Михаил Путилин - Посол.ЖЖ.РФ (opeka_astrakhan) wrote in ru,
Михаил Путилин - Посол.ЖЖ.РФ
opeka_astrakhan
ru

Categories:

Астраханские истории. Черноярские святыни.

Оригинал взят у opeka_astrakhan в Астраханские истории. Черноярские святыни.
Недавно мне повезло побывать в Черноярском районе нашей области. Времени, как всегда, было в обрез, и всё увидеть всё равно не получилось. Но и того, с чем удалось познакомиться, хватило, как минимум, на увлекательный рассказ, с которого я и начну, пожалуй, в своём блоге и на портале AstrakhanPost.ru новую рубрику "Астраханские истории". Кстати, материал, что вы будете читать у меня, далеко не идентичен тому сюжету, что вышел сегодня на сайте, так что добро пожаловать по ссылке ниже! ;)

До революции в Черноярском уезде насчитывалось 38 сёл и 215 хуторов с населением 147 тысяч человек. Огромная паства. Сейчас в Черноярском районе проживает на территории, уже в четыре раза меньше прежней, всего 20 с лишним тысяч человек - местные жители с давних времён облюбовали себе красивые места по правому берегу Волги, где и появлялись сёла с непременными церквами и храмами, далеко славившиеся своей красотой и чудесами.
   
Солодники. Это село удалено от областного центра на 400 км, от районного - на 90 км, а до Волгограда от него рукой подать - в хорошую погоду чуть ли не меч Родины-Матери можно увидеть. Солодники, как написано на рубеже 20 века в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, село Черноярского уезда Астраханской губернии с населением 5836 жителей, приемным медицинским покоем, 3 училищами, 17 лавками, 9 кузницами, 25 ветряными мельницами, 1 рыболовной ватагой, 1 миножным заведением, 1 паровым маслобойным заводом, ежедневными базарами, 2 ярмарками, с привозом на 33000 р. и продажей на 4700 руб. Жители, кроме земледелия и скотоводства, занимаются извозом, рыболовством, выделкой овчин, варежков, валенных сапог и промыслами колесным, бондарным, горшечным и кирпичным.
  
Церковь в Солодниках 
   
Сейчас здесь проживает около 1700 человек и основным напоминанием о кипучей жизни села до революции служит здание церкви Казанской иконы Божией Матери. Эта церковь была построена в 1899 году в стиле ампир и уже давно не действует. Проблема в том, что её нужно перевести в федеральную собственность, с чем жители и власть обращались даже к Владимиру Путину - местный бюджет, если церковь брать на баланс села, такую ношу явно не потянет. Так что пока, со слов главы МО "Солодниковский сельсовет" Виктора Голованева, памятник архитектуры имеет категорию «бесхозяйного объекта» и ждёт решения своей судьбы в столице. Было бы жалко потерять такую красоту...
   

Едем дальше. Село Старица - в нём располагается восстановлённая церковь Казанской иконы Божией Матери. Уже подъезжая к селу, замечаешь её очертания. По рассказам местных жителей, она сохранилась чудом – в лихие годы её пытались взорвать. Но взрывчатка не смогла поколебать его стен, слишком крепка и основательна была кладка. Позже пытались сделать там клуб, но не смогли – техника того времени не нашла возможности создать перекрытие, чтобы перегородить обширное внутреннее пространство. Так храм и забросили. Рассказывали, что когда в храме снова появились рабочие, чтобы что-то сломать, то в церковь через разбитое окно влетела огромная шаровая молния. Увидев её, рабочие разбежались, а молния спокойно вылетела в противоположное окошко. 
   
Церковь до восстановления
   
Построенная изначально в 1906 году в стиле эклектики с применением псевдорусских мотивов, она за годы советской власти пришла просто в ужасное состояние. В 30-е годы Храм Казанской иконы Божией Матери был закрыт решением большинства жителей села, а имущество было реквизировано и отправлено в г.Царицын. В Храме было устроено зернохранилище. В начале 70-х годов в Храме произошел пожар, рухнула кровля и Храм перестал использоваться, простояв до 2005 года в запустении. Работы по реставрации церкви начались лишь в августе 2006 года.  
   
В 2005 году в селе был открыт приход в честь Казанской иконы Божией Матери. В декабре 2005 года в село прибыл настоятель иерей Вячеслав (Лысиков). Вскоре настоятель обратился к верующим с просьбой оказать помощь в востановлении Храма. Практически все жители села откликнулись и стали принимать участие в расчистке Храма от мусора. В сентябре 2006 года Губернатор Астраханской области Жилкин А.А. посетил село и дал обещание восстановить Храм Казанской иконы Божией Матери. Отец Вячеслав показывает старинные доски, на которых написаны имена попечителей. Среди них - прадед нашего губернатора... Открытие и освящение церкви произошло летом этого года. Теперь, по словам настоятеля, помещение храма по-настоящему ожило благодаря настоящей искре божественной благодати.
    
После реконструкции
Потап Щербаков, прадед астраханского губернатора Александра Жилкина, был попечителем церкви в Старице.
    
Иерей Вячеслав (Лысиков)
   
Кстати, рядом же находится и могила старца архимандрита Досифея (род. в 1848), почитаемого местными жителями как святого человека. Выходец из села Старица, он долгое время жил на Афоне и в Иерусалиме, затем вступил в число братии Тихоновской пустыни Калужской губернии, а потом перешел в скит известной на всю страну Глинской пустыни. В 1909 году иеромонах Досифей прибыл в Высокогорскую Успенско-Николаевскую Чуркинскую пустынь, где начал устраивать скит, получивший название Иоанно-Предтеченского Романовского. Вскоре отец Досифей был удостоен звания архимандрита и назначен благочинным всех астраханских монастырей. Но в 1919 году Чуркинский монастырь и скит при нем были закрыты.
           
Монахов согнали на строительство оборонительных укреплений для Красной Армии, где многие из них скончались от тяжкого труда и болезней. Но архимандрит Досифей остался жив. В 1920 году он вернулся в родное село, где в скором времени образовалась большая община из монахинь разогнанного в 1922 году Воскресенско-Мироносицкого монастыря. Эти монахини, во главе со своей игуменьей Валентиной (Ульяновой), составили тайный монастырь, духовником которого и стал старец Досифей. Монастырь этот просуществовал до 1933 года, когда все монахини были арестованы и сосланы в лагеря.
    
Зубовка. Это то самое село, где как раз и находился Воскресенско-Мироносицкого монастырь. До революции в нашей губернии было всего два женских монастыря - Благовещенский в Астрахани и Воскресенско - Мироносицкий женский общежительный монастырь в Черноярском уезде. Село было "владельческим", заселённым крепостными крестьянами графа А.Н.Зубова (фаворита Екатерины II). В  течении ста лет деревенька оставалась маленькой, всего 67 дворов с населением 300 человек. Была деревянная церковь, 3  мельницы, население занималось скотоводством и земледелием. Но в 1908 году астраханские купцы Губин, Цветков и Куликов облюбовали место возле села и построили за нынешним клубом собор, около которого находилась высокая колокольня. В 1910-1912 годах был построен и монастырь, бывший там с 1987 года под именем общины.  
    
Старые люди рассказывали, что в монастыре имелся большой фонд книг, которые были вывезены и растащены местными жителями после революции. Монастырь был окружен высокой каменной стеной. Где сейчас находится контора, была монастырская столовая, в которой имелось две комнаты, в одной монашки молились, а в другой ели. Жили в здании, где когда-то находился детский сад. В здании яслей находилась гостиная, в которой принимали гостей. У игуменьи был отдельный дом. За ней ухаживали четыре монашки. Переносили ее на носилках, на которых стоял трон. Народ рассказывал, что в монастыре был накоплен большой золотой запас. Жила в селе, мол, верующая старушка, которая ухаживала за игуменьей и видела у нее золото. Женщин в монастыре, по словам заведующего историко-краеведческим музеем села Черный Яр Александра Верблюдова, было 120 человек, и занимались они животноводством, огородом, своим фруктовым садом, шитьем.
    
После революции 1917 года и гражданской войны монахини разъехались, на территории монастыря был организован детский дом. Во время гражданской войны, кстати, село несколько раз переходило от красных к белым. Монашки были за белых. По рассказам старожилов, в село прилетал английский самолет, была монашка, которая разговаривала по-английски с прилетевшими. По-видимому, были вывезены многие ценности из монастыря. Собор сломали в 1922 году. В Великую Отечественную через Зубовку на Сталинград шли наши воинские части. Одна из таких частей остановилась в селе и подвал под старым зданием клуба (бывшая монастырская церковь) стал тогда складом для боеприпасов.
     
В 1902 и 1906 годах в монастырь приезжал Иоанн Кронштадтский. Святой отец помогал в устроении Воскресенско-Мироносицкого женского монастыря в селе Зубовка и освящал вновь созданный в монастыре церковный придел. В иконостасе нового придела находилась знаменитая икона Божией Матери «Нерушимая Стена» (ныне её обрёл самый большой в Поволжье храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Никольское Енотаевского района). На обороте иконы впоследствии была обнаружена надпись, что список иконы написан именно для зубовского монастыря. В 1906 году он вместе с владыкой астраханским Георгием совершил освящение соборного храма в честь Святой Троицы, посвящённый своему небесному покровителю Иоанну Рыльскому. 
    
Настоятельница обители - игумения Евсевия (Полиевктова) была его духовной дочерью. Следует рассказать об одном пророчестве отца Иоанна. При своем первом посещении обители Иоанн Кронштадский благословил её и, освятив место под будущий собор, сказал: «Здесь будет сборный пункт». Прибывшие на освящение собора в 1906 году так и посчитали, что пророчество сбылось, так как огромное число народа съехалось на это торжество. Но вот проходит достаточно много времени, обитель закрывается и в 1930 году в ее стенах организуется «Сборный пункт для сбора детей раскулаченных и высланных за пределы области».

Воскресенско-Мироносицкий монастырь, вид до революции
Вход на территорию бывшего монастыря в Зубовке.
     
Сейчас монастырские стены, как и церковь в Солодниках, ждут своей судьбы. Многие из астраханцев каждый год отправляются в святые обители России: Серафимо-Дивеевский монастырь, Оптину пустынь, Троице-Сергиеву Лавру или на Валаам. Эти места известны именами святых угодников, явлением чудотворных икон или благодатью святых источников. В нашей Астраханской епархии еще нет таких мест, пользующихся общероссийской славою, но и у нас есть свои святыни, к которым тоже направляются паломники, к тому же это объекты огромного интереса и для туристов. Если все пойдет успешно, то в нашей области возродится один из крупнейших женских монастырей, а значит, сбудется и ещё одно пророчество Иоанна Кронштадтского, который предсказал Зубовскому монастырю воскресение из пепла.



"АСТРАХАНСКИЕ ИСТОРИИ" -
новая рубрика об интересных местах и замечательных людях нашего региона
на информационном портале AstrakhanPost.ru


Subscribe
promo ru december 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments