Дмитрий Бородин. Путешественник (pohod_vosemvrat) wrote in ru,
Дмитрий Бородин. Путешественник
pohod_vosemvrat
ru

Categories:

Немецкая оборонительная линия в глухих лесах под Киришами. Руины церкви. Памятники войны

Между городами Кириши (Ленинградская область) и Чудово (Новгородская область) есть железнодорожная ветка, соединяющая их. Электричка по ней ходит раз в сутки. Ветка идет параллельно реке Волхов, начинаясь в городе Волхове, и таким образом соединяя три железнодорожных магистрали. А вдоль нее, на окраинах двух регионов, в совершенно глухих лесах и болотах, расположены несколько поселков и деревень. В эту глушь очень редко добираются туристы, о существовании этих окраин мало кто вообще знает, так как район не изобилует достопримечательностями. Но для настоящего туриста глушь сама по себе - уже достопримечательность. А если вы еще любите военную историю - то будет вам тут интересно вдвойне. Потому что здесь расположена в лесах немецкая оборонительная линия, построенная в годы Великой Отечественной войны. И благодаря отсутствию здесь человечества - исторические места сохранились весьма неплохо, есть что посмотреть, что изучить. Кроме того, интересен и город Кириши, расположенный рядом, и руины старинной церкви у станции Тигода.  Мы отправились сюда в середине ноября 2018 года, и о поездке туда - большой отчет с фотографиями.




1. Кириши

Планировал сюда поехать я давно, узнав о самом существовании глухой железной дороги с редким сообщением - такие места всегда особо интересны, потому что ехать туда, где тихо, где почти нет поездов - всегда интереснее, чем туда, где оживленный поток. А когда наш активный турист Юра Гайдамако вдруг сказал " Хочу поехать в какую нибудь полную жопу, где ничего не ходит " - я его порадовал, что такое место я знаю, и что это именно жопа, но для благозвучия назову такую поездку "Поход в неизвестность". Осматривая карту, я наткнулся на наличие возле ветки немецких оборонительных рубежей - и по-настоящему возрадовался! Глушь обещала нетронутые исторические ландшафты.

Попасть туда не так легко. Поезд ходит раз в сутки из Волхова до Чудова, через Кириши. Сначала надо доехать до Киришей, потом пересесть на электричку в Чудово, что ходит раз в сутки, и на ней же вернуться. Электричка из Киришей отправляется в 10.17, мы приедем туда в 9.12, а для этого сядем в Обухово в 7.25. Подъем ранний, в 5.30. Электричка наша едет до Киришей в темноте. На фото видно, что в вагоне почти только наша группа, других пассажиров в кадре нет - их было вообще очень мало



В утренних сумерках электричка переезжает реку Волхов, чтоб попасть в Кириши.



На платформе стоят две электрички. Одна наша, пришедшая из Петербурга. Вторая - тоже наша, пришедшая из Волхова, чтоб потом поехать в Чудово.

Тут интересная деталь, связанная с поездом , на который мы пересядем. Дело в том, что он едет из Волхова в Чудово не прямо, а останавливаясь в Кириши. Но Кириши - на другом берегу реки. Для этого электричка из Волхова доезжает до моста, переезжает реку, заходит в Кириши, стоит там полчаса, потом снова переезжает мост, возвращается на ту железнодорожную ветку, и едет дальше по ней в Чудово. Все ветки здесь одноколейные, и этот перекресток из двух одноколеек - место особо сложное,и поэтому так долго надо стоять, чтоб пропустить другие поезда, идущие по дорогам Волховстрой-Чудово и Петербург-Кириши.

Обе электрички - старые торжокские, других в этих местах почему-то нет



До нашей электрички целый час. Мы его потратим на прогулку по городу Кириши, чтоб познакомиться с ним



Кириши - город не самый красивый, и расположен в дальней части области. Казалось, он будет депрессивным - туристов нет, вниманием начальства не пользуется... Но в нем построен новенький шикарный вокзал, а внутри я видел очень много красивых нарядных девушек, одетых стильно, словно мы в Париже. Похоже, что Киришам попадает много денег от местного нефтяного завода, и этот город сильно выбивается из других городов Ленинградской области.



В центре Кириш целых три мемориала, посвященных Великой Отечественной, и мы успеем их все посетить. Первый - это танк Т-34 на постаменте.



Второй - самый интересный. Это дом-руина. Все, что осталось от поселения, которое было тут до войны



Эту руину не снесли, а оставили, в память потомкам, чтоб помнили, что такое ужас войны. Теперь это памятник.



Антивоенное



Наверно здесь была печь



Только мощная кладка и уцелела



Для сохранности кирпич обмазан цементом, чтоб руина совсем не развалилась.



В годы войны здесь проходила линия фронта. Боевые действия стерли дома с лица земли



Пусть посмотрят лишний раз на это те, кто любят писать " можем повторить".



Идем к третьему мемориалу. Вечный огонь. И больше захоронение.



Здесь погибло очень много бойцов Волховского фронта



Возвращаемся на вокзал. Цистерны с нефтью на путях - главный атрибут города Кириши



В соседнюю электричку идут странные рабочие с топором. Хорошо, что не к нам.



На вокзале изящные скамейки. У города есть деньги на благоустройство. Кстати, если поедете сюда - на вокзале недорогие пирожки, причем вкусные.



Садимся в электричку. Кроме нас - тут никого нет



В этом вагоне ехал только наш клуб, в других вагонах еще пара человек. Маршрут мало используется людьми.




2.Станция Тигода. Деревня Мелехово

Выходим на станции "Тигода". Платформа низкая, надо прыгать. Гугл показывает, что мы в Новгородской области. Но это неправда, Новгородская область начинается за концом платформы, а сама станция - это еще Ленинградская область.



Идем по дороге к деревне Мелехово. Дорога весьма колоритная...Юра причудливо балансирует, чтоб не упасть, но ему это не помогло - в какой-то момент он рухнул в лужу. Ну что ж, Юра, хотел ты поехать в жопу - вот и получай ее.



Луж и грязи много, но грех жаловаться: все можно было обойти по траве, не замочив ног. Максимум вода поднималась до дырок от шнурков ботинок, но внутрь не попадала ни разу.



Вот и деревня Мелехово. Мелех - тюркское слово, от того же корня, что "малик" - так звали князей у турков и арабов. Мелеховы - вероятно их потомки, перешедшие на службу русским царям.




Здесь можно передвигаться лишь на таком транспорте. Не перевелись умельцы на Руси!



Старинная церковь, ради которой мы заглянули в эту деревню



Это церковь Покрова Богородицы. Построена в 1850 году



Каменная церковь, также в честь Покрова, построена в 1850 г. усердием помещика, полковника Шеншина, Новоладожского купца Заикина и прихожан .Так сообщает нам сайт соборы.ру



Но еще до нее  около 200 лет существовал другой храм, видимо деревянный. Когда он обветшал, построили уже этот



В одном из комментариев на том же сайте сказано, что возможно она построена еще раньше - в 1819 году, а 1850 год может быть просто первый, когда она попала в документы. В любом случае - 19 век.



Стены в хорошем состоянии, а вот верхушка обваливается.



Храм давно заброшен. До революции это был центр прихода, в котором было около 1000 человек. В том числе деревня Кусино, что на другом берегу реки, куда ныне и дороги то нормальной нет.



Можно подняться на 2 этаж колокольни, но на самый верх, где колокола, путь закрыт. Чтоб колокола не украли. Местным доверия нет... Кто их поставил - я не изучил вопрос, но кто-то поддерживает на руинах порядок, и пытается немножко храм возрождать. Возможно, изредка тут есть службы



Еще комментарий с того же сайта: "В войну храм не пострадал, там был продовольственный склад. Моя мама родилась в Мелехово в 1949 году и сама еще помнит церковь целой и невредимой. А растащили (разрушили) храм сами жители, забирая себе кирпичи."



Наши туристы на 2 этаже колокольни



Купол



Красивая когда-то была церковь



На окнах еще целы решетки



Столик с иконами



Кто-то оставляет тут монетки



В таких местах всегда чувствуешь дух настоящей России. Тут все подлинное



Много таких заброшенных храмов. И они особенно ценны, это часть нашей культуры. Возрождать их некому, и незачем, раз нет населения. Отток людей из деревень в города - печальная вещь. Но при нынешней политике государства, которое убивает село - это неизбежно. Хотелось бы, чтоб было наоборот - чтоб люди ехали на село, чтоб там было выгодно работать и комфортно жить. Это было бы правильнее



Деревня Мелехово. Зимой тут только два человека.



3.ДОТ у реки

Уходим из деревни, возвращаемся на железную дорогу. Идем к реке Тигоде



Все, что нас интересует - с другого берега реки. И единственный путь туда - через железнодорожный мост



Кроме электричек, тут ходят и товарные поезда. Но тоже редко. Поэтому спокойно переходим



Тигода, которая под Любанью - узенькая тихая речка, переходимая пешком, здесь уже большая и мощная река



Вдали виден немецкий ДОТ, мы идем к нему



Недалеко отсюда Тигода впадает в Волхов. По полноводности приток не уступает самой реке. Можно сказать, что сливаются два мощных потока, и воды Волхова, текущео дальше, можно было бы так же назвать и водами Тигоды



За этим поворотом до Волхова всего пара километров. Берега никем не застроены, здесь лишь несколько деревень в окрестностях. И почти полное отсутствие дорог



Для контроля реки немцы поставили здесь долговременную огневую точку



Сохранность идеальная. Время не властно над ним.



Перешли на другой берег. Вдали последняя деревенька, после которой Тигода сливается с Волховым.



Виды здесь очень красивые. А осенью - еще и тихие, спокойные... Мне тут очень поравилось.



Видел я разные немецкие ДОТы, например у нас возле Мги, но этот крепче и мощнее, чем то, что видел раньше. Видимо, важное место было , раз так укрепили огневую точку



Скорее всего, охраняли здесь железнодорожный мост



Заросшая травой амбразура для пулемета



Наши войска стояли с другой стороны Волхова, который за поворотом, сюда пули и снаряды наверно не долетали. И оккупанты могли наслаждаться пейзажами, а также ловить рыбу, если конечно умели.



Внутри ДОТа



Вид через бойницу на русского туриста



Сажаем Киру в дверном проеме, чтоб показать толщину стен. Она довольно приличная



Вид на амбразуру снаружи. Получается, что тут их две. Одна в сторону реки, другая в противоположную - видимо, чтоб стрелять по железной дороге, если туда прорвутся советские солдаты.



Леша вылезает из ДОТа. Видно толщину крыши - очень мощная



Мост через реку



Идем дальше по путям. Видим небольшой сарай рабочих



Внутри вот такие столбики



4.Немецкие позиции

Немецкий опорный пункт расположен в 5 километрах от станции Тигода, и в 3.5 километрах от моста. Сначала идем к самой дальней его части  - одиночному ДОТу прямо у дороги. Он в километре от остальных объектов



Внутрь не залезть - кто-то все пространство забил дровами! Кому в глуши понадобилась такая заначка? Наверно железнодорожные рабочие приезжают на дрезине, делают костры, устраивая пирушки. Ну или охотники



Вид изнутри. Под бойницей какая-то ниша, наверно для боеприпасов



Вид на амбразуру снаружи



Как-нибудь приедем сюда с ночевкой - и употребим эти дрова на пользу обществу, освободив пространство ДОТа



Вокруг ДОТа - ров с водой. Конечно, это не настоящий ров. он ни для кого не препятствие. Наверно это была траншея, которую залили грунтовые воды. Хотя есть и другое объяснение - могла быть осушающая канава, чтоб вода утекала из-под ДОТа. Теперь уже не поймешь



Неожиданный сюрприз - набрали кучу грибов в лесу! И это 18 ноября!



Вернулись на рельсы, прошли километр назад. Увидели бетонные немецкие сооружения, углубились в лес. Летом их наверно будет не видно из-за зелени. Идти надо с картой и координатами.



Здесь около десятка вот таких бетонных коробок. Осматриваем самое первое укрепление. Бойниц в них нет, это убежища для солдат, чтоб в них пережидать обстрел



Залитая водой огневая точка. Сами бойцы сидели в окопах, а в бетонные укрытия убегали только в случае массированного артобстрела.



Опять ров, идущий вокруг немецкого опорного пункта. Для тех, кто захочет здесь погулять, надо взять на заметку: вдоль рва идет земляной вал, образовавшийся при рытье его. Землю ссыпали в виде вала рядом, и это полезно для туристов: вокруг болотистая почва, а вал сухой, по нему спокойно можно идти.



Второе убежище затоплено. Местность тут насыщена водой.



Здоровенная гильза от снаряда



Третье убежище не затоплено, можно влезть



Вид внутри. Убежище было обложено бревнами, которые служили и формой для заливки бетона, и утеплителем. Сверху бревна обвалились, а в нижней половине до сих пор крепко лежат, хотя прошло уже 75 лет



Угловое бревно, к нему привязывались боковые бревна



Ира Кирилова внутри ДОТа



Молодежь тоже полезла исследовать



Немецкая бутылка



Поллитра. Что там было? Шнапс?



Крышка от бочки? Внизу видно дату - 1940 год. В этот год в Германии было принято решение напасть на СССР, разработан план "Барбаросса". До этого Гитлер и Сталин продолжали делить Европу, и СССР даже предлагали присоединиться к союзу Рим-Берлин-Токио в качестве четвертого участника. СССР вовсе не отказался, но выдвинул такие требования, захотел так много, что Гитлер решил, что дешевле будет напасть. И ошибся.



Какая-то штука на дереве



Еще непонятная штуковина



Еще гильза



Пейзаж после битвы. Спустя 75 лет



Четвертое убежище тоже затоплено



Пятое полностью заросло, ушло под землю



На шестом сверху выросли огромные деревья. Русская береза подмяла под себя немецкий ДОТ. Так ему и надо!



В этом тоже сухо, можно залезть



При желании, в них можно ночевать. Довольно комфортно внутри



А на эту штуку наверно наматывали телефонный провод



До поезда осталось 1 час 20 минут, а идти 5 километров. Выдвигаемся в обратный путь



Неподалеку от станции насыпь, подходящая с двух сторон к полотну железной дороги. Здесь было шоссе когда-то, которое стало заброшенным, заросло лесом, и теперь еле просматривается. Сверху видны железки, на которых висели знаки с ограничением габаритов грузовиков.



Заброшенный дом у станции Тигода



Сам дом цел, но полностью разорен кем-то из местных. Хозяева наверно умерли, и соседи устроили разгром



Фотография чьей-то мамы. Вероятно, ее дети тоже умерли, раз дом в таком виде.



Кто-то все перевернул и порезал в поисках денег. Был большой дом, на две-три семьи, с печками. Теперь тут никого



Садимся в электричку до Киришей, а в Киришах - в электричку до Ладожского вокзала, потому что до Обухово в этот день уже нет поездов. В Кириши, как и в Волхов, поезда ходят с двух вокзалов, по двум разным веткам, соединяющимся на станции Мга. Поэтому никогда нельзя брать билет туда и обратно. На этом наше путешествие окончено




Страница, посвященная достопримечательностям Петербурга и Ленинградской области: https://vk.com/bestofpiter
Информация о тренировках по боевым искусствам нашего клуба: https://vk.com/public8967780
Subscribe
promo ru december 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments