«Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» (Пс. 142:8)
Вот и пройдена большая часть маршрута паломничества «Монастырский круг», совершаемого во Славу святых угодников Божиих по древним обителям Московской области. За три дня паломники побывали в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре в г. Истре, Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде, Вознесенской Давидовой пустыни и Серпуховском Высоцком монастыре. В третий день паломничества мотоциклисты из мотоклуба «Ночные Волки» посетили древние святые обители славного города Коломны. Паломники побывали в Свято-Троицком Ново-Голутвином монастыре, расположенном в самом сердце города – Коломенском Кремле. Вечером третьего дня мотоциклисты приобщились к святыням Богоявленского Старо-Голутвинского монастыря, стены которого хранят память о великом Игумене земли Русской, преподобном Сергие Радонежском, святом благоверном князе Димитрии Донском, царственных особах, святых новомученикахи исповедниках Российских, пострадавших за Христа.

Из Коломны паломники отправились в село Куровское Орехово-Зуевского района Московской области, чтобы помолиться в Гуслицком Спасо-Преображенском монастыре.
2.

Чем больше оставалось за спиной пройденных километров, тем серьезнее испытания готовила погода. По пути в Гуслицкий монастырь паломников неоднократно настигал ливень, но с Божией помощью паломническая группа благополучно добралась в обитель.
3.

4.

В Гуслицком монастыре мотоциклистов ждали и готовились к их приезду. У Святых врат паломников встречала инокиня Ангелина, она тепло приветствовала группу и пригласила в обитель. У храма Царственных Страстотерпцев паломников ожидал игумен монастыря отец Серафим (Голованов).
5.

6.

7.

8.

Ночные Волки даровали монастырю икону Святой Троицы, переданную от братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
9.

10.

Для детей из воскресной школы при монастыре общественный деятель и вице-президент МБФ "Дети Солнца" Сергей Романовский передал книги протоиерей Федора Конюхова "Оборона Севастополя"
11.

Евгений Строгов рассказал отцу Серафиму о серии молодежных паломничеств, которые организует Федерация Мототуризма России с целью приобщения подрастающего поколения к христианским ценностям, знакомства с историей и культурой родной страны и формирования духовно-нравственных ориентиров.
12.

Отец Серафим гостеприимно пригласил паломников в трапезную, чтобы они немного согрелись и отдохнули после долгой дороги. Помолившись перед трапезой, мотоциклисты отобедали вкусным домашним обедом. Простая сытная пища и ароматный хлеб из монастырской пекарни быстро восстановили силы путников.
13.

После прочтения благодарственной молитвы для паломнической группы провели экскурсию по обители, начавшуюся с знакомства с храмом в честь святых Царственных Страстотерпцев .
14.

15.

Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь считается самым молодым из мужских монастырей Московской епархии, возникших до 1917 года. Он был основан на рубеже 1858-1859 годов по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. Но история места, где ныне расположена обитель, имеет почти шестивековой молитвенный возраст. Согласно древнему преданию, изложенному в «Сказании о начале и настоящем положении Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря» 1863 года, в XV в. здесь находилась деревянная Спасская церковь. Появилась она по распоряжению митрополита Московского Фотия в благодарность за его чудесное спасение.
16.

В 1410 году святитель Фотий пребывал в Гуслицкой волости и, скрываясь от преследования татар, стал переправляться через речку Нерскую. При переправе святитель стал было тонуть, но по Милости Божией чудесным образом избежал гибели. В благодарность Всевышнему за свое спасение, митрополит Фотий воздвиг на этом месте храм, назвав его Спасом на Нерской.
17.

18.

Спустя два столетия Преображенская церковь по неизвестным причинам была уничтожена. Но вскоре на этом месте вновь был выстроен храм. С конца XVII в. в глухих, болотистых лесах Гуслицы селились не принявшие церковной реформы патриарха Никона беглые староверы. К середине XIX века здесь образовался один из крупнейших центров старообрядчества. В народе Гуслицу часто называли не иначе как «старообрядческой Палестиной».
19.

20.

Для умаления влияния старообрядцев в Гуслицкой местности император Александр II по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) распорядился устроить здесь православный монастырь. Святитель Филарет отправил для основания новой обители строителя Берлюковской пустыни - иеромонаха Парфения (Агеева). Такой выбор этот был не случаен. Опытный и мудрый пастырь отец Парфений (в миру - Петр Агеев) происходил из семьи старообрядцев и сам находился «в расколе» около 30 лет.
21.

Рано осиротев, Петр жил с приемными родителями, которые хоть и воспитывали юношу в старообрядческих взглядах, но по откровению будущего схиигумена Гуслицкого монастыря: «учили страху Божию с самого младенчества, отвлекали мое юное сердце от всех мира сего суетного соблазнов и раскрывали мне всю превратность и непостоянство прелестного мира сего; внушили мне об иноческой уединенной жизни, и всегда о ней читали и говорили со слезами, и ее всякими похвалами ублажали». По достижении совершеннолетия Петр начал странствовать по святым местам. Ему довелось побывать в святейших христианских обителях. Во время паломничества в Саровскую землю посчастливилось общаться с великим старцем Серафимом Саровским.
В 1839 году Петр перешёл в православие и отправился на Афон, где принял иночество с именем Памва. Там он подвизался под мудрым руководством афонских монахов, и в 1841 году был пострижен в схиму с именем Парфений. В августе 1854 года схимонах Парфений переехал в Москву и по соизволению митрополита Филарета (Дроздова) поступил в число братства Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой лавре. С 1856 по 1860 годы отец Парфений был настоятелем Николаевской Берлюковой пустыни. В это время он написал значительный труд, обращённый к старообрядцам - «О промысле Божием…».
22.

Император Александр II, переживая за судьбу народа и видя в Христовой вере единственный путь спасения, желал обратить на путь истины многих заблудших и отпавших от православной веры людей. Одним из «больных» в духовном смысле мест он видел Гуслицкий край, в котором процветало старообрядчество. Стремление императора совпадало с желанием митрополита Московского Филарета. Владыка видел, что обращение потерявшихся возможно не жесткими правительственными мерами, но посредством устроения монастырей, общин, школ, больниц и просветительской деятельности. По мнению святителя справиться с этой миссией наилучшим образом мог именно отец Парфений.
23.

В 1858 году по благословению митрополита Филарета отец Парфений отправился в Гуслицы, чтобы устроить там монастырь. Осматривая местность, он обратил внимание на Преображенскую церковь, которая многими веками ранее была возведена на месте чудесного спасения митрополита Фотия. Находившийся среди старообрядческих селений Спасский храм почти не имел прихожан. В церкви хранилась почитаемая старообрядцами икона Спаса Нерукотворного, обретенная, по преданию, в конце XVII в. во мху. Со святыней совершались регулярные крестные ходы по окрестностям. Местные жители поведали отцу Парфению, что по преданию до татарского нашествия здесь был монастырь.
24.

Это место полюбилось отцу Парфению, и он счет его самым подходящим для устройства будущей обители. Испросив благословения митрополита Филарета, в октябре 1858 года отец Парфений вместе с иеромонахом Иеронимом водрузили крест, надпись на котором гласила: «Да будет на месте сем благословение Святыя Горы Афонския, жребия Царицы Небесной, Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Присно-Девы Марии, поставися Святый Крест сей основателем и Строителем Иеромонахом Парфением 1858 года месяца октября 3-го дня».
При основании Гуслицкого монастыря деревянный Спасский храм, стоявший на противоположном берегу, был разобран и перенесен на территорию обители. Император Александр II пожертвовал новоустроенной обители земельные владения и денежные вклады. К 1859 году был построен двухэтажный храм с престолами в честь Воскресения Христова и Успения Пресвятой Богородицы. Чин освящения верхнего престола совершил митрополит Московский Филарет. С западной стороны к храму примыкали братские корпуса и одноярусная колокольня. Один из 6 колоколов в звоннице пожертвовал император Александр II.
25. Фото начала XX века

В 1859-1860 годах в обители был возведен деревянный на каменном фундаменте 9-главый собор в честь Нерукотворного образа Спасителя с приделами в честь Преображения Господня и в честь Николая Чудотворца. Благодаря инициативе первого игумена и помощи митрополита Филарета монастырь быстро развивался, и уже в течение первых двух лет здесь собралось 50 человек братии, хотя планировалось только 33 по числу земных лет Спасителя.
В 1860 году у Гуслицкого монастыря появились подворья в Москве и Санкт-Петербурге, а в 1861 году на средства купца Г.А. Петрова на Невском проспекте была построена часовня Христа Спасителя. В часовню был помещен старинный образ Всевышнего, который даровал монастырю неизвестный петербуржец.
26.

К 1864 году завершилось строительство каменного храма с престолами в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и Воскресения Словущего. Благоустройству Гуслицкого монастыря во многом помогали щедрые жертвователи и благотворители. На средства христолюбивых людей украшались храмы, собиралась богатая библиотека. В обители находилось около 500 древних икон.
27.

В составленном при участии преподобного Антония (Медведева) общежительном уставе новой обители было отмечено, что братия должна обращать старообрядцев к Православию «благоговейным церковным богослужением, молитвою и назидательным житием».
28.

Апостольский труд отца Парфения приносил свои плоды. Еще в 1860 году за миссионерскую деятельность среди старообрядцев он был награждён золотым наперсным крестом, а в 1863 году возведён в сан игумена. В 1886 году на освящение собора в честь Преображения Господня с приделами во имя святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца, преподобных отцов Киево-Печерских пришло большое количество старообрядцев.
70-90-е годы ХIХ века стали периодом наивысшего расцвета обители. При Спасо-Преображенском Гуслицком монастыре были созданы монастырская школа, больница, богадельня. На территории обители был разбит фруктовый сад. В октябре 1913 года при школе был освящен храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского.
29.

Свершившаяся в начале XX века революция жестоко прервала монашескую жизнь и внесла разруху и опустошение в Гуслицкую обитель. В 1918 - 1920 гг. богоборческие власти разместили в монастыре колонию для малолетних преступников, в 1922 г. здесь появились склады и столовая лесхоза.
30.

С 1922 года началось изъятие церковных ценностей, а храмы были обращены в приходские. Монастырь был закрыт, но в обители еще оставались насельники, которые делили территорию с расположившимся здесь домом инвалидов. В 1924 году в стенах обители нашли временный приют сестры закрывшегося сестры Колычевского Казанского монастыря.
31.

В 1929 году богоненавистниками была уничтожена часовня на подворье в Санкт-Петербурге. К 1930 году братию изгнали из обители, часть насельников пострадала за веру. Ныне в лике святых прославлены преподобномученики Иоасаф (Крымзин), Серафим (Булашов) и Петр (Мамонтов), не пожелавшие отказаться от Христа в угоду безбожникам.
32.

После Великой Отечественной Войны в монастыре открыли большой Дом инвалидов, потом - психиатрический диспансер и интернат. Размещались в разное время в монастырских стенах и другие светские организации, и все они нисколько не заботились о поддержании порядка в обители. Храмы и здания ветшали, разрушались, осквернялись…
33. Психоневрологический интернат, до сих пор действующий на монастырской территории

Возрождение обители началось с передачи в 1994 году православной общине монастырской трапезной, в которой был устроен храм в честь Преображения Господня. 9 июля 1998 года Святейшим Синодом во главе с патриархом Московским и всея Руси Алексием II было принято решение о восстановлении иноческой жизни в стенах Гуслицкого монастыря. С этого момента началось длительной и непростой воскрешение поруганной обители. Первые насельники на месте некогда прекрасных храмов и фруктового сада застали руины.
34. Монастырская колокольня

Реставрационные работы продолжаются и по сей день. Красивейшая колокольня стоит в лесах и в ожидании своего часа. Большую часть бывшей монастырской территории по-прежнему занимает психоневрологический интернат. Но монашеская жизнь общими стараниями братии и прихожан постепенно налаживается. С 2010 года при обители действуют воскресные школы для детей и взрослых, созданы православная подростковая организация «Гуслицкое братство» и служба милосердия «Преображение». Несколько лет назад был восстановлен храм Царственных Страстотерпцев. Братии еще предстоит много работы по возрождению поруганной обители, и в этом нелегком деле они уповают на помощью Божию и отзывчивость добросердечных людей.
35.

Росписи храма представлены значимые эпизоды из земной жизни царственных страстотерпцев.
36. Миропомазание Николая II на царство

37.

38. Прославление преподобного Серафима Саровского

Согласно преданию преподобный Серафим произнес однажды такие слова: «Того Царя, который меня прославит, и я прославлю». Царская семья особо почитала святого угодника Божия. В 1902 году Государь Николай II выступил за прославление чтимого народом старца.
Прославление состоялось в день рождения Серафима – 19 июля 1903 года (по старому стилю, по новому – 1 августа). В Саров стеклось до 300 тысяч богомольцев, среди которых была и Царская чета. Вечером 18 июля началось праздничное всенощное бдение. По решению Синода такие всенощные прошли в этот вечер во всех храмах России. Гроб с мощами перенесли в Успенский собор на своих плечах Государь, великие князья и архиереи. В ночь на 19 июля двери Успенского собора были открыты, тысячи людей заходили приложиться к мощам преподобного.
Во время службы 19 июля Государь и великие князья несли мощи Серафима Саровского в крестном ходе вокруг Успенского собора, затем они были помещены в раку, установленную в соборе попечением Царской семьи. Парчовый покров на раку Государыня вышила своими руками.
39. Царственные сестры милосердия

40. Последняя обедница

41. Убиение царственных страстотерпцев

42. Видение раздаяние манны

Митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию (Невскому) было явлено такое видение. Во сне он увидел поле, по которому шел Спаситель. Митрополит пошел за Господом, и наблюдал как Тот вошел через арку в чудесный цветочный сад. На мгновение святитель пробудился, а когда вновь погрузился в сон, увидел стоящим за спиной Всевышнего государя Николая Александровича. Спаситель говорит Государю: «Видишь в Моих руках две чаши: вот эта горькая для твоего народа, а другая сладкая для тебя».
Государь упал на колени и стал молить Господа дать ему выпить горькую чашу вместо его народа. Господь долго не соглашался, а Государь все неотступно молил. Тогда Спаситель вынул из горькой чаши большой раскаленный уголь и положил Государю на ладонь. Государь начал перекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом стал просветляться, пока не стал весь пресветлый, как светлый дух. На этом митрополит Макарий пробудился.
Заснув вновь, он увидел громадное поле, покрытое цветами. Посреди поля стоял Государь, окруженный множеством народа, и раздавал людям манну. Незримый голос в это время произнес: «Государь взял вину русского народа на себя, и русский народ прощен!»
43.

44.

45.

В прошлом году в храме произошло знаменательное событие - замироточила икона царя-страстотерпца. От нее исходит сладкое благоухание, отчетливо ощущаемое издалека.
46.

47.

48.

В храме в ковчегах находятся частицы мощей многих новомучеников и исповедников Российский, пострадавших за Христа в богоборческие времена. В отдельном ковчеге с благоговением хранятся частички мощей первых священномучеников начала XX века - Александра (Смирнова) и Феодора (Ремизова). В 1918 году они были зверски убиты карательным отрядом латышей. Расправа над ними была невероятно жестокой и ничем не обоснованной. Невиновность священников позже признали даже местные большевики. В 1918 году богоборческая я власть издала декрет об отделении Церкви от государства, который запрещал любую форму проповеди. Это подразумевало даже запрет на ношение священником рясы вне храма. Местные власти потребовали от отца Александра, чтобы он перестал ходить по селу в священническом облачении и остриг волосы. Верный Христу, отец Александр не согласился отказываться от облика православного пастыря.
49.

В это же время крестьяне совершили убийство ненавистного им милиционера. Из Москвы был послан отряд карателей-латышей, которые должны были жестокостью казней устрашить крестьян. Вместе с тем каратели решили расправиться и над священниками. Так приняли мученическую смерть священники Феодор и Александр. Под конвоем их вывели в поле, где зверски истязали: сначала отца Александра, а потом отца Федора. Когда мучители решили, что дело закончено, отец Федор был еще жив. Он умер на следующий день. Во время пыток отец Александр предсказал карателям их скорую кончину, и в скором времени его слова в точности сбылись. Через несколько дней весь отряд карателей был уничтожен под селом Балабановым восставшими крестьянами.
50. Ковчег с частицами мощей священномучеников Александра (Смирнова) и Феодора (Ремизова)

Помолившись перед иконой царственных страстотерпцев и ковчежцами с частицами святых, паломники отправились в собор Преображения Господня.
51.

52.

53.

54.

55. Собор Преображения Господня

56.

В соборе инокиня Ангелина продолжила свой рассказ об обители и святых, чьи перед чьими образами молятся в стенах храмов Гуслицкого монастыря.
57.

В 1999 году к лику святых был причислен Василий Иванович Грязнов. В юности Василий поступил работать на фабрику и под влиянием ветреных сверстников сам стал склоняться на путь порока. Он начал злоупотреблять алкоголем, но Промысел Божий помог юноше вернуться к добродетельной жизни. Однажды один из товарищей Василия в его присутствии кощунственно отозвался об иконе Божией Матери и тут же скоропостижно скончался. Устрашенный этим Василий встал на путь покаяния и исправления.
По совету настоятеля Николаевской Берлюковской пустыни иеромонаха Венедикта Василий бороться с расколом, возвращая заблудших в Лоно Церкви. В течение своей жизни он обратил около двух тысяч староверов. Василий Иванович пользовался особым расположением митрополита Московского Филарета, который характеризовал его как «ревнителя Православия». В 1858 году святитель поручил праведному Василию вместе с иеромонахом Парфением (Агеевым) наблюдать за устроением Спасо-Преображенской Гуслицкой обители. Святой праведный Василий очень много помогал бедным, жил по заповеди Божией: «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Еще при жизни Господь наделил святого праведного Василия дарами прозорливости и исцеления. По его праведной кончине чудеса по молитвам святому стали приумножаться.
58. Святой праведный Василий (Грязнов)

Предание об изображенном на иконе Богородицы, именуемой Нечаянная Радость, сюжете повествует об исцелении юноши, страдавшего от плотской страсти. Однажды по время молитвы перед иконой Пречистой он увидел, как изображение ожило, язвы Господа Иисуса раскрылись и кровоточат. Испугавшись, он спросил Богородицу, кто это сделал, на что услышал ответ: "Ты и прочие грешники грехами своими вновь распинаете Сына Моего". Тогда он осознал всю величину своего грехопадения и долго молил в слезах Богородицу и Спасителя о помиловании. Наконец, была дана ему нечаянная им уже радость прощения и оставления грехов.
59. Икона Божией Матери, именуемая Нечаянная радость

60. Святитель Василий, архиепископ Рязанский

61. Икона Вифлеемских младенцев, за Христа убиенных

62. Ковчег с главой Вифлеемского младенца.

63.

64.

В Гуслицком Спасо-Преображенском монастыре хранится удивительная икона Спаса Нерукотворного. По старинной традиции люди проползают с молитвой на коленочках под этой иконой три раза, для чего под ней устроен специальный узкий лаз. Паломники с молитвой и благоговением приложились к святому образу и проползли по туннелю.
65.

66.

67.

Отец Серафим даровал Ночным Волкам в память о посещении обители Владимирскую икону Божией Матери, икону Святых Царственных Страстотерпцев, а так же книгу об истории монастыря - «Сказании о начале и настоящем положении Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря» 1863 года, переизданную в 2017 году. Он благословил паломников в дорогу, тепло попрощался и пригласил вновь приезжать в Гуслицкий монастырь.
68.

69.

70.

71. Святые врата

72.

73.

74.

75.

76.

Из Гуслицкого монастыря паломники отправились в другую обитель, устроенную Парфением (Агеевым) - Николо-Берлюковскую пустыни. Продолжение - в следующем посте.
77.

78.

79. Забота о ближнем

80. "С Богом по всем дорогам!"

Рассказы о других днях паломничества "Монастырский круг":
1. Истра. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
2. Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь
3. Новый Быт. Вознесенская Давидова пустынь
4. Серпухов. Высоцкий монастырь
5. Коломна. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь
6. Коломна. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь