Дмитрий Бородин. Путешественник (pohod_vosemvrat) wrote in ru,
Дмитрий Бородин. Путешественник
pohod_vosemvrat
ru

Category:

Прощай, теплоэлектричка! Последний рейс рижской электрички с тепловозом на Приморской ветке.

24 октября 2020 года в Ленинградской области отправилась в свой последний рейс легендарная среди фанатов железных дорог "теплоэлектричка"  - электричка, которую тащит тепловоз. О ней я писал не раз в своем блоге, когда ездил куда-нибудь по приморской ветке. Теплоэлектрика - это настоящий динозавр, транспорт-антиквариат, потому что и тепловоз, и сама электричка - весьма древние. Старый М62 тащит рижскую электричку ЭР2К-930, изготовленную почти 50 лет назад, в 1971 году! Вся эта система, скрипя, испуская едкий дым, каждое лето тащилась в сторону Приморска и обратно, наводя ужас на окружающий мир. Именно древность ее отдельных частей и делала ее такой популярной среди романтиков железных дорог, потому что с недавних пор у нее появились современные конкуренты - современные скоростные поезда "Ласточки", которые тащат современные тепловозы, но они не пользуются ни популярностью, ни любовью.  А кругломордая электричка, на которой ездили еще наши бабушки, и которая воплощает в себе давно ушедшие эпохи - привлекала внимание очень многих блогеров, фотографов, туристов, да и просто любителей всего древнего и необычного.

Со следующего года электричку планировали списать, а зимой ее главный рейс с тепловозом всегда отменяется, поэтому она и отправилась 24 октября в последний раз по приморской ветке, чтоб сюда уже никогда не вернуться, и никогда не встретиться с тепловозом, с которым ее связывали долгие многолетние отношения. Мимо этого события не могли пройти десятки фанатов железных дорог, и они рванулись прокатиться по ней в последний раз. Поехали проводить теплоэлектричку и мы , чтоб в последний раз увидеть ее , ведомую тепловозом, посмотреть на последнюю их расцепку, а потом поехать в ней домой до Удельной на финальном участке ее последнего здесь рейса. Перед этим погуляли немного по Зеленогорску. И обо всем этом далее - фотоотчет




Итак, отправляемся в Зеленогорск. Именно там электричку сцепляют с тепловозом, потому что дальше на приморской ветке нет электричества. Там же и расцепляют, когда поезд едет со станции Советский обратно в Петербург. У нас есть пара часов на прогулку, чтоб нагрузить ноги полезной ходьбой, а заодно посмотреть те улочки, где еще не были. Идем вдоль железной дороги, где расположены стоящие на хранении товарные вагоны



Поворачиваем налево. Название улицы радует!



По пути нам встречается забавный дом, от середины которого отходит забор, разделяющий два участка возле него. За забором - богатая половина. Она недавно покрашена, там все ухожено и облагорожено. А перед забором - бедная половина, тут все дряхлое и ветхое. Соседи так не хотят видеть друг друга, испытывая классовую вражду, что разделились забором.



Видим какой-то деревянный дом, явно старинный



Доходим до Вечного Огня и мемориальной зоны при нем. Здесь похоронены солдаты, воевавшие в Великую Отечественную войну в этих местах. Все они погибли летом 1944 года при прорыве финской линии обороны.



Хороший памятник, человечный.



Вечный огонь



На гранитных плитах изображены солдаты. Этот спит на вещевом мешке. На другой изображен спящий сидя солдат. Словно нам хотят донести, что на самом деле герои не умерли, они просто спят вечным сном на том свете, но живы они, пока мы помним о них



Список тех, кто здесь погребен. В самом низу упомянут "Неизвестный матрос", чью фамилию узнать не удалось



А этот солдат не спит. Он всегда стоит на страже ...



От мемориала отходит тропинка, ведущая к Финскому заливу. Выходим полюбоваться морем, где приятно шумят волны. Солнце зашло, стало темнеть.



Идем назад уже по грунтовой дороге, которая выходит на улицу Березовую. Видим там старинную дачу, в которой видна дореволюционная архитектура.



Надо идти быстрее, чтоб не пропустить прибытие поезда. Но нас останавливает интересная сцена. К железнодорожному мосту подъезжает лесовоз, неизвестно откуда везущий убитый , варварски уничтоженный (возможно нелегально) лес. У моста он сталкивается с проблемой - по высоте он туда не проходит. При попытке проехать верхние бревна попадают на соседние машины. Назад ехать будет уже тяжело - вырос "хвост" из других машин, да и сдавать задом придется в горку, и до перекрестка, где можно развернуться, далеко. Водила вышел, стал бегать туда-сюда, пытаясь придумать, как же ему выйти из ситуации. Мы с любопытством наблюдали минут 10 за его метаниями, но так и не дождались решения проблемы. Не узнав, чем кончится, поспешили на станцию.



Вовремя пришли! Через пару минут вдали показались огни. И к нам приехал тепловоз, тащивший сзади электричку.



Что интересно - в электричке не было света и отопления, и это в конце октября, когда очень холодно! Сам не верил, что такое возможно, пока не убедился своими глазами! Люди ехали пару часов в темноте и холоде, я уж молчу о том, что это единственный поезд, где нет туалета. И в таких условиях , причем за весьма высокую стоимость, перевозят людей в Петербурге и Ленинградской области, вблизи границ с европейскими цивилизованными странами! А может мы зря все ж списываем этот рейс? Надо на нем катать иностранцев, которым скучно в этой жизни, не хватает острых ощущений...



В Зеленогорске электричка подключилась к контактной сети, загорелся в окнах свет, постепенно стали включаться печки. Кстати, это можно было бы сделать минут на 10 раньше, так как электричество появляется уже в Ушково. Но РЖД не та контора, которая будет заботиться о людях. Уж если принимать на себя страдания, то чего мелочиться, господа пассажиры, уж потерпите еще 10 минут



А вот теперь еще раз обращу внимание на тех сумасшедших, которые в огромном количестве примчались фотографировать прибытие поезда. Еще часть сумасшедших ехала в нем внутри, принимая на себя христианские страдания, морозя свой зад в неотапливаемом поезде, да еще в темноте. Дорога от Советского долгая - больше двух часов, так что надо быть настоящим фанатом, чтоб на такое пойти. Меня удивило такое количество людей. То, что я и мои товарищи поехали головой на теме транспорта - ну это для нас само собой разумеется, к своему безумию мы уже привыкли. А когда таких безумцев оказывается вокруг весьма немало, то это , конечно, вызывает шок. Но и некоторую радость - если нас, сумасшедших, так много, то можно сказать, что наше безумие лишь один из многих видов нормы.



Блогеры, пишущие о железных дорогах , многие весьма известные. Просто любители поездов. Просто фотографы. Куча народа. На фото далеко не все. Часть еще сзади меня.



Вот сидят там люди по домам, телевизоры смотрят, в фейсбуках зависают. А жизнь-то - она здесь! Мы мерзнем на улице, но не уйдем, пока не нафоткаем достаточно уходящий в историю реликт. Некоторые даже штатив с собой привезли, серьезный настрой



Ну что ж, пойду и я  пофоткаю красотку. По-простецки, на смартфон. Она уже расцепилась с тепловозом, поэтому можно ее фотографировать во всей красе - "лицо" ее ничем не скрыто



Тепловоз после расцепки не уехал сразу, а минут 5-10 еще стоял рядом, словно тоже хотел поучаствовать в фотосессии



Электричка моего детства. Образ, навсегда связанный с детскими воспоминаниями о поездках на рыбалку и на дачу.



Смотрят друг на друга последний раз. Машинист тепловоза спросил машиниста электрички " Ну что , в последний раз?". " Не знаю, наверно - ответил тот - ну сколько можно еще нас морозить , пора уже...".



Смотрят друг на друга. Все, брак расторгнут, развод состоялся. Вы разойдетесь навсегда спустя несколько минут. " Я тебя никогда не забуду. Ты меня никогда не увидишь..." - вспоминаются строчки из знаменитой оперы. Рижскую электричку планируют списать, ходили даже слухи, что ее вообще чуть ли не сразу на металл сдадут, но в это я не верил, и правильно - через несколько дней она забегала на коротких маршрутах под Петербургом, но уже без тепловоза. До списания еще есть пара месяцев, поэтому чего ж не использовать. А пыхтящий старикан еще будет таскать товарные вагоны по приморской ветке.



Ископаемый железнодорожный организм во всей своей красе. Раньше мы никогда ее не фотографировали  со светящимися окнами. А теперь,благодаря ее последней долгой стоянке здесь, появилась такая возможность.



Романтика старины... Все выглядит так, как выглядело лет 30-40 назад, во времена СССР. Только поезд РЖД зачем-то перекрасило в жуткий красный цвет. Но если фотографию сделать черно-белой, то и это отличие исчезнет



Казалось бы, зачем я все это фотографирую, да еще вас заставляю смотреть? Но я ж знаю, что если вы это читаете, значит тема поездов вам близка, поэтому выложу еще немного фотографий последнего рейса теплоэлектрички. Тепловоз еще стоит напротив. Потом он даст несколько свистков. И отправится по своим делам.



Последние секунды рядом с бывшей подругой...

Сейчас многих занимает вопрос - а что дальше? Как будет в следующем году? Ведь эта электричка, которую пускали в дополнение к дизелям, решала проблему перевоза больших масс дачников и туристов. В дизели они не влезают - там слишком мало места. Если пустят вместо нее лишь очередной дизель-поезд, будет летом ездить тяжело... Или их надо будет пускать сразу два, или искать ей замену,и тащить тепловозом более современную электричку.  Пока этот вопрос открыт.



"Он улетел....Не обещал вернуться..." Все, уехал тепловоз.



Противоречивые чувства я испытывал в этот момент, как и многие. С одной стороны, жаль, когда уходит кусочек детства. С другой стороны, этот жуткий поезд без туалета, три часа едущий до конечной, явление совершенно ненормальное. Да еще с дымящим древним тепловозом, дым от которого постоянно травил пассажиров в первом вагоне. Такую экзотику хорошо бы подарить пассажиром коротких маршрутов - например, тем иностранцам, что едут в Пушкин и Павловск, чтоб посмотреть на дворцы. Там и ехать то всего 20 минут от Купчино, и приключение будет интересным для гостей города. А вот зачем постоянно мучать дачников, живущих здесь, этот вопрос занимал меня долгие годы.



Делаю последний кадр ретро-красоты,и хватит.



В этот день в Советский отправились не только блогеры. Туда же поехали и вандалы, любящие разрисовывать поезда. Они тщательно готовились к последнему рейсу ЭР2К. И намалевали от души. Что интересно, вот я слышал , как где-то под Лугой бабка остановила таких вандалов, и даже сдала их полиции. А тут куча блогеров с фотиками  - и ничего не сделали.



Хотя бы первый вагон уцелел - и то хорошо. А нам теперь надо подумать, куда сесть. В первый не хочу - там холодно всегда, а тут еще объявили, что его и вовсе отапливать не будут "по техническим причинам". А в остальных окна замазаны испражнениями вандалов. Придется поискать местечко потом, это будет нелегко.



Делаю фото второй головы поезда - той, что сзади. Фары тут не горят, здесь "лицо" электрички кажется каким-то прищуренным и задумчивым.



Садимся в вагон с деревянными лавками, поставленными сюда три года назад после ремонта. Раньше были еще советские лавки, из деревянных реек, потом салон обновили. С одной стороны, ушла романтика старины, с другой стороны, в новом салоне перестала скапливаться пыль, которой так богаты всегда были кругломордые электрички.  Просидели тут недолго - печка грела очень слабо. Я сходил на разведку в соседний вагон - там оказалось теплее, и мы перешли туда.



Вот здесь теплее. И это единственный вагон с мягкими лавками. Такие вагоны не встречались в кругломордых электричках никогда, он ей не родной. Они были в более новых рижских электричках, у которых морда была плоской - как у ныне ездящих торжокских. И , конечно же, были в разы комфортнее, и те поезда уже люди любили, на них было приятно ездить, в отличие от антикварных электричек с круглым лицом, называемых так же иногда  "глобусами".



Миша нас фотографирует. А сзади крадется очередной блогер в шляпе.



Многие из блогеров отметили это событие по-русски, то-есть нажрались. А мы трое , к сожалению, спиртное не употребляем, но отметить как-то все равно надо, поэтому во время езды совершаем праздничное чаепитие с булочками и пастилой



Девушка напротив нас согласилась сфотографировать нашу команду любителей поездов. Она тут была единственным пассажиром в вагоне, все остальные - такие же железнодорожные психи, как и мы.



Выходим на Удельной. Электричка стоит, потому что прибыла на 2 минуты раньше. У нас есть время ее сфотографировать здесь на прощание.



Прощай, динозавр! На этом маршруте, а тем более с тепловозом - тебе больше не суждено побывать. И пусть езда на тебе совершенно не была комфортной, но именно с тобой связаны многие наши замечательные путешествия по озерам Карельского перешейка, именно на тебе мы вывозили как-то 30 мешков мусора с Тарасовского озера, именно ты нас возила купаться, собирать грибы и ягоды, наслаждаться тишиной природы в глухих уголках области. И поэтому - мы будем о тебе вспоминать с теплотой!




----------------------------------------
Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге:https://vk.com/club17791063

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments