oldcolor (oldcolor) wrote in ru,
oldcolor
oldcolor
ru

Ярославль 100 лет спустя. По следам Прокудина-Горского. Часть 3

В одном из наших недавних сообщений мы начали обзор фотосравнений по снимкам Прокудина-Горского, сделанным в Ярославле в 1910 и 1911 гг.  Вторая часть была посвящена ансамблю Коровников.
Третья серия снимков, сохранившихся также в цветном варианте, относится к Толчковской слободе, одному из самых отдаленных районов средневекового Ярославля (который по своей площади был среди крупнейших городов Европы).
Эта слобода возникла на рубеже XV-XVI веков на правом берегу Которосли и была самой большой из закоторсльных слобод, растянувшись по берегу реки на целых полутора километра.
В XVII веке слобода необычайно разбогатела благодаря своему основному промыслу - выделке дорогих кож.  От этого занятия жителей пошло и название Толчково - для кожевенного дела нужна была дубильная краска, получаемая толчением древесной коры.
По традициям того времени толчковцы, соревнуясь в богатстве с другими приходами города, воздвигли в 1671-1687 гг. на свои деньги великолепный каменный храм Иоанна Предтечи. Он стал наивысший точкой в развитии ярославской школы церковного зодчества! 45-метровая колокольня была построена позже, в 1690 г.

Церковь Иоанна Предтечи на Толчкове в 1910 и 2011 гг.:

Посмотреть в высоком разрешении
Один из уникальнейших храмов России, "бриллиант" Ярославской архитектуры, имеющий статус Всемирного наследия ЮНЕСКО наряду со всем историческим центром Ярославля, в наши оказался  на отшибе, в труднодоступном для туристов месте, в окружении промзоны.
Кажется, огромные усилия по реставрации городского центра к 1000-летнему юбилею обошли этот памятник стороной и его внешний вид производит впечатления начинающегося разрушения.
Тем не менее, храм-музей открыт для посетителей. Их привлекают сюда уникальные фрески, по числу сюжетов которых эта церковь стоит на первом месте во всей России! Роспись велась в 1694-1695 гг.  артелью ярославских живописцев во главе с Дмитрием Плехановым и Фёдором Игнатьевым.
Заглянем и мы в храм.

Вход в церковь Иоанна Предтечи из галереи (паперти) в 1911 и 2011 гг.:

Посмотреть в высоком разрешении

Фреска на левой стене в церкви Иоанна Предтечи в 1911 и 2011 гг.:

Посмотреть в высоком разрешении
Пожалуй, это одно из наиболее интересных фотосравнений. Редко, когда между снимками с разницей в 100 лет бывает такое сходство!
Но сравнение фрагментов показывает всё же существенные различия:

Посмотреть в высоком разрешении

Колонка в церкви Иоанна Предтечи в 1911 и 2011 гг.:

Посмотреть в высоком разрешении
С ракурсом (точнее расстоянием) в очредной раз промашка.

До постройки каменной церкви Иоанна Предтечи все храмы в Толчковской слободе были деревянными, они часто горели, и тогда прихожане оставались без храма.  В пожаре 1659 г. сгорела Предтеченская церковь, и часть толчковцев, оставшихся вообще без храма, не стала дожидаться возобновления этой церкви, выделилась из прихода и устроила на месте, где еще недавно был лес, новый храм.  Этот храм, посвященный Николаю Чудотворцу, позже получил уточнение — «на пенье». Эта
часть слободы называлась в быту Выползовой слободой (сегодня забылось и «отщепенство», и это прозвище) (отсюда).

Со временем к церкви Николы Пенского прибавилась построенная в 1682-87 гг. церковь Федоровской иконы Божьей Матери (летняя), которая  с 1987 г. и до освящения нового Успенского собора (2010) выполняла функции кафедрального собора Ярославско-Ростовской митрополии (ныне епархии).

Церковь Федоровской Божьей Матери (летняя) в Ярославле в 1911 и 2011 гг. :

Посмотреть в высоком разрешении

Как видим, никогда не закрывавшийся храм почти не изменился, только прудик перед ним давно исчез.

Вход в летнюю церковь Федоровской Божией Матери в 1911 и 2011 гг.:

Посмотреть в высоком разрешении
Кажется, здесь мне удалось довольно точно попасть в ракурс.

Церковь Николы Пенского (зимняя) в 1911 и 2011 гг.:

Посмотреть в высоком разрешении
По направлению съемки всё заросло, да и с кадрированием опять немного ошибся. Есть ещё и такой вариант:


Для сравнение пара со снимком Антона Моисеева, сделанным в апреле 2009 г.:


Вход в зимнюю церковь [Николы Пенского]. Ярославль в 1911 и 2011 гг.:

Посмотреть в высоком разрешении
С момента съемок Прокудина-Горского построен забор, поэтому теперь приходится выбирать между точностью ракурса и информативностью сравнения.
Вид внутри современной ограды:

Посмотреть в высоком разрешении

Иконостас в зимней церкви Федоровской Божией Матери  1911 и 2011 гг.:

Посмотреть в высоком разрешении

Когда я сделал это фотосравнение, то сначала подумал - наверное, ошибся, это два разных иконостаса!
Но при внимательном изучении оказалось, что всё же тот самый. Очень странно, что он так сильно изменился, если учесть, что храм никогда не закрывался.
С ракурсом как всегда не идеально, но когда делаешь снимок буквально на бегу, имея всего 3 секунды для прицела, и то неплохо :-)

Фреска в [летней] церкви Федоровской Божией Матери в 1911 и 2011 гг.:

Посмотреть в высоком разрешении
Видно, как сильно переписана фреска.

Как говорится, найдите 10 отличий:


На этом наши сравнения по Ярославлю пока заканчиваются. Я не теряю надежды, что однажды мы найдём пропавшие негативы видовых снимков и тогда можно будет все прокудинские фотографии этого изумительного города сравнить в цвете с современностью.
Полную базу работ народного фотопроекта «По следам Прокудина-Горского: 100 лет спустя» можно посмотреть здесь.
Subscribe
promo ru december 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments