Полещук Полещукович (polesh_chuk) wrote in ru,
Полещук Полещукович
polesh_chuk
ru

Крестьянские юридические памятники

В предыдущей статье можно было познакомиться с завещанием свободного и довольно зажиточного крестьянина, составленным почти сто лет после предполагаемых указов царя Федора Иоанновича, согласно которым право крестьянского выхода (из крепостной зависимости) будто бы потеряло силу (так называемая отмена Юрьева дня). И Борис Годунов, которого называли основателем крепостного права, уже лет как 90 помер. А тут крестьянская вотчина, о которой и столбовой дворянин мог бы мечтать, земля передаётся от деда к отцу, от отца к сыну. Разве не удивительно?

Так что же такое - крепостное право? Как это - "закрепостить человека"? Начнём с того, что крепость, кабала - это древние названия договора. Мы уже знаем, что такое заёмная кабала, теперь очередь дошла до служилой кабалы, которой оформлялось поступление на службу одного человека к другому с определёнными обязательствами сторон, отражёнными в этом договоре. И как это не покажется странным сейчас, в XXI веке просвещённой свободы, договор этот составлялся абсолютно добровольно, по собственной воле обеих сторон. Потому что за насильственное лишение человека свободы тогда отрубали голову.

В первом договоре 15-летний Михаил Иевлевич Фёдоров своими ногами идёт в судебную канцелярию г. Костромы, где записываются такие дела, платит тогдашним юристам пошлину, подписывает кабалу (вернее, по его неграмотности, но
с его слов, её подписывает местной площади юрист) и становится холопом, или крепостным, князя Козловского, до самой смерти этого князя.

А вот что может произойти после не такой уж маловероятной, особенно в те времена, смерти благодетеля, можно узнать из второго старинного договора, согласно которому вдова Марфа Борисовна Суворова, в девичестве Андрианова, отпускает на волю, видимо по завещанию покойного мужа и в соответствии с первоначальным договором, своего крепостного Акима Ивановича Медведева с женою, детьми и нажитым имуществом. Где-то через два года и два месяца ставший абсолютно свободным человеком А.И. Медведев по своей же доброй воле вместе с женой и детьми поступает обратно в холопство к той же вдове Марфе Борисовне, в чём на обороте своей же вольной и расписывается  - "К сей кабале послуживец Якимко Иванов сын Медведев руку приложил". Ожидаемый вопрос - зачем это грамотному и свободному человеку? А вот на этот вопрос я постараюсь ответить в следующей такой же небольшой статье.

Служилая кабала на Михаила Иевливича Фёдорова от 4 февраля 1684 года:
Се аз Михайло Иевлев сын Фёдорова, в нынешнем в сто девяносто втором году февраля в четвёртый день бил челом в холопство князь Бо-рису Андреевичю Козловскому, и служивую кабалу на себя даю ему волею своею, и служить мне Мишке Евлеву сыну Фёдорова у него князь Бориса Андреевича Козловского во дворе по его живот [т. е. до кончины князя]. А на то послуси: Григорей Григорьев. А кабалу писал Костромской площади подьячей Логинко Иванов, лета 7000 сто девяносто втораго году, февраля в четвёртый день.
[На обороте подпись:] Послух Гришка руку приложил.
192 [года] февраля в 4 день, на Костроме в приказной избе перед столником и воеводою Борисом Марковичем Чириковым Мишка Иевлев сын Фёдорова в записные кабалныя книги с пошлины записан; в приметы он Мишка ростом середней, волосом рус, глаза серы, нос немного привскорос, у левой руки от палца на первом персте пять рубчиков, от роду себе сказал пятнадцать лет, князь Борису княж Андрееву сыну Козловскому в холопство бил челом и сю кабалу на себя дал волею своею.
[На обороте подписи:] Столник Борис Чириков. Справил Оска Ростовцов. <Акты, т. 2, ст. 33>

Из дела о записке в кабалу Акима Ивановича Медведева от 21 декабря 1683 года:
Паметь мне вдове Марфе Борисове дочери Андреянове жене Ивановича Суворова: отпустила я вдова Марфа после мужа своего Андреяна Ивановича кабалного его человека Якима Иванова сына с женою и с детми на волю, и что у него ни есть животишков его Якимовых, и мне вдове Марфе и детям моим дела нет, в то я ему Якиму я вдова Марфа и отпускную паметь дала. А отпускную паметь писал Рожества Богородицы села Скнятина поп Григорей, по веленью вдовы Марфы Борисовы дочери, лета 7189 октября в [  ] день.
[На обороте подпись:] К сей отпускной памяти Живоначальные Троицы Рябова монастыря Николской поп Герасим, по приказу сына своего духовнаго Андреяна Ивановича Суворова и руку приложил.
[Тут же:] Се аз Яким Иванов сын, прозвище Медведев, с женою своею Матрёною Фёдоровою дочерью, в нынешнем во 191 году декабря в 21 день били челом мы с отпускною в холопство вдове Марфе Бори-совне Андреяновской жене Иванова сына Суворова и служилую кабалу ей на себя даём волею своею, и служити мне Якиму с женою своею у неё вдовы Марфы во дворе по её живот…[Подпись:] К сей кабале послуживец Якимко Иванов сын Медведев руку приложил.
[Рядом помета:] 191 [года] декабря в 21 день, став в Кашине в сьез-жей избе перед воеводою Афонасьем Павловичем Секиотовым, Яким Иванов сын, прозвище Медведев, а сказал: такову на себя и на жену свою Матрёну Фёлорову дочь вдове Марфе Борисовне Андреяновской жене Ивановича Суворова служилую кабалу волею своею дал по её живот, и в книги написано. <Акты, т. 1, ст. 597>
Subscribe
promo ru december 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments