Артём Константинов (runawaytrain13) wrote in ru,
Артём Константинов
runawaytrain13
ru

Category:

У времени в плену.

Про цепные мосты города Остров в этом сообществе написано немало. И всё же я риску предложить вашему вниманию ещё один рассказ на эту тему.

Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13

Признаюсь, с момента поездки в рамках "Северной Экспедиции": на поиски крепостей ленинградской и псковской областей - в сентябре 2015 года прошло два года, и я уже не помню, ради чего я ехал в город Остров - только ради висячих мостов или ещё хотел посмотреть на остатки крепости, расположенной когда-то на острове города Остров (тавтологическая экспедиция какая-то!) С осмотром крепости я опоздал. Века на три надо было раньше приехать, а я проспал до обеда. Сейчас на месте крепости находится краеведческий музей (коричневая крыша рядом с опорами моста на другом берегу реки) и церковь.  Если присмотреться - а другого выхода у вас нет, потому что я не сфотографировал руины - можно заметить кусочек крепостной стены между дальними опорами моста и рекой.

Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13

Хотя крепость города Остров была выстроена на острове и её с двух сторон омывала Великая река и протока Слобожиха, сам город Остров выстроен по обоим берегам реки(и протоки с дивным названием). Великий русский абсурд, доведённый до совершенства ещё в 1341 году. Во всяком случае, с этой даты начинается отсчёт летописной жизни города.

Когда к середине 19 века горожане осознали, что они запарились каждую зиму выкладывать дорогу по льду реки, потом пережидать паводки и выстраивать временный деревянный мост или кататься на пароме, встал вопрос: как жить дальше и кто виноват. Виновного нашли сразу - польский король Стефан Баторий, разоривший и спаливший город во время ливонской войны в 1581 году - вот виновник всех бед. Жаль, на дворе был 1840 год и совы, отправленные в Польшу с хулительными грамотами, пожрали все письмена в дороге. Так что остался только один вопрос: как дальше-то жить? Тем более, что город к этому периоду уже перестал быть военным гарнизоном, начал торговать льном. В городе появились каменные торговые ряды, каменные общественные и жилые дома. Не было только связи с большой землёй; город оправдывал свой название. И тогда в Петербурге решили разориться и выстроить такой мост, чтобы на зависть и загляденье был. Лучше сразу два моста. Два моста - вдвое больше поводов для зависти. Так, чтобы ездить из столицы мостов в маленький городок - и зеленеть от зависти.

Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13
Не буду критиковать малые архитектектурные формы на набережной.  Тем более, что набережная есть, а малых форм - нет.  На прогулку нужно ходить со своей табуреткой.

Я фотографирую с пролёта южного моста с первых картинок и мне открывается вид на второй мост и церковь Николая Чудотворца, возведённую в середине 16 века.  За моей спиной лежит дорога на Смоленск и Киев - так называемое Динабургское шоссе, передо мной открывается светлый путь в Псков.

Собственно, что в этих мостах такого удивительного? - спросите вы. И я вам отвечу, что это единственные сохранившиеся в России транспортные цепные мосты 19 века. По первому из утверждённых ещё в 1841 году проектов планировали выстроить трёхпролетный мост выше крепости по течению реки. Потом, исследовав дно и берега, решили строить два однопролётных моста через место, на котором когда-то стояла крепость, заодно соединив уже подходившие к городу с севера и юга трассы в одну. Десять лет ушло на рассмотрение различных проектов, согласования, поиск финансирования и пересмотр утверждённых проектов. Наконец, в 1852 году строительство началось.

Спроектированный инженером путей сообщения Михаилом Яковлевичем Краснопольским мост по первоначальному проекту был шире, цепи висели не друг над другом, но параллельно и разобщённые каменные опоры соединялись аркой. Изменения внесли из-за экономии средств. Хотя когда в результате испытаний изготовленных в Петербурге металлических звеньев цепи выяснилось, что они не выдерживают заявленную нагрузку - цепи пришлось заказать в Англии. Из интересных - как мне показалось - решений, я расскажу об одном. Каменные опоры замечательно выдерживают статичную нагрузку сверху-вниз, но плохо приспособлены для работы на изгиб. Поэтому цепи подвесов не крепятся к опорам, а лежат на чугунных цилиндрах на вершинах опор и  могут скользить по ним в зависимости от динамической нагрузки на мост.  Скольжение-скольжением, но законы физики по части резонанса они не отменяют. И потому, чтобы 93-метровые мосты не уплыли по течению вместе с любопытными зеваками, по мостам запретели ходить строевым шагом или  собираться всем городом и одновременно подпрыгивать.

Обстоятельная, интересная статья о мостах на сайте regionavtica.ru, рекомендую

Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13

Церковь Николая Чудотворца. Любопытна тем, что её алтарь направлен на север, а не на восток. Безымянные историки из интернетов считают, что это связано с особым отношением местного населения к Пскову, в подчинении у которого был город Остров.
Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13

Слева вдали - Троицкий собор, построенный в 1790 году по указу Екатерины Второй. До него мы ещё дойдём.
Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13

Хотел сказать о состоянии мостов, но зачем сто раз говорить, если можно один раз показать? А выводы каждый из вас сделает сам.
Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13


Троицкий собор. Выстроен, как я уже говорил, по указу Екатерины Второй по центру торговой площади, на месте, где ранее стоял  деревянный Воздвиженский  храм. В отличие от современных практик, когда ради строительства в центре нужно сначала что-нибудь снести, тут было свободное место. Ещё с тех времён, как город навестил Стефан Баторий. В городе вообще довольно долго не было ничего, кроме ничего и дергающегося глаза у каждого второго местного жителя.
Кстати, похожий по архитектуре храм можно приехать посмотреть в усадьбу Кусково.

Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13

Северный мост.
Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13

Южный мост.
Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13


______________________________________
И о дороге.
Для переезда из Порхова в Остров я выбрал какую-то безымянную трассу. Про неё я могу сказать только одно: русский деревня - харашо, дрянной дорога - машина капут.
Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13

Это двухполосная трасса. Впрочем, кто часто ездит - после слова лопата не смеётся, а добавляет "в багажнике".
Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13

И под конец истории - пасторальная картинка из Пушкинских гор, где утром следующего дня я гонялся за солнцем и туманом.

Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13


О других объектах "Северной Экспедиции": о Шлиссельбургской крепости, Приоратском дворце в Гатчине, о Псковском кремле и Пушкинских горах можно прочесть у меня в жж или дождаться публикации рассказов в этом сообществе. Также я рассчитываю написать рассказы о развалинах укреплений в Высоцке, о крепостях Изборска, Порхова и Приозёрска, которые я посетил во время поездки.
Все посты о поездке можно почитать по ссылке Северная Экспедиция или найти в жж по тегу SeverExp.


Tags: Северо-Запад, Северо-Западный федеральный округ, город, путешествия, фото
Subscribe
promo ru december 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments