avomarba (avomarba) wrote in ru,
avomarba
avomarba
ru

Categories:

Верхнее Камье

Село Верхокамье … Верхнекамье … Верхнее Камье. Для большинства Верхокамье – это территория в верховьях Камы, не имеющая постоянных очертаний, охватывающая районы Удмуртии, Пермского края, Кировской области. 


 Однако в  Афанасьевском районе есть свое маленькое Верхокамье.



Уместно будет начать с древней истории места, где находится село. Об этом писал Первухин (По следам чуди. 1896 г.), известный собиратель чудских древностей. Посещая село и обследуя городища чуди белоглазой вокруг него, он беседовал с крестьянами, которые знали от предков и помнили первых обитателей крутых камских берегов.

Остановившись на почтовой станции Кораблевская (деревня Корабли, практически представляющая собой единое целое с селом, но расположенная непосредственно на дороге), Первухин на обратном пути в Глазов узнал о преданиях Верхокамья ( в то время Екатерининского) и отправился на осмотр окраин села и ближних деревень.

«На станции Кораблевской мы случайно узнали о существовании, до сего времени нам неизвестного, чудского могильника на задворках починка Угорского, не далее версты от станции, у берега Камы, немного ниже села Екатерининского (Верхокамского). На этом могильнике, как оказывается, уже давно брали глину и песок для печей, при чем находили и разные вещицы, но об этих находках я ничего до сих пор не знал".

Фото с сайта "В контакте"


При беглом осмотре и неглубоких раскопках, Первухин и его товарищи обнаружили две сложные бусины золотистого цвета чудского типа и обломки от костей рук или ног человека.

На расспросы, где жили хороненные на этом кладбище чудские люди, старики показали на тот угор, на котором стояло село Екатерининское, передавая слышанное еще от дедов предание, что чудские люди, жители того угора, где стоит село, кидались шарами да палками в чудских же людей, которые жили на Ильяшевской слудке. Другие же из местных крестьян указали, что в самой низине Камы, под их угором, есть какой-то «чудской холм», на который, по их словам, нельзя было добраться на телеге вследствие крутизны спуска и топкости самой низины. Холм этот оказался продолговатой формы, с довольно крутыми боковыми откосами, частью поросшими хвойным лесом. В устройстве самого холма теперь трудно видеть следы человеческой руки, но должно быть замечено, что он как бы окопан вокруг канавою, образующей озерко, которое по канаве сливается с Камою, причем последняя канава вдвое шире, но мельче канавы северной.

Таковы следы чуди на территории современного села.

Само село Верхокамье было образовано в 1757 г. в связи с постройкой деревянной церкви во имя Святой Екатерины, просуществовавшей до 1778 г. Вместо нее в 1784 г. выстроили новый, тоже деревянный, храм в честь иконы Владимирской Божьей Матери с Екатерининским приделом. В 1840-е гг. прихожане начинают готовить строительный материал для возведения каменной церкви, но по причине непригодности местной глины для обжига кирпича от этой затеи пришлось отказаться. Тогда решили отремонтировать старый храм и подвести под него каменный фундамент. Следовало «церковь снаружи обшить тесом, колокольницу перенесть пред самую церковь и поставить в 4 саж. от оной, сделать под нею вход в церковь, между церковью и колокольнею на той и другой стороне паперти сделать теплые палатки с особыми дверьми с паперти». Через 20 лет перестроенная церковь сгорела до основания с домами причта.
Для постройки новой церкви взят план из имевшегося при волостном правлении сокращенного «Атласа проэктов и чертежей сельских построек». Освятили Владимирскую церковь в 1874 г.
Информация и фото с сайтов http://blagoslovi.ru/istoriya-i-arkhitekturnyi-oblik-tserkvi-vladimirskoi-bogoroditsy-1874-g, http://www.archidesignfrom.ru/417-cerkov-vladimirskojj-bogorodicy-1874-g..html



По Переписи конца XIX века, в селе и примыкавших деревнях проживало более 400 человек.

Штейнфельд, бытописец Зюздинского края, описывает свои село и его обитателей так:

«Первое село собственно Зюздинского края, которое попадается на пути, Верхокамское. Оно состоит из одной церковной усадьбы. Среди огороженных полей оставлена небольшая площадь, заросшая травою на ней посредине стоит убогая деревянная церковь, выкрашенная в белый цвет, направо от нее приходская школа, далее дом псаломщика, а налево усадьба священника – вот и все село. Внутреннее убранство церкви очень скромное и незатейливое. В школе учится до 20 мальчиков. Заведывает ею родственница местного священника за ежемесячное жалование, если не ошибаюсь в 8 рублей. В 1892 г выпущено из школы пять учеников, окончивших курс. Они довольно бегло умели читать гражданскую печать и церковнославянский текст. Писали тоже сносно. В арифметике были слабоваты, как вообще все пермяки и опермячившиеся русские крестьяне. Священник Верхокамского села местный уроженец и один из старожилов Зюздинского края пользуется здесь общим уважением, как пастырь и отличный хозяин. Приход у него громадный и трудный, потому что за отсутствием колесных дорого приходится объезжать прихожан, раскинувшихся на сорок верст, верхом, а частью даже пешком. Особенно тяжело исполнять экстренные требы во время распутицы, когда от починка к починку можно пробраться только лешим бродом" (Штейнфельд. Зюздинский край. с.302).

Увы, не все священники так старательно исполняли требы. Упомяну курьезный случай со священником Верхокамья Заворохиным, который  «всем крестьянам на посмешище, совершал молебен в деревне Савинской за одну папироску» (Чемоданов. Отношение вятского крестьянства к православной церкви в 1920 гг.).

Село Верхокамье окружено рядом деревень, среди которых Корабли, Угор, Тимины, Висарята, Петровцы, Титовы, Федотята. Наблюдает за всеми этими деревнями сверху самая высокая точка Кировской области – Краснояр, сохранившая в себе название прекратившей существование деревни.  

Фото с сайта "В контакте". Въезд в село.

Во время первой мировой войны в середине 1913 г. в д. Корабли была расквартирована партия запасных солдат, которая подняла небольшой бунт, выбила окна винной лавки, несмотря на охрану  из десятских  и полицейских стражников. Толпа избила охрану и вынесла несколько вёдер вина («Вятский край»,25.01.2011).

Гражданская война не обошла стороной эту точку на карте. Здесь находился штаб ОСЕВЭКа, по команде которого из Верхокамья выдвинулись отряды красных на Гордино (15 км к югу от Верхокамья вверх по реке) на сражение с белыми, которыми руководил находившийся в Гординском Пепеляев (брат министра Колчака)

Уже в Советские времена была разрушена церковь. Старожилы вспоминают (Селезнев Афанасий Иванович, 1927 г.р., уроженец д. Селезни): Дедушка в церкви работал под старость лет писцом. Пять километров отсюда церковь была в Верхокамье. Она долго там стояла. Я уцился в пятом классе, она стояла ишшо, а потом отремонтировали, клубом пользовали церковь-то: распороли, переделали. http://www.vyatkavpredaniyah.ru/3-afanasevskiy-r-n/6.html

Ф
ото с сайта "В контакте". Сельский клуб и памятник погибшим за Советскую власть


В том месте, где была церковь,  сейчас находится могила и памятник погибшим за Советскую власть. Верхокамье продолжает жить, но сокращение численности населения, бич провинциальной России, не обошло стороной и это старинное поселение. Нелегко провести границы между деревнями, составившими одно село, а от деревень подальше остались только названия.


Subscribe
promo ru december 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments