ruslanviktorov (ruslanviktorov) wrote in ru,
ruslanviktorov
ruslanviktorov
ru

Categories:

Москва, как она есть. Потаповский переулок



Продолжаем гулять по Москве, сегодня у нас на очереди Потаповский переулок. Бывший Большой Успенский переулок. Переименован в 1922 г. в честь талантливого крепостного зодчего Петра Потапова, построившего здесь в 1695—1699 гг. на средства купца Сверчкова великолепный образец московского барокко — храм Успения Божией Матери, что в Котельниках (снесён в 1935—1936 гг.). Старое название происходит от имени этого же храма (определение местоположения храма обусловлено былым проживанием здесь котельников — изготовителей пищевых котлов). На плане Москвы 1862 г. обозначен как Кривой переулок.





Комплекс жилых домов бывшего кооператива «Военный строитель».



Шести-восьмиэтажный одиннадцатиподъездный кирпичный жилой дом. Построен в 1928–29 гг. в стиле конструктивизма. В этом доме в 1930-е годы находилась редакция газеты «Красная звезда».



1950 год



Бывш. богадельня, затем дом причта церкви Успения (1781 г.), с последующими достройками.



1990 год, перед домом на месте сквера стояла церковь Успения, что на Покровке, которую снесли в 1935 году.



Обычный дом 1955 года постройки.



Доходный дом А. Г. Заварской — памятник архитектуры.





В 50-х годах девятнадцатого столетия при разделе усадьбы Головиных между двумя братьями, нынешний участок по Потаповскому переулку, 12 отошел Михаилу Ивановичу Головину.

Исходя из архивных документов, 23 мая 1883 году он продает владение потомственному почетному гражданину Лаврентию Петровичу Уткину. После смерти последнего наследниками стали его сыновья - Сергей и Алексей.

В 1912 году владелицей становится Анастасия Георгиевна Заварская, выкупившая место у Алексея Лаврентьевича Уткина. Она заказывает строительство доходного дома архитектору Ивану Гавриловичу Кондратенко, который совместно с другим зодчим - Семеном Александровичем Дорошенко, разрабатывают проект к 300-летию царской фамилии по мотивам палат Романовых на Варварке. Замечательные росписи в подъездах были утрачены в ходе реконструкции в 80-х.

Здание построили в период с 1912 по 1913 годы, сумев соединить в его стиле элементы готики и древнерусского зодчества. Все семь этажей были заняты роскошными элитными квартирами.





В 1914 году Заварская продает владение дьякону рядом стоявшей Успенской церкви (разрушена в 1935 году) Александру Павловичу Троицкому и его супруге - Вере Никитичне (в некоторых источниках упоминается другой приобретатель - инженер-механик Николай Васильевич Авдеев).

После революции бывший доходный дом по адресу Потаповский переулок, 12 был национализирован.



1913 год.







1978 год.



Доходный дом Головиных — ценный градоформирующий объект. 1877 года постройки. Исторически ценный градоформирующий объект.

Большую часть времени территория усадьбы принадлежала роду дворян Головиных, поселившихся на этой земле между 1766 и 1782 гг. Городская усадьба Головиных на перекрестке Большого и Малого Успенских переулков известна с середины XVIII в. и зафиксирована впервые на топографическом плане Москвы 1767–1768 гг., выполненном под руководством майора Горихвостова.

Первое упоминание о застройке поместья дворян Головиных относится к 1782 г. В книге Н.И. Николаева «’Указатель чертежей московским церквам и состоящих в их приходах дворам и лавкам на 1775–1782 годы» указано владение капитана-поручика лейб-гвардии Головина Василия Васильевича, состоящее в приходе церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, в Белом городе.

Василий Васильевич Головин — сын стольника Петра I В.П. Головина, происходил от древнего московского боярского и дворянского рода Ховриных-Головиных. К концу XVII в. род Головиных был уже достаточно разветвлённым, при Петре I одна из его линий получила графское достоинство.

На сегодняшний день проследить историю застройки рассматриваемой территории усадьбы Головиных документально возможно с 1802 г. Именно этим годом датирован чертёж участка, принадлежавшего в это время надворному советнику Василию Васильевичу Головину, на котором показано строение в части пятна застройки объекта культурного наследия «Усадьба Головиных. (Главный дом»)». В это время усадьба занимала довольно значительную территорию, ограничиваясь с северной и восточной сторон Кривым проулком (современный Сверчков пер.) и проулком на Чистые пруды (современный Потаповский пер.).



1989 год.

На участке существовали следующие постройки: небольшой дом по линии Кривого проулка, представлявший собой вытянутое вдоль улицы одно-двухэтажное строение прямоугольной конфигурации в плане с проездной аркой в центральной двухэтажной части, а также низкие службы по задней границе двора. Чертежи фасадов строений этого периода усадьбы Головиных до настоящего времени не выявлены, архитектор не установлен.

К 1811 г. относится начало строительства главного дома, включившего в себя существовавший на участке жилой дом. Возведение здания было прервано Отечественной войной 1812 г.
Для восстановления города после пожара была создана Комиссия для строений, ею регулировались: соотношение длины и высоты зданий, принципы размещения окон, архитектурных деталей, декора. Также соблюдались утверждённые цвета окраски фасадов и крыш, создававшие единство колористического решения улиц. Решение плана дома предоставлялось на усмотрение хозяина.

Постройка главного дома усадьбы возобновилась уже около 1819 г. К этому времени владельцем усадьбы значился отставной майор Иван Головин.



1970 год

К 1830-м гг. в северной части владения сформировалась небольшая усадьба, которая, после размежевания территории в 1834–1840 гг., была выделена в самостоятельное владение.
План усадьбы, датируемый 1834 г., даёт представление о главном корпусе, как о почти отделанном, завершённом здании. К этому времени владение принадлежало «майорше Анне Михайловой Головиной с четырьмя сыновьями». Обширный ранее участок разделён на две части каменной стеной, главный корпус отстроен почти полностью, в глубине, по западной межевой границе участка расположены многочисленные службы, сад. Главный дом в этот период времени уже имеет современную конфигурацию в плане.

Главный дом показан на плане состоящим из нескольких различных объёмов. Центральный прямоугольный объём имеет три этажа (в том числе мезонин) с подвалом, оформлен портиком, выступающим за красную линию улицы. Боковые части дома обозначены на плане как «каменные, жилые, первый этаж неотделан». Здание, выходящее своим фасадом в Сверчков переулок – «каменное, жилое, двухэтажное"». Со стороны двора к дому пристроена одноэтажная «домовая баня», дворовый фасад которой имеет полуциркульное очертание в плане. В застройку части главного дома по Кривому проулку (современный Сверчков пер.), очевидно вошли конструкции (фундамент, частично стены) жилого дома середины XVIII – начала XIX вв.

Планировка дома, сложившаяся к 1834 г., характерна для жилых домов позднего классицизма. Дом был разделен на 3 зоны: парадную, жилую и хозяйственную.

Главный вход, по традиции конца XVIII в., располагался со стороны бокового фасада -– в рассматриваемом доме это была полуротонда, акцентирующая парадный вход. Здесь также присутствовало небольшое развитие плана по поперечной оси – довольно просторное помещение, обращённое окнами внутрь участка (оно могло быть обеденным залом). Наличие центрального коридора – нововведения 1780-х гг. – обеспечивало связь помещений друг с другом, минуя парадные апартаменты. Здесь же, располагалась и лестница, ведущая во «вседневные» комнаты второго этажа (на её месте сохранились пилястры – из металла и дерева).

В доме Головиных была устроена парадная анфилада из трёх залов (гостиная, танцевальный зал и парадная спальня). Экседра парадной спальни, устроенная в угловой части здания, отделяла парадные помещения главного фасада от жилых, выходящих окнами в Сверчков переулок.



1970 год

Впервые фасад усадебного дома по Малому Успенскому переулку встречается на чертеже, датируемом 1858 г. Показан двухэтажный объём главного дома в стиле классицизма, имеющий симметричную архитектурно-художественную композицию фасада. Центральная часть фасада в 5 оконных осей отличается более сложным декоративным оформлением, – первый этаж рустован ленточным рустом, оконные проёмы оформлены веерным замковым камнем, над окнами 2-го этажа – лепной фриз, этажи разделены тягой. В оформлении боковых частей фасада в межэтажном пространстве расположены лепные композиции, соответствующие ритму оконных проёмов. Цокольная часть фасада выделена, в завершении фасада – венчающий карниз и аттик. Крыша – скатная. Фасад служебной одноэтажной постройки, примыкающей к главному дому, оформлен идентично первому этажу центральной части главного дома по Малому Успенскому переулку.

Архитектура усадебного дома Головиных, как и планировка усадьбы, характерна для ампира. Выразительным является градостроительное решение – постановка главного дома на углу квартала и обработка крыла по Малому Успенскому (Сверчкову) переулку как самостоятельного здания со скромно выделенной центральной частью. Архитектурно-художественное решение главного дома относится ко времени позднего ампира с его суховатой нарядностью, но впечатление определяется не столько декоративным решением, сколько пластикой объёма со стройной колоннадой портика и лаконичным полуциркульным выступом парадных сеней со стороны двора.
Главный фасад по Потаповскому переулку в 9 световых осей декорирован лепными деталями, характерными для стиля ампир. Центральная часть фасада акцентирована шестиколонным портиком коринфского ордера, увенчанным фронтоном. Фасад декорирован лепным фризом с геометрическим рисунком (меандра) и лепными розетками с маскаронами, проходящим над окнами первого этажа. Фасад мезонина и верхней части стены первого этажа обработан гладкой штукатуркой, нижняя часть первого этажа – горизонтальным рустом. Оконные проёмы первого этажа прямоугольные, вытянутые с прямыми и треугольными сандриками. Главный фасад, со стороны которого расположены парадные помещения, – одноэтажный с мезонином, дворовый фасад – двухэтажный с мезонином.

Автор проекта главного дома Головиных неизвестен. Однако существует предположения, высказанные рядом исследователей, что существует ряд фактов, указывающих на авторство архитектора О.И. Бове. Созданную в 1813 г. Комиссию для строений территории Китай-города, Тверской, Арбатской, Пречистенской и Новинской частей возглавил О.И. Бове. В дальнейшем на него были возложены обязанности архитектора «по фасадической части», что предполагало проектирование казённых и общественных зданий, надзор за строительством всех зданий такого рода в Москве и утверждение фасадов обывательской застройки.



Что касается декоративного оформления фасадов здания лепными рельефами и медальонами, то следует отметить, что скульптурные работы в 1810–1830-е гг., в основном, разрабатывали архитекторы Бове, Жилярди, Григорьев и др. Затем цеховые мастера и лепщики выполняли их в скульптурных мастерских. На фасадах главного дома усадьбы Головиных использовано было четыре вида маскаронов с изображением Горгонейон (медуза Ронданини).

К концу 1850-х – началу 1860-х гг. владельцем северной половины участка являлся штабс-ротмистр Сергей Иванович Головин. Главный корпус сохраняется в прежнем виде, но владелец собирается несколько изменить его в части расширения со стороны двора и устройством чугунного зонтика со стороны входа с южной стороны фасада. При этом все строения надлежало «исправить починками, причём вменить в обязанность возвысить капитальные каменные поперечные стены через каждые 12 саж, а равно и пограничные выше кровли на 3/4 арш.».

Со 2-й половины XIX в. большая часть дома сдавалась в наём под квартиры, что повлекло за собой ряд перепланировок, устройство дополнительных входных проёмов, лестниц.
В полуциркульном ризалите была установлена металлическая лестница во 2-й этаж, также появилась металлическая лестница в мезонин вместо ранее существовавшей деревянной во внутреннем коридоре.

В 1870-е гг. одноэтажное строение по Малому Успенскому переулку и примыкающее к нему со двора строение, были надстроены на один этаж, со стороны двора к корпусу вдоль Малого Успенского переулка было пристроено одноэтажное строение. В это же время предполагалось исправить полы, подоконные доски и рамы.

До начала 1880-х гг. владелицей усадьбы являлась дочь гвардии штабс-ротмистра Анастасия Сергеевна Головина.



К 1886 г. владельцами северной части бывшей усадьбы Головиных значатся уже братья Фроловы.
Виктор Михайлович и Николай Михайлович Фроловы были купцами второй гильдии и поначалу владели усадьбой совместно. К этому времени застройка участка, согласно планам этого времени, выглядит достаточно плотной. Все строения каменные, одно и двухэтажные, среди которых есть и трёхэтажное строение.

Главный дом сохраняется в прежнем виде – «каменный, двухэтажный, частью с нежилым подвалом, крыто железом с мезонином», с каменным двухэтажным портиком.
Через три года братья Фроловы вносят изменения в облик старого дома, предполагают в главном корпусе «... пробить окно ... из заложенного ранее сделать дверь ... из существующего окна и у двух дверей ... выходящих на улицу поставить железные ворота...». Наблюдение за постройкой осуществлял архитектор Флегонт Флегонтович Воскресенский. Городской Управой было дано согласие на эти работы. Сохранились чертежи фрагмента главного дома по Малому Успенскому переулку: поэтажные планы, отражающие планировку части здания, разрез и фрагмент фасада здания. За период после 1830–1840-х гг. до 1880-х гг. частично было изменено архитектурно-художественное решение фасадов здания, –исчез аттик, рустовка фасада служебного корпуса была заменена гладкой штукатуркой.

На 1892 г. владельцем бывшей усадьбы Головиных числится только один брат – купец Виктор Михайлович Фролов, который продолжает вести в усадьбе незначительные строительные работы: делает «навес на рельсы», устраивает каменный «ретирадник», капитально перестраивает нежилой каменный дом «с надкладкою наружных стен"» (работы ведутся под наблюдением архитектора Д. Чичагова).

Последним владельцем бывшей усадьбы Головиных значился Николай Васильевич Беляев. Застройка участка на 1914 г. сохраняется в целом без изменений, исключение составляет навес у части здания с мезонином со стороны двора и деревянные тамбуры.



В советский период здание в целом не подверглось значительным перестройкам. По большей части изменения коснулись интерьеров здания. Так, были возведены новые перегородки в подвальном и других этажах здания, пробиты/заложены проёмы.



Главный дом усадьбы Головиных — памятник архитектуры строение 1830-х годов, нежилое здание, объект культурного наследия федерального значения. В 1990-е гг. застройка бывшей усадьбы Головиных была переоборудована под офисные помещения без восстановления исторической планировки.





Служба по ЦАО Управления ФСБ РФ по г. Москве и Московской области.





1990 год.



Бывшая усадьба С.И. Пашкова. Здесь в 1811 г. родилась поэтесса Е.П. Сушкова (Ростопчина). В 1831 г. усадьбу посещали А.С. Пушкин и Н.Н. Пушкина.



1970 год.








1979 год.







Все три дома это бывшие доходные дома страхового общества «Якорь».



Главный дом с палатами купцов Гурьевых — памятник архитектуры. Объект культурного наследия регионального значения.

Дом построен в 1825 г., надстроен до пяти этажей в 1930-е гг. В нижнем этаже здания сохранялись своды построенных в 1671 г. палат, принадлежавших братьям Михаилу и Ивану Гурьевым – богатым купцам, имевшим звание (статус) гостей и относившимся, таким образом, к самой привилегированной части купечества. Гости были освобождены от уплаты пошлин и городских налогов, а также имели право свободного выезда за границу по торговым делам. Купеческий род Гурьевых происходил из Ярославля, где они занимались торговлей, в 1640-х годах они на свои деньги построили острог на реке Яик (Урал), ставший одним из важных русских форпостов в северном Прикаспии (позже – город Гурьев, теперь – Атырау). Тогда же Гурьевы начали разработку рыбных промыслов на реке Яик.

В 1671 г. братья Гурьевы уже числились владельцами усадьбы в Потаповском (ранее – Большом Успенском) переулке. По всей видимости, тогда же они и построили каменные палаты. В «Росписи дворов» 1688 года дом описывался так: «Двор гостей Гурьевых, у них на дворе полаты, половина крыта дерном, а другая крыта тесом, да чердак шатровой высокой, крыт тесом».

В то время каменные дома строили только очень богатые люди, имевшие отношение к власти. Например, бояре или думные дьяки. Гурьевы нарушили это правило, выстроив каменные палаты в Потаповском переулке. Они подарили будущим поколениям прекрасный пример гражданской архитектуры XVII века.

Одноэтажные палаты на высоком подклете имели Г-образную в плане форму. Они занимали всю ширину участка и выходили торцевой стороной на Большой Успенский переулок. От Малого Успенского переулка (теперь Сверчков переулок), со стороны которого находился въезд, здание отделял большой двор.

В 1728 году внук Михаила Гурьева Алексей продал усадьбу Родиону Кошелеву, шталмейстеру дворцового конюшенного ведомства. Новый владелец сделал каменную пристройку со стороны двора. Также Кошелев обновил фасады здания в соответствии с новой архитектурной модой. Окна теперь обрамляли нарядные барочные наличники, а между ними появились полуколонны. Стены дома оформили рустом (каменной облицовкой).



Семья Кошелевых владела усадьбой до 1780-х годов, затем продали её купцу Михаилу Колосову, а он несколько лет спустя — английскому купцу по фамилии Кнауф-Доути. Здание снова преобразилось. Колосов расширил дом за счёт пристроек со стороны двора и по переулку, а Доути в конце 1790-х гг. построил новый флигель вдоль переулка, который позже объединили с главным зданием. В пожаре 1812 г. усадьба не пострадала.

Следующим хозяином усадьбы стал калужский купец Пётр Золотарёв в 1821 году. Три поколения его семейства прожили здесь полвека, сдавая часть усадьбы внаём. Арендаторами были в основном дворяне и иностранцы, а ещё здесь размещались учебные заведения. В 1823 году в Успенском переулке открылся женский пансион госпожи Шрейдер. За 800 рублей в год воспитанницы, преимущественно дворянского происхождения, изучали «Закон Божий», грамматику, риторику, арифметику и другие предметы. А в 1835 году в доме Золотарёвых открыли мужской пансион учителя Московского кадетского корпуса Андрея Брюло. Спустя 10 лет, в 1845–1859, это учебное заведение сменил мужской пансион Людвига Эннеса. У него преподавали профессора Московского университета: историк и фольклорист Александр Афанасьев, математик Август Давидов, экономист Иван Бабст. А среди воспитанников были известные в будущем доктор Сергей Боткин и историк Владимир Герье.

«Пансион этот [Людвига Эннеса] считался тогда лучшим в Москве и вполне оправдывал свою репутацию прекрасной постановкой преподавания, чего достигал Эннес умелой вербовкой учителей среди молодых кандидатов, только что кончивших курс в московском университете».
Белоголовый Н.А. «С.П. Боткин, его жизнь и врачебная деятельность»

В залах парадного этажа сохранились лепнина стен и потолков, пышные порталы, двери, наборный паркет, оконная фурнитура и даже зеркало в раме. Но датировать эту работу или назвать имя архитектора пока не удаётся. Точно известно, что в 1845 году дом надстроили ещё одним этажом. Возможно, описанные интерьеры появились в это время, возможно — позже, после новой продажи дома в 1870 году. Тогда владельцем усадьбы стал купец и меценат Василий Кокорев. К этому моменту общественный деятель и коллекционер, обладавший некогда богатейшим собранием картин, был на грани разорения. Усадьбу он также использовал как доходное владение и надстроил часть дома по переулку. Именно при Кокореве появилась великолепная арка во двор, которая сохранилась до сих пор.



В 1881 году усадьбу купили купцы Абрикосовы, крупнейшие производители сладостей в Российской империи, владельцы знаменитой кондитерской фабрики (теперь Бабаевская). Не так широко, но всё-таки известны Абрикосовы и своим участием в развитии системы родовспоможения в начале ХХ века. Агриппина Абрикосова, к слову, мать 22 детей, 17 из которых дожили до взрослых лет, на собственные средства построила роддом на 120 койко-мест.

Большая семья Алексея Абрикосова занимала две просторные квартиры на первом и втором этажах в старой части дома. Остальные помещения сдавали внаём. Интерьеры 12-комнатной квартиры кондитерских королей на первом этаже усадьбы поражали своими изысками: изящная лепнина, в некоторых местах — с позолотой, наборный паркет, украшенные резьбой двери, мраморные подоконники.

После революции 1917 года усадьбу национализировали. Все квартиры превратили в коммунальные. В 1922-м году Успенский переулок стал Потаповским. Дом тоже ждали глобальные преобразования, в 1930-е годы его надстроили ещё двумя этажами, причём использовали материалы очень низкого качества. Весь советский период в здании располагались коммуналки и конторы.

Изысканные интерьеры квартиры Абрикосовых сохранялись в хорошем состоянии очень долго. Но в 2009 году в ночь на 18 декабря загорелась надстройка советского периода. К сожалению, пожарные залили водой все этажи, в том числе и бывшую абрикосовскую квартиру.

Срочная реставрация позволила бы спасти и лепнину, и паркеты, и живопись на стенах. Но восстановительные работы так и не провели. Более того, после пожара здание чуть не лишили охранного статуса; некоторые эксперты утверждали, что огонь уничтожил все исторические интерьеры.

20 декабря 2017 года сотрудники МЧС провели контролируемое обрушение части верхнего этажа, которая несколько месяцев до этого нависала над тротуаром. MR Group делает из этого здания ЖК "Абрикосов". 26 квартир по цене порядка миллиона рублей за кв.метр. Заселение планируется на 2022 год.





Здание построено в 1900-х гг.



Историческое здание типографии "Рабочая Москва", Потом построено новое - около метро 1905 года. Редакция «Новой газеты», именно тут работала Анна Степановна Политковская.



1930 год.



70-е









Эх, были времена 90-е - 00-е



c72c14265244ef2a6c30d4b7d65b0a8e.jpg

Жилые дома 1904 года строения. На сегодня все.

Tags: Москва, архитектура, город, интересное, история, москва, россия, фото
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments