Fra Евгений. (tornado_84) wrote in ru,
Fra Евгений.
tornado_84
ru

Анекдоты о вятчанах (по Д.Зеленину и не только...)

Оригинал взят у tornado_84 в Анекдоты о вятчанах (по Д.Зеленину и не только...)
  Как сказка - мир. Сказания народа,
 Их мудрость тёмная, но милая вдвойне,
 Как эта древняя могучая природа,
 С младенчества запали в душу мне...

                               Николай Заболоцкий, 1937 г.

 

1. Вятчане - слепороды (ротозеи), "вятская ворона".
Вячькой слепень наехал на пень, да и кричит:
 - Своротитё!

2. Медвежатники вели медведя, а слепороды подумали, что иконы несут.
 - Эй, будё, Ванчё, полезай на каланчё: будё Богородичю ведут!
Ванчё смотрит вдаль, а потом кричит вниз: 
 - В енотовой шубе, да и кольчё в губе!
Да и давай звонить во все колокола.

3. Вятчане - толоконники. "Вятчане, где-то недалеко от города Котельнича, хлебали на реке Вятке толокно. Дело было так. Шел зимою по реке Вятке прохожий хлын (хлыновчанин - Е.В.), в сером азяме. Шел он из города Вятки. А было это в то время, когда город Вятка назывался Хлыновым. И вот вздумал хлын пообедать. Для этого он тут же на льду, вблизи проруби, выдолбил ножом ямку (колужинку), наподобие чашки, и своей "рукавичей зачерпнул из проруби водичи", которой и наполнил ямку; насыпал затем "толоконча", разболтал и, прикусывая ярушником, хлебал толокно.О ту пору ехали мимо мужики, везли толокно. Завидев земляка, извозчики остановились.
 - Щё, дядя, поделываешь?.. Ликося, толокончё хлебаешь? Хлеб да соль!
 - Милости прошаем, - ответил серый азям, а сам знай ложкой только "зафуфыривает".
 Разманил азям извозчиков, сняли они свои "малахаи" и почесали затылки. Им тоже захотелось "толоконча". Но их была целая артель, а, стало быть, и чашка должна быть большая; однако они не задумались. Не долго думая, они всыпали в прорубь целый мешок толокна, благо ложки у каждого были, разболтали кнутовищем и попробовали хлебнуть, но хлебать было нечего: толокно пошло ко дну. Тогда они всыпали другой мешок, который также пошел ко дну. А хлын в азяме в это время покончил со своим толокном, снял шапку и помолился на восток.
 - Кма ли высыпали? - спрашивает он.
 - Два мешка, - ответили мужики, почесывая затылки.
 - Ликося, какова мерека ухлопали, - сказал азям и пошел своей дорогой.
 Долго толковали извозчики, как быть, и один из них, недолго думая, взявши ложку, нырнул в прорубь.
 - А ведь он один там толокно-то слачет, - решили мужики, и, взяв ложки, один за другим нырнули в прорубь..."

4. Вятчане поросёнка на наседала (на насест) сажали:
 - Чепись, чепись, не то падёшь! Курича о двух ногах, да чепиччя...

5. Вятчане колокол из лыка плели. "Щё это он не звонит: шлык да шлык?!" - А он сшит из лык. - Давай дальше за веревку дергать. Колокол с колокольни упал, да на крапиве повис.

6. Вятчане пришли в Казань и дивятся на высокую колокольню.
 - Больно колокольнича-то высока! Как это хрест-от воткнули? - недоумевает один.
 Другой отвечает:
 - Как воткнули: колокольничу-то нагнули, да хрест-от и воткнули. Отпустили, она и сбрындила!

7. Вятчане всемером стреляли из ружья, купленного вскладчину. Все взялись - кто за приклад, кто за дуло. Одному места держаться не хватило, он промолвил: "Чать, и моя денежка не щербата!" и засунул палец в дуло.

8. Попали вятчане в Москву. Пришли в Кремль. Смотрят на Ивана Великого. "Эсколь-от баска колокольнича!" Задумали перетащить Ивана Великого к себе в деревню. Обмотали веревками и потащили; а когда при этом лапти у них скользили по льду Москва-реки, они весело покрикивали: "Подаетча, братчи, подаетча! Понатужь крепчае!"

9. "Был вятчанин в Казани. Захотелось ему купить сахару. Зашел в лавку, а как сахар-то звать, и забыл. Объяснял, объяснял, но все-таки его поняли неладно и дали вместо сахара стеариновую свечу. Мужик думает, что это и есть сахар, грызет, грызет: "Мяхко, а не кусацця?!" После наш Ваньчё всё и вспоминал про Казань: "Да щё это у них, в Казани-ту, и за сахар! Ись ево неловко, в серодках - веровка!"

10. Вятчане корову обули. Перед тем, как зимой украсть корову, одели ей на копыта лапти - чтобы замести следы.

11. Слобожане (жители города Слободского Вятской губернии) - грободеры, или жидокопы. Один слобожанин будто бы откопал труп еврея, полагая, что евреев хоронят с деньгами.

12. Они же, слобожане - мертвокрады. Будто бы в Слободском в старину был такой случай. "К ограде Екатерининской церкви была привязана лошадь с санями. Это подгородный крестьянин привез хоронить маленького покойника, гроб с которым и находился в санях под рогожей. Местный конокрад думал, что тут лежит добро получше и, пока мужичок ходил по духовным, не долго думая, сел в сани и был таков. Пришли хоронить покойника, - ан его и след простыл... Только на другой день нашли где-то на дороге гроб с покойником, а лошадь с санями так и не нашли..." 

13. Молотниковские турки. 
"В последнюю русско-турецкую войну, в окрестностях села Молотникова (что неподалеку от города Котельнича), в июле месяце, во время страды проходили рабочие с какого-то завода в числе 50-100 человек. Зайдя по пути в деревню, они попросились ночевать, на что последовал отказ. Рабочие повторили свою просьбу и между прочим сказали, что де "мы ведь не турки". Услышав страшное имя "турки", оставшиеся домовничать старики и дети поняли дело так, что прохожие и есть турки; побежали в поле, где работали остальные члены семейств, и сообщили там, что в деревню пришли турки.  Известие это произвело всеобщую панику. Все побросали свою работу и собрались в деревню. Турок не находили. Но известно, что "у страха глаза велики": началось поголовное бегство крестьян и вооружение орудиями крестьянского инвентаря, ввиду неожиданно появившегося неприятеля. Были даже случаи самоотверженного патриотизма. Рассказывают, как один крестьянин, приехав с мельницы с возом муки и узнав о нашествии неприятеля, рассыпал свою муку по улице, схватил топор и с криком: "Ну, мой Бурко, не доставайся туркам!" зарубил свою лошадь..."

14. Идет Первая Мировая война. Взрывается снаряд. Воронка. В нее прыгает русский солдат. Взрывы продолжаются. В ту же воронку прыгает другой русский солдат. Закурили.
 - Ты откуда родом?
 - Да я с Вятки.
 - И я с Вятки!
 - Это ж надо, а! Война - мировая, а воюют одни вятские!

15. Приходит уроженка Ярославля на прием к врачу ("к фершалу") в Кирове. Врач что-то пишет и, не отрываясь от бумаг, говорит строго:
 - Разбалакайся*.
 "Я понять не могу - что он сказал? Наверное: "Располагайся". Ага, ну села, значит, на стул, сижу. Он - опять:
 - Разбалакайся!
Ну я думаю: "Он, поди, не заметил, что я уже сижу?" И говорю:
 - Спасибо, я уж села.
 - Что сидишь?! Одежду снимай!"
Разбалакаться  - по-вятски: снимать одежду, от "разоблачаться".  

--------------------------------------------------------
  Источник:
Д.К. Зеленин. Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии. Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1905 год. Вятка, 1904. Раздел 2-й. С. 1-52.
 

Subscribe
promo ru december 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments