Сегодня мы с вами прогуляемся по интересной Москве. Первые сегодня у нас с вами "Ганс и Алена", что находятся в Пресненском районе у метро Улица 1905-го года
«Вечная дружба» — официальное название бронзовой скульптуры Ганса и Алены, установленной на Шмитовском проезде.
Монумент работы Дмитрия Рябичева и его сына Александра был установлен 16 июня 1989 года в знак дружбы между Краснопресненским районом города Москвы и баварской областью Денкендорф.
На скульптуре баварский мальчик Ганс, одетый в трахтен, кружит в танце русскую девчушку Аленушку(мне она напоминает Машу из мультфильма), одетую в национальный сарафан. Считается, что памятник был нацелен на гармонизацию послевоенных отношений между Россией и Германией. Рядом с детьми находится памятная доска с памятной надписью на немецком и русском языках, которая помимо названия и авторов скульптуры сообщает нам о том, что проект был осуществлен при поддержке акционерного общества «Ауди».
Сам Шмитовский проезд, где установлен памятник русско-немецкой дружбе, изначально назывался Смитовским по находившемуся здесь котельному и арматурному заводу Ричарда Смита. А в 1931 году проезд переименовали в память о владельце мебельной фабрики Н.П. Шмите, активном участнике революции 1905 года. Известно, что после Декабрьского восстания Шмит был убит в Бутырской тюрьме, при этом все свое состояние он завещал партии большевиков(еще бы).
Идем дальше и перемещаемся к Консерватории им. Чайковского. Во дворе Консерватории бронзовый Чайковский слушает звуки музыки из классов. А с боков памятник окружает решетка в виде нотного стана, на которой отлиты начальные строки мелодий из знаменитых произведений композитора.
Памятник П.И. Чайковскому по проекту Веры Мухиной поставили в 1954 году. Она не успела увидеть свое последнее творение, скончавшись за год до открытия.
Сначала Мухина предложила пасторальный памятник, разместив рядом с композитором пастушка. Однако комиссия отвергла идею, увидев слишком явный намек на нетрадиционную ориентацию композитора.
Тогда Мухина решила изобразить Чайковского дирижирующим оркестром, но ограниченное место у Консерватории внесло коррективы.
В итоге на памятнике Чайковский сидит за пюпитром и готовится записать музыкальную фразу, левой рукой по-дирижерски отсчитывая ритм. А вокруг памятника установлена решетка с шестью фрагментами произведений Петра Ильича: оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», Шестой симфонии, Первого концерта, Скрипичного концерта и романса «День ли царит…».
Искусствоведы критиковали памятник, называя его «первым сидящим дирижером». А москвичам он полюбился.
Говорят, что - Чайковский страдал из-за своей нетрадиционной сексуальной ориентации и даже пытался покончить с собой. Однажды в октябре, прогуливаясь с Николаем Рубинштейном, он неожиданно бросился в ледяную воду Новодевичьего пруда. Постояв там некоторое время, Чайковский спросил спутника, видит ли он красивых девушек. Рубинштейн ответил отрицательно. Чайковский уточнил, а слышит ли он прекрасную музыку. И Рубинштейн вновь ответил отрицательно. Тогда у Петра Ильича появилась идея «Лебединого Озера».
А после той прогулки он даже не простудился. Правда, смерть от воды нашла Чайковского позже, когда после очередного концерта он зашел в кафе в Санкт-Петербурге и попросил воды. Кипяченой не нашлось, и, выпив стакан сырой воды, композитор заболел холерой и скончался.
...после открытия памятника Чайковскому студенты развлекались, переставляя по ночам ноты на решетке. Наутро получалось, что композитор писал вещи, типа Собачьего вальса. Поэтому сторожу вручили дополнительные ноты и бумажку, где было показано «как правильно». И каждое утро несчастный был вынужден сверять непонятные ему закорючки с оригиналом.
Относительно недалеко от Чайковского мы переходим к не менее выдающемуся человеку. Нынешний памятник великому русскому ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову на Моховой улице стал третьим по счету на этом месте и был установлен в 1957-м году.
Авторы – скульптор Иосиф Иванович Козловский; архитектурная часть Г.Г. Лебедев.
Ломоносов представлен в образе молодого человека, присевшего на скамью и опирающегося на нее правой рукой. В левой же, покоящейся на колене, зажата рукопись. Изваян ученый в одеяниях своего времени с неизменным париком на голове. На невысоком постаменте выбита простая надпись с инициалами Михаила Васильевича и годами его жизни.
Впервые об установке памятника М.В. Ломоносову у стен МГУ на Моховой заговорили еще накануне празднования его 120-летия, но к осуществлению планов пришли лишь спустя несколько десятилетий
Для решения вопроса в 1876 году был объявлен сбор средств, но денег у организаторов хватало лишь на небольшой бюст. Работа была заказана скульптору Сергею Ивановичу Иванову, который не особо мудрствуя исполнил изваяние по подобию известной работы Федота Ивановича Шубина, выполненный которым бюст ученого считался наиболее удачно передающим его образ.
Открытие первого памятника-бюста Ломоносову состоялось в Татьянин день – в январе месяце 1877 года. На мероприятии выступил тогдашний ректор Московского университета Сергей Михайлович Соловьев.
Первый монумент простоял вплоть до начала Отечественной войны, но упавшая во время бомбежки бомба во двор университета частично разрушила его. В 1944 году сохранившуюся часть изваяния перенесли на парадный марш клуба МГУ.
Таким образом, памятник решили не восстанавливать, но от идеи увековечивания памяти Ломоносову-ученому не отказались и уже в 1945-м установили монумент, выполненный Сергеем Дмитриевичем Меркуровым. Ростовая фигура была отлита из гипса и покрыта бронзовой краской. Материал памятника, конечно же, был недолговечен, а потому в 1957 году и была отлита нынешняя скульптурная композиция.
Памятник Ломоносову расположен у здания факультета журналистики по улице Моховая, 9.
Герои революции
Памятники Герцену и Огареву(второго я и не заметил) были заложены торжественно: под музыку оркестра и в присутствии делегаций рабочих организаций. Событие было приурочено к 50-летию со дня смерти Александра Герцена, выпускника Московского университета, основавшего вместе с Николаем Огаревым политический кружок, участники которого не были согласны с действующим политическим устройством страны. После окончания университета Герцен и Огарев вместе выпускали газету «Колокол» — трибуну русской общественной мысли.
Герцена и Огарева выбрали для памятников, так как они были деятелями, развившими теорию «русского социализма» и, как следствие, яркими примерами для подражания в молодом советском обществе. Памятники создавались по эскизам московского скульптора Николая Андреева. В связи с нехваткой средств они были сделаны не из бронзы, а из бетона и мраморной крошки.
Памятники были поставлены и открыты в 1922 году. Они до сих пор стоят во дворике старого здания Московского университета на Моховой улице. Герцен и Огарев расположены по сторонам шестиколонного парадного здания, как бы охраняя вход в него.
Памятник В.И. Ленину установлен при входе в парк "Красная Пресня". Вождь революции изображен сидящем на стуле с книгой в руках.
Район Пресни богат на памятники участникам революции 1905 года, так как именно здесь проиходили основные декабрьские события. А поскольку Ленин являлся идейным вдохновителем восстания, то ему посвящены целых два памятника, расположенные поблизости друг от друга. Другой находится в "Сквере 1905 года" неподалеку от метро.
Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому - наверное самый известный памятник в моей рубрике,
Скульптуру установили в 1818 году к 200-летию победы русских ополченцев над иностранными интервентами в 1612 году. Памятник Минину и Пожарскому стал первым монументом в Москве: прежде в честь важных исторических событий устанавливали триумфальные арки, часовни и храмы.
В 1803 году участники Вольного общества любителей словесности, наук и художеств предложили возвести в Нижнем Новгороде памятник к 200-летию победы русских над иностранными интервентами в 1612 году. Центральными фигурами композиции они предлагали князя Дмитрия Пожарского и земского старосту Кузьму Минина.
Место и герои были выбраны неслучайно: в Смутное время Минин и Пожарский собрали в Нижнем Новгороде Второе ополчение против шведских и польско-литовских интервентов. В 1612 году русское войско разбило армии захватчиков и полностью освободило столицу.
Автором проекта стал скульптор Иван Мартос. В 1812 году под его руководством мастера начали работу над монументом, спустя 4 года литейщик Василий Екимов отлил скульптуру целиком. На памятник ушло 18 тонн латуни и меди. Впервые в европейской истории такой крупный монумент отлили за один раз.
Пьедестал для памятника изготовил каменотес Самсон Суханов из трех кусков гранита — их специально привезли из Финляндии. Иван Мартос украсил пьедестал двумя горельефами. На переднем горельефе «Нижегородские граждане» скульптор изобразил людей, которые жертвуют богатства на защиту Родины. Среди фигур — сам Мартос и двое его сыновей, которые отправляются на войну. На заднем горельефе «Изгнание поляков» Иван Мартос изобразил князя Пожарского, который гонит захватчиков из Москвы.
Фигуры Минина и Пожарского были выполнены в классическом стиле и напоминали античные статуи. Однако в скульптурной композиции были и традиционно русские элементы: одежда Минина напоминала русскую рубашку, на щите Пожарского был изображен Спас Нерукотворный, а на одном из горельефов — икона Казанской Божией Матери.
Изначально памятник хотели установить в Нижнем Новгороде. Но Иван Мартос настаивал, что его место — в Москве на Красной площади перед Верхними торговыми рядами (сегодня здание ГУМа). Памятник Минину и Пожарскому установили в 1818 году.
С 1818 года облик Красной площади неоднократно менялся: на месте торговых рядов в 1893 году открылся ГУМ, а в 1930 году построили Мавзолей. Памятник мешал проводить масштабные парады и демонстрации. В 1931 году его перенесли к собору Василия Блаженного, где он располагается и сейчас.
Сегодня памятник Минину и Пожарскому — одна из главных достопримечательностей и Красной площади, и столицы в целом. Зимой возле памятника, как и в конце XIX столетия, заливают каток.