ruslanviktorov (ruslanviktorov) wrote in ru,
ruslanviktorov
ruslanviktorov
ru

Categories:

Страшная жемчужина озера Селигер



Есть на границе Тверской и Новгородской земель сказочное озеро и одновременно страшное место на озере Селигер. Само озеро и природа вокруг потрясают, дорог тут конечно нет, как и почти везде в Тверской области, но все по порядку.

Read the post in English



На озере Селигер, севернее Осташкова, на острове Столобный, расположен монастырь Нилова Пустынь(Нило-Столобенская пустынь), основанный в честь Нила Столобенского. Это православный мужской монастырь, расположенный на острове Столобном и частично на полуострове Светлица, в 10 км к северу от города Осташкова, на озере Селигер.

Относительно названия острова — «Столобный» — существуют две версии. По первой, он получил название из-за своей формы, похожей на столб, а по второй, на нём в древности существовало капище, и стоял языческий жертвенный столб.

Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия недалеко от Великого Новгорода. Как его звали в миру, сейчас неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находился около Пскова. Там он принял постриг под именем Нил в честь преподобного Нила Постника.

В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу во Ржевском уезде у реки Серемхи небольшую келью. Жил уединённо, питался травами и дубовыми желудями, всё время проводил в молитвах.

По преданию, в один из дней к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.



Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окрестным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, в 1528 году, он перебрался на новое место — остров Столобный на озере Селигер, в семи верстах от Осташкова. Первый год он жил в выкопанной землянке, потом построил себе келью и часовню для молитв. По легенде, дьявол многократно насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако, преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.

Всего преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано. Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи верёвками или на крюках, вбитых в стену.

Преставился Нил в 1555 году и был погребён на острове Столобном. В 1594 году с разрешения патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так началась история мужского монастыря Нило-Столобенской пустыни. Основателем монастыря был иеромонах Герман.

По кончине преподобного Нила близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь. До революции 1917 года Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. В 1820 году обитель посетил император Александр I. В 1858 году вокруг острова соорудили гранитную набережную.

В начале XX века количество постоянно живущих насельников достигало 1000 человек, на территории монастыря была даже своя больница.





К началу XX столетия Нилова пустынь представляла собой грандиозный комплекс, доминирующими сооружениями которого являлись Богоявленский собор, архиерейские кельи, а также протяженная гранитная набережная с Архиерейской и Светлицкой башнями. Обитель утратила свой ранний уединенный живописный облик и стала более походить на петербургскую городскую площадь. В формировании подобного образа пустыни ведущая роль принадлежала не столько классическому центральному собору, сколько высокой гранитной набережной. Эта протяженная гранитная стена, окружавшая весь остров, как бы уравновешивала громады новых зданий собора и архиерейских келий, она «усиливала», «укрепляла» крохотную территорию острова. Несмотря на различие функциональных, хронологических, стилистических особенностей, все здания и сооружения Ниловой пустыни представляли единый и гармоничный архитектурный комплекс, являющийся ныне уникальным архитектурным и ландшафтным памятником мирового уровня.

В 1919 году все церковные ценности были изъяты, мощи преподобного Нила вскрыты. Монастырь действовал до 1927 года, в дальнейшем он пережил несколько изменений. На конец 1980-х годов значительная часть построек была либо утрачена, либо находилась в полуразрушенном состоянии. За 63 года до передачи Тверской епархии Русской православной церкви в Нило-Столобенской пустыни находились:

в 1927—1939 — трудовая коммуна, колония для малолетних преступников;
в 1939—1940 — лагерь для польских военнопленных;
в 1941—1945 — госпиталь;
в 1945—1960 — снова колония;
в 1960—1971 — дом престарелых;
в 1971—1990 — турбаза.

В 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни передали Русской православной церкви. В 1995 году в монастырь возвращены мощи преподобного Нила.

Посреди монастыря находится главный собор обители. Занявший центральное место в монастырском комплексе, своими размерами и архитектурными формами, он определил масштаб и характер стилевого решения всех зданий и сооружений Ниловой пустыни. «Великолепное четырехугольное здание превосходной новейшей Тосканской архитектуры о пяти куполах с трехъярусной такой же архитектуры над западным входом его колокольней….» - так представляет его своим читателям жизнеописатель Ниловой пустыни начала 19 в. В. Успенский. Он построен на месте прежнего собора в 1821-1833 годах на пожертвования благотворителей, по благословению Тверского Архиепископа Симеона, по проекту архитектора Иосифа Шарлемана и освящен в 1833 году 10 сентября Архиепископом Тверским Григорием.



На колокольню по погодным условиям мы не поднялись, а там открываются просто невероятные виды.

В Российской Национальной библиотеке СПб хранится план Богоявленского собора, подписанный этим архитектором, а также подпись подтверждающая участие этого проекта в конкурсе на строительство Исаакиевского собора в столице. Архивные документы свидетельствуют, что подготовка к строительству велась несколько лет, выдвигались также проекты по перестройке и реконструкции старого собора. Возведение его осуществлялось под надзором «мастера каменных дел» архитектора Анжело Ботани. Архивы свидетельствуют, что настоятель монастыря и попечительский совет очень тщательно рассматривали все проекты, подбирали рабочих и закупали строительные материалы. Собор имеет три престола: главный (центральный) – во имя Богоявления Господня, с правой стороны – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, с левой стороны – во имя Святителя Николая Чудотворца.













Вы спросите, Руслан, а почему же это место страшное? Тут же красиво. А вот почему - по официальной версии, скупо изложенной в разных источниках, рядом с селом Медное, Тверской области, в 1939-1940–х годах, находилось так называемый «спец.кладбище НКВД», где проводились и массовые расстрелы и массовые захоронения жертв.

После раздела Польши между СССР и Германией, в Тверскую область, точнее – в бывший монастырь Нилова-Столбенская пустынь, превращенный в так называемый «Осташковский лагерь», были доставлены свыше шести тысяч граждан Польши, служивших в полиции и жандармерии.





В апреле 1940 года, их начали перевозить в Калинин этапами от 250 до 400 человек. Затем, по версии польской стороны, в Калинине их расстреливали, а потом хоронили в братских могилах возле села Медное. Согласно предписаниям УПВ НКВД №026\1 и №050\3, 13 апреля 1940 года, Юзеф Кулиговский и Людвик Маловейский тоже были отправлены из Осташковского лагеря в Калинин, где, в одну из весенних ночей их убили в полуподвале внутренней тюрьмы НКВД. Теперь их фамилии – в скорбном, бесконечном ряду таких же посмертных табличек величественного мемориала «Медное» открытого 18 лет назад.

По словам тверского историка Геннадия Асинкритова, в прошлом – офицера-подводника, капитана 2-го ранга, об этом месте массовых захоронений активисты-общественники впервые услышали в конце 80-х годов прошлого века. Местные силовики, на волне разоблачений и Перестройки, отпираться не стали, и в «Медное» приехали первые поисковики из Польши:

В 1991 году поляки провели эксгумации останков. Извлекли 246, по другим данным останки 243 погибших.

Причем только у 12 черепов были пулевые повреждения. Но останков шести тысяч поляков там не нашли! Хотя, было сделано свыше 200 зондирований. Наши эксперты из военной прокуратуры находками вполне удовлетворились. В общем, они даже не составили акты вскрытия могил! Личные вещи поляков почему-то нашли в отдельной ямке… У многих сложилось такое ощущение, что из Варшавы в Медное прислали все, что нужно было – и прекрасно сохранившуюся газету апреля 1940 года, и ладанки и сапоги. Все что нужно для доказательства, что это именно поляки.



В общем очень мутная и стремная история, а место конечно шикарное и духовное, обязательно приезжайте сюда.



Остановиться рекомендую тут: https://hotelkovcheg.ru/

Tags: Православие., Тверь, путешествия, регион, регионы, россия, фото
Subscribe
promo ru декабрь 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments