий просвет около 2 км, что в 1,5 раза шире, чем все устье реки Невы. Также не создается препятствий для свободного перемещения воды, льда и водных обитателей.

13. Основное оборудование:
Опускные сегментные затворы (общее количество по всем водопропускным сооружениям– 64 шт.);
Ширина затвора – 24 м; Отметка верха затвора: 1,5 м над уровнем Балтийского моря.


14. По протяженности водопропускные сооружения отличаются друг от друга:
В-1, В-6 – 336 м (на каждом сооружении 12 водопропускных секций),
В-2, В-3, В-4, В-5 – 280 м (на каждом сооружении 10 водопропускных секций).
Глубина воды на пороге:
В-1, В-3, В-6 – 2,5 м ниже уровня Балтийского моря,
В-2, В-4, В-5 – 5 м ниже уровня Балтийского моря.


15. Небо над КЗС


16. Въезд на территорию судопропускного сооружения С-2


17. Основная функция судопропускных сооружения С-1 и С-2:
Пропуск судов класса «река-море» с осадкой до 5,3 м при круглогодичной навигации и конечно защита города от наводнений; Кроме этого автотранспортное сообщение по автодорожному мосту над судоходным пролетом.


18.


19. С-2 представляет собой судоходный канал шириной 110 м и глубиной 7 м с подъемно-опускным затвором, который в период спокойной воды находится на дне судоходного канала, в бетонном пазу ниже уровня порога. Во время наводнений эта конструкция поднимается из воды с помощью четырех гидравлических цилиндров и надежно перекрывает судоходный пролет.

В комплекс судопропускного сооружения С-2 входит также подъемный полуторакилометровый автомобильный мост (из сборного железобетона на вертикальных монолитных опорах с ригелями). Мост над каналом может подниматься со своей обычной высоты 16 м до 25 м за 2-3 минуты при помощи канатных механизмов.


20. Судопропускное отверстие:
Ширина судопропускного отверстия – 110 м; Глубина на пороге - 7 м ниже уровня Балтийского моря; Протяженность по оси судового канала (с учетом ограждающих защитных молов) – 350 м. Сооружение оборудовано плоским подъемным затвором.

Затвор:
Длина - 116 м; Высота - 13,5 м; Ширина (толщина) – 9 м; Вес - 2400 т.


21. Автодорожный мост: Длина - 1500 м. Подмостовый габарит – 16,4 м над уровнем Балтийского моря. Мост оборудован подъемно-опускным металлическим пролетным строением. Подмостовой габарит может быть увеличен до 29 м над уровнем Балтийского моря при подъеме центрального пролета моста.


22.


23.


24.


25.


26.


27. Административное здание судопропускного сооружения C-1


28.


29.


30. Центральный пульт управления автомобильного тоннеля


31.


32.


33.


34.


35.


36.


37.


38.


39.


40. Судопропускное сооружение С-1 - сердце всего КЗС. Основными элементами комплекса судопропускного сооружения С-1 являются плавучий затвор, состоящий из двух батопортов, автодорожный тоннель под судоходным каналом (ширина канала – 200 м, глубина – 16 м ниже уровня Балтийского моря), инженерные сооружения, обеспечивающие функционирование тоннеля и затвора.


41.


42.


43.


44.


45. Основное назначение судопропускного сооружения С-1: Пропуск морских судов с водоизмещением до 90 000 тонн с осадкой до 14,3 м при круглогодичной навигации, защита города от наводнений и автотранспортное сообщение по автодорожному тоннелю под судоходным пролетом.


46.


47.


48. Важнейшим элементом С-1 является плавучий затвор, состоящий из двух симметрично выполненных плавучих батопортов. Каждая створка управляется двумя горизонтальными стальными рамами длиной 120 м, расположенными в виде перевернутой буквы А, и присоединяется своим острым углом к литому стальному шарниру с шаром диаметром 1,5 м. Шаровая опора является точкой вращения, вокруг которой поворачивается затвор (напоминает принцип движения руки в локтевом сгибе: локоть – это шарнир, рука – рама затвора, а вытянутое запястье – батопорт).


49.


50. При угрозе наводнения доковые камеры, в которых находятся батопорты, заполняются водой. Затворы всплывают и начинают медленно перемещаться в пролет судоходного канала с помощью тягача, прикрепленного штангой к створке. Достигнув середины канала, батопорты останавливаются на расстоянии 1,5 м друг от друга. Камеры (балластные цистерны) внутри створок заполняются водой и медленно опускаются на порог (подобный принцип погружения у подводной лодки). Таким образом, перекрытый батопортами судоходный канал становится надежной преградой грозным нагонным волнам, несущимся с Финского залива в Санкт-Петербург. Понадобится 45 минут, чтобы перекрыть судоходный канал, и 25 минут, чтобы опуститься на порог.


51. Важно открыть судоходный пролет С-1 (и его брата на С-2 в северной части КЗС) через 48 часов после их закрытия, потому что именно столько времени понадобится водам реки Невы, вытекающим из Ладожского озера всего 74 км вверх по течению, чтобы накопиться и начать создавать наводненческие проблемы в городе.


52.


53.
Судопропускное отверстие:
Ширина судопропускного отверстия – 200 м; Глубина на пороге – 16 м ниже уровня Балтийского моря; Протяженность по оси судового канала (с учетом ограждающих защитных молов) – 350 м. Сооружение оборудовано плавучим сегментным затвором, состоящим из двух симметрично выполненных плавучих створок.

Затвор:
Длина по кривой – 120 м; Высота – 22 м; Ширина (толщина) – 8,3 м.

Монтаж оборудования – 11402 т, в том числе:
- батопорты – 5978 т;
- опорные рамы – 4357 т;
- опоры шаровые – 354 т;
- приводы – 713 т.


54.


55.


56. С помощью вот этого самого поезда-тягача и происходит процесс перемещения затворов


57.


58.


59.


60.


61


62.


63. Как уже мы говорили, в КЗС входит и тоннель, но наш путь лежал в другом направлении поэтому возможности посетить его не было. Но вкратце рассказать о нем это нам не мешает. Тоннель включает в себя два транспортных отсека, в каждом из которых три полосы движения (ширина одного отсека – 15,25 м). Между транспортными отсеками находится служебный отсек, который предназначен для техобслуживания систем тоннеля и эвакуации. Кроме того, вдоль тоннеля по внешним сторонам расположены два кабельных отсека. Общая протяженность тоннеля - 1961 м, включая подземный и рамповые участки. Подземный участок - 1189 м, два рамповых участка по 386 м, два переходных участка по 30 м.


Большое спасибо за интересную экскурсию Полозову Александру Викторовичу - Руководителю информационного центра КЗС г. Санкт-Петербурга от наводнений и компании ОАО «РусГидро» за интересный досуг в Санкт-Петербурге.

Tags: Северо-Запад
Subscribe
promo ru december 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments