Астраханские истории. Черноярские святыни.

Оригинал взят у opeka_astrakhan в Астраханские истории. Черноярские святыни.
Недавно мне повезло побывать в Черноярском районе нашей области. Времени, как всегда, было в обрез, и всё увидеть всё равно не получилось. Но и того, с чем удалось познакомиться, хватило, как минимум, на увлекательный рассказ, с которого я и начну, пожалуй, в своём блоге и на портале AstrakhanPost.ru новую рубрику "Астраханские истории". Кстати, материал, что вы будете читать у меня, далеко не идентичен тому сюжету, что вышел сегодня на сайте, так что добро пожаловать по ссылке ниже! ;)

До революции в Черноярском уезде насчитывалось 38 сёл и 215 хуторов с населением 147 тысяч человек. Огромная паства. Сейчас в Черноярском районе проживает на территории, уже в четыре раза меньше прежней, всего 20 с лишним тысяч человек - местные жители с давних времён облюбовали себе красивые места по правому берегу Волги, где и появлялись сёла с непременными церквами и храмами, далеко славившиеся своей красотой и чудесами.
   
Солодники. Это село удалено от областного центра на 400 км, от районного - на 90 км, а до Волгограда от него рукой подать - в хорошую погоду чуть ли не меч Родины-Матери можно увидеть. Солодники, как написано на рубеже 20 века в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, село Черноярского уезда Астраханской губернии с населением 5836 жителей, приемным медицинским покоем, 3 училищами, 17 лавками, 9 кузницами, 25 ветряными мельницами, 1 рыболовной ватагой, 1 миножным заведением, 1 паровым маслобойным заводом, ежедневными базарами, 2 ярмарками, с привозом на 33000 р. и продажей на 4700 руб. Жители, кроме земледелия и скотоводства, занимаются извозом, рыболовством, выделкой овчин, варежков, валенных сапог и промыслами колесным, бондарным, горшечным и кирпичным.
  
Церковь в Солодниках 
   
Сейчас здесь проживает около 1700 человек и основным напоминанием о кипучей жизни села до революции служит здание церкви Казанской иконы Божией Матери. Эта церковь была построена в 1899 году в стиле ампир и уже давно не действует. Проблема в том, что её нужно перевести в федеральную собственность, с чем жители и власть обращались даже к Владимиру Путину - местный бюджет, если церковь брать на баланс села, такую ношу явно не потянет. Так что пока, со слов главы МО "Солодниковский сельсовет" Виктора Голованева, памятник архитектуры имеет категорию «бесхозяйного объекта» и ждёт решения своей судьбы в столице. Было бы жалко потерять такую красоту...
   

Едем дальше. Село Старица - в нём располагается восстановлённая церковь Казанской иконы Божией Матери. Уже подъезжая к селу, замечаешь её очертания. По рассказам местных жителей, она сохранилась чудом – в лихие годы её пытались взорвать. Но взрывчатка не смогла поколебать его стен, слишком крепка и основательна была кладка. Позже пытались сделать там клуб, но не смогли – техника того времени не нашла возможности создать перекрытие, чтобы перегородить обширное внутреннее пространство. Так храм и забросили. Рассказывали, что когда в храме снова появились рабочие, чтобы что-то сломать, то в церковь через разбитое окно влетела огромная шаровая молния. Увидев её, рабочие разбежались, а молния спокойно вылетела в противоположное окошко. 
   
Церковь до восстановления
   
Построенная изначально в 1906 году в стиле эклектики с применением псевдорусских мотивов, она за годы советской власти пришла просто в ужасное состояние. В 30-е годы Храм Казанской иконы Божией Матери был закрыт решением большинства жителей села, а имущество было реквизировано и отправлено в г.Царицын. В Храме было устроено зернохранилище. В начале 70-х годов в Храме произошел пожар, рухнула кровля и Храм перестал использоваться, простояв до 2005 года в запустении. Работы по реставрации церкви начались лишь в августе 2006 года.  
   
В 2005 году в селе был открыт приход в честь Казанской иконы Божией Матери. В декабре 2005 года в село прибыл настоятель иерей Вячеслав (Лысиков). Вскоре настоятель обратился к верующим с просьбой оказать помощь в востановлении Храма. Практически все жители села откликнулись и стали принимать участие в расчистке Храма от мусора. В сентябре 2006 года Губернатор Астраханской области Жилкин А.А. посетил село и дал обещание восстановить Храм Казанской иконы Божией Матери. Отец Вячеслав показывает старинные доски, на которых написаны имена попечителей. Среди них - прадед нашего губернатора... Открытие и освящение церкви произошло летом этого года. Теперь, по словам настоятеля, помещение храма по-настоящему ожило благодаря настоящей искре божественной благодати.
    
После реконструкции
Потап Щербаков, прадед астраханского губернатора Александра Жилкина, был попечителем церкви в Старице.
    
Иерей Вячеслав (Лысиков)
   
Кстати, рядом же находится и могила старца архимандрита Досифея (род. в 1848), почитаемого местными жителями как святого человека. Выходец из села Старица, он долгое время жил на Афоне и в Иерусалиме, затем вступил в число братии Тихоновской пустыни Калужской губернии, а потом перешел в скит известной на всю страну Глинской пустыни. В 1909 году иеромонах Досифей прибыл в Высокогорскую Успенско-Николаевскую Чуркинскую пустынь, где начал устраивать скит, получивший название Иоанно-Предтеченского Романовского. Вскоре отец Досифей был удостоен звания архимандрита и назначен благочинным всех астраханских монастырей. Но в 1919 году Чуркинский монастырь и скит при нем были закрыты.
           
Монахов согнали на строительство оборонительных укреплений для Красной Армии, где многие из них скончались от тяжкого труда и болезней. Но архимандрит Досифей остался жив. В 1920 году он вернулся в родное село, где в скором времени образовалась большая община из монахинь разогнанного в 1922 году Воскресенско-Мироносицкого монастыря. Эти монахини, во главе со своей игуменьей Валентиной (Ульяновой), составили тайный монастырь, духовником которого и стал старец Досифей. Монастырь этот просуществовал до 1933 года, когда все монахини были арестованы и сосланы в лагеря.
    
Зубовка. Это то самое село, где как раз и находился Воскресенско-Мироносицкого монастырь. До революции в нашей губернии было всего два женских монастыря - Благовещенский в Астрахани и Воскресенско - Мироносицкий женский общежительный монастырь в Черноярском уезде. Село было "владельческим", заселённым крепостными крестьянами графа А.Н.Зубова (фаворита Екатерины II). В  течении ста лет деревенька оставалась маленькой, всего 67 дворов с населением 300 человек. Была деревянная церковь, 3  мельницы, население занималось скотоводством и земледелием. Но в 1908 году астраханские купцы Губин, Цветков и Куликов облюбовали место возле села и построили за нынешним клубом собор, около которого находилась высокая колокольня. В 1910-1912 годах был построен и монастырь, бывший там с 1987 года под именем общины.  
    
Старые люди рассказывали, что в монастыре имелся большой фонд книг, которые были вывезены и растащены местными жителями после революции. Монастырь был окружен высокой каменной стеной. Где сейчас находится контора, была монастырская столовая, в которой имелось две комнаты, в одной монашки молились, а в другой ели. Жили в здании, где когда-то находился детский сад. В здании яслей находилась гостиная, в которой принимали гостей. У игуменьи был отдельный дом. За ней ухаживали четыре монашки. Переносили ее на носилках, на которых стоял трон. Народ рассказывал, что в монастыре был накоплен большой золотой запас. Жила в селе, мол, верующая старушка, которая ухаживала за игуменьей и видела у нее золото. Женщин в монастыре, по словам заведующего историко-краеведческим музеем села Черный Яр Александра Верблюдова, было 120 человек, и занимались они животноводством, огородом, своим фруктовым садом, шитьем.
    
После революции 1917 года и гражданской войны монахини разъехались, на территории монастыря был организован детский дом. Во время гражданской войны, кстати, село несколько раз переходило от красных к белым. Монашки были за белых. По рассказам старожилов, в село прилетал английский самолет, была монашка, которая разговаривала по-английски с прилетевшими. По-видимому, были вывезены многие ценности из монастыря. Собор сломали в 1922 году. В Великую Отечественную через Зубовку на Сталинград шли наши воинские части. Одна из таких частей остановилась в селе и подвал под старым зданием клуба (бывшая монастырская церковь) стал тогда складом для боеприпасов.
     
В 1902 и 1906 годах в монастырь приезжал Иоанн Кронштадтский. Святой отец помогал в устроении Воскресенско-Мироносицкого женского монастыря в селе Зубовка и освящал вновь созданный в монастыре церковный придел. В иконостасе нового придела находилась знаменитая икона Божией Матери «Нерушимая Стена» (ныне её обрёл самый большой в Поволжье храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Никольское Енотаевского района). На обороте иконы впоследствии была обнаружена надпись, что список иконы написан именно для зубовского монастыря. В 1906 году он вместе с владыкой астраханским Георгием совершил освящение соборного храма в честь Святой Троицы, посвящённый своему небесному покровителю Иоанну Рыльскому. 
    
Настоятельница обители - игумения Евсевия (Полиевктова) была его духовной дочерью. Следует рассказать об одном пророчестве отца Иоанна. При своем первом посещении обители Иоанн Кронштадский благословил её и, освятив место под будущий собор, сказал: «Здесь будет сборный пункт». Прибывшие на освящение собора в 1906 году так и посчитали, что пророчество сбылось, так как огромное число народа съехалось на это торжество. Но вот проходит достаточно много времени, обитель закрывается и в 1930 году в ее стенах организуется «Сборный пункт для сбора детей раскулаченных и высланных за пределы области».

Воскресенско-Мироносицкий монастырь, вид до революции
Вход на территорию бывшего монастыря в Зубовке.
     
Сейчас монастырские стены, как и церковь в Солодниках, ждут своей судьбы. Многие из астраханцев каждый год отправляются в святые обители России: Серафимо-Дивеевский монастырь, Оптину пустынь, Троице-Сергиеву Лавру или на Валаам. Эти места известны именами святых угодников, явлением чудотворных икон или благодатью святых источников. В нашей Астраханской епархии еще нет таких мест, пользующихся общероссийской славою, но и у нас есть свои святыни, к которым тоже направляются паломники, к тому же это объекты огромного интереса и для туристов. Если все пойдет успешно, то в нашей области возродится один из крупнейших женских монастырей, а значит, сбудется и ещё одно пророчество Иоанна Кронштадтского, который предсказал Зубовскому монастырю воскресение из пепла.



"АСТРАХАНСКИЕ ИСТОРИИ" -
новая рубрика об интересных местах и замечательных людях нашего региона
на информационном портале AstrakhanPost.ru


promo ru december 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…