katya_husky (katya_husky) wrote in ru,
katya_husky
katya_husky
ru

Паломничество "Владимирская Русь" с мотоклубом "Ночные Волки". День 3 - Муром

К третьему дню паломнической поездки «Владимирская Русь» мы добрались практически до самой границы Владимирской и Нижегородской областей. Целый день был отведен на посещение святых обителей Мурома.



Для тех, кто только присоединился к чтению рассказов  о путешествии по Владимирской области, уточняю, что с 2 по 5 января мотоклуб «Ночные Волки» и Федерация мототуризма России проводили паломническую поездку «Владимирская Русь». За 4 дня паломники побывали и помолились в древнейших монастырях и храмам Махры, Киржача, Юрьев-Польского, Суздаля, Владимира, Мурома и Егорьевска. Сейчас я хочу вам рассказать о третьем дне паломничества, 4 января, который прошел в Муроме.


2.


Родина преподобного Илии Муромца славится не только именем былинного богатыря. Мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии находятся в Троицком соборе Свято-Троицкого женского монастыря, в Благовещенском монастыре стоит рака с мощами св. благоверных князей Константина, Михаила и Феодора. Но, несмотря на щедрость земли Муромской на Божьих угодников, вера Христова была принята здесь не сразу и с определенным сопротивлением. Один из двух первых русских святых, святой князь-страстотерпец Глеб, правил в Муроме, когда его коварно убил старший брат Святополк Окаянный.

3.


После смерти св. благоверного князя Владимира Святополк сел на Киевский престол и, опасаясь соперничества со стороны младших братьев, подослал к ним убийц. Сначала по его приказу был убит князь Борис, чьим уделом был город Ростов, а вслед за ним погиб от руки жестокосердного брата и Глеб. Христианский подвиг двух братьев заключается в том, что, зная об угрожающей им опасности, они без сопротивления приняли мученическую смертью, не желая нарушить заповедь любви и поднять руку на брата.

4.


Здесь, наверно, стоит сделать еще одно пояснение, чтобы такие действия князей не показались кому-то малодушными и безрассудными. Во-первых, для только недавно принявшей христианство Руси урок того, что даже на самое страшное зло нельзя отвечать злом, был очень значимым. А во-вторых, нужно помнить две вещи, которые заповедовал Христос. Это наказ возлюбить врагов своих и подставить левую щеку ударившему по правой. Так, например, преподобный Серафим Саровский не стал сопротивляться избивавшим его разбойникам, горячо моля Господа об их прощении. Так поступали и новомученики и исповедники Российские, день памяти которых Церковь отмечала в прошедшее воскресенье, 5 февраля. И в тоже время «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Примеров следования этой заповеди Христовой история знает много. Так воин-монах Пересвет по благословению преподобного Сергия Радонежского присоединился к войску Димитрия Донского тогда, когда нависла угроза над верой православным и всем христианским людом. Так простые солдаты отдавали свои жизни во имя спасения народа и страны от фашистских захватчиков в 40-х. Так преподобный Илия Муромский воевал в дружине Владимира Мономаха, защищая веру и народ от супостатов.

Преподобный Илия Муромский

фото с pravoslavie.ru

И в этом месте мне хочется вспомнить то, что я забыла рассказать в предыдущей заметке о поездке. Во время экскурсии по Суздалю отец Кирилл, который сопровождал паломников в течение всего дня, пояснил значение слов Спасителя про левую и правую щеку. «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39). Это есть образное поучение тому, что на зло нельзя отвечать злом, а не прямой призыв к несопротивлению. Чтобы это понять, нужно представить насколько сложно правой рукой ударить по правой щеке... А вот пример того, как нужно следовать этой заповеди в обычной жизни. Нужно помнить, что все мы не безгрешны, и потому случающуюся с нами неприятность (удар) нужно с благодарностью воспринимать как расплату за свои проступки. Например, с утра ты наорал ни за что на ребенка, а потом на работе получил несправедливый выговор от начальника. Можно, конечно, туту же начать "качать" права... А можно со смирением принять этот урок, чтобы впредь самому не совершать несправедливости.

5.


Но вернемся к истории города Мурома и распространению православия на Руси. Князь Константин (Ярослав) узнал, что в Муроме исповедуют язычество, и испросил себе этот город в удел, желая принести туда христианскую веру. На подъезде к Мурому он отправил своего сына Михаила в качестве посла. Муромцы пригласили княжича для переговоров. Не поверив его обещаниям о доброжелательном расположении князя, он убили Михаила. После осады, но без кровопролития, князь Константин вошел в город. Муромцы признали его в качестве правителя, но отказались принять христианство. Князь Константин не стал силой навязывать православную веру, но выстроил сначала храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, где похоронил Михаила, а потом церковь в честь Бориса и Глеба.

Недовольные князем муромцы осадили княжий двор. Константин с женой и сыном Федором укрылись в Благовещенском соборе, где горячо молились. По молитве князя от иконы Богородицы стало исходить чудное свечение. Константин вышел с источающим свет Образом к горожанам. Пораженные этим видением мятежники уверовали и согласились принять крещение.

6.


Первым монастырем, в который отправились паломники, стал Спасо-Преображенский мужской монастырь. Здесь нас встретил иеродьякон Артемий, который провел экскурсию по Муромским обителям.

7.


Спасо-Преображенский монастырь построен один из двух братьев-страстотерпцев Глебом Владимировичем. Несмотря на все старания, ему так и не удалось принести христианство в Муром. Более того, ему даже пришлось поселиться вне города на удалении от агрессивно настроенных муромцев. У князя было две резиденции: одна на месте нынешнего Спасо-Преображенского монастыря, где князь построил Спасский храм, и вторая - на реке Ушне. Первое упоминание в летописи о Спасо-Преображенском монастыре относится к 1096 году.

8. Часовня св. великомученика Георгия Победоносца


В 1552 во время похода на Казань Муром посетил царь Иоанн Грозный. Здесь на Оке он устроил смотр войск, а по возвращении с победой из Казани выстроил несколько каменных храмов, одним из которых был Спасо-Преображенский собор (1555 г.). Впоследствии монастырь пользовался расположением царской семьи. Иоанн Грозный прислал в дар утварь и пожертвовал землю. Так же царь установил в монастыре общежительство.

В начале 17 века монастырь пострадал от литовского нашествия. При настоятеле архимандрите Антонии возникло сопротивление реформам Патриарха Никона. Большой вклад в восстановление обители внесли пожертвования митрополита Сарского и Подонского, который был родом из Мурома. В 18 веке при монастыре открылась школа для священнических детей.

Согласно манифесту Екатерины II о секуляризации церковных земель монастырь лишился части своих владений. Но в конце 19 века в обитель прибыла чудотворная икона Божией Матери "Скоропослушница", оригинал 10 века которой хранится на Афоне в монастыре Дохиар. Обитель начала возрождаться.

В 1918 году монастырь упразднили, а его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) обвинили в соучастии восстания, возглавляемого полковником Н.П. Сахаровым. Несколько лет Спасо-Преображенский собор действовал как приходской храм. В 1929 году на территории монастыря разместилась военная часть и отделение НКВД.

9. Спасо-Преображенский собор


10. Спасо-Преображенский собор


11. Рождественский вертеп (поездка проходила накануне великого праздника Рождества Христова)


Одна из великих святынь обители - икона Божией Матери "Скоропослушница", в 1878 году привезенная со Святой горы Афон настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым).

12. Икона Божией Матери "Скоропослушница"


Икона написана на Святой Горе Афон в Русском монастыре святого Великомученика и целителя Пантелеймона. За скорую помощь по молитвам перед образом икона стала называться «Скоропослушницей». Светлый образ Богородицы не раз помогал обители в самые трудные времена. Когда в 19 веке монастырь разорился, афонские монахи прислали эту чудотворную икону в дар обители. Вскоре монастырь расцвел. Второй раз, уже в наши дни, Богородица вновь помогла восстановить обитель по молитвам перед сим образом. До 1995 года на территории монастыря располагалась воинская часть. После перевода части обитель была возвращена церкви в плачевном состоянии. Настоятель и братия увидели руины вместо храмов. Спустя год после открытия монастыря, в него возвратилась "Скоропослушница". Сразу после этого дела в обители стали ладиться, и храмы восстановили довольно быстро.

По молитвам у иконы происходят многие чудеса. Сам же образ Пречистой Девы на иконе постоянно меняется. В радостные праздники лик Богородицы светлен и спокоен, а в дни скорби - печален.

13.


Покровская церковь построена в 1691 году на средства митрополита Варсофония. В 1757 году рядом с церковью выстроена трехъярусная колокольня.

14. Трапезная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Спасо-Преображенский храм (на заднем плане) и Храм Василия Рязанского


15.


В Покровской церкви находится деревянный ковчег, выполненный в 2006 году художником А.С. Субботиным. Образ Илии Муромского реконструирован в соответствии с результатами научных исследований мощей преподобного, находящихся в Киево-Печерской Лавре. Согласно экспертному анализу преподобный Илия Муромский был человеком богатырского телосложения, ростом 177 см. Для того времени это был действительно внушительный рост. В поясничном отделе позвоночника обнаружены патологии, что подтверждает сказание в житии святого о том, что 33 года он был прикован к кровати. На руке и в области сердца у инока-богатыря обширная рана от копья.

16.


В деревянном ковчеге помещена частичка мощей преподобного, а в селе Карачарово - родине Илии Муромца, выстроен храм Гурия, Самона и Авива, в котором находится икона с частицей мощей.

17. Ковчег Илии Муромца с частицей его мощей


18.


19.


20.


21.


22. Часовня-костница (часовня на месте бывшего кладбища)


23. Храм преподобного Сергия Радонежского (2005 г.)


24. Часовня Ксении Петербургской (6 февраля отмечают день ее памяти)


25. Николо-Ильинская часовня (1889 г.)


Из Спасо-Преображенского монастыря мы отправились в Благовещенский мужской монастырь.

Благовещенский монастырь был выстроен царем Иоанном Грозным в память о казанском походе на месте Благовещенского храма, построенного князем Константином. В 1547 было совершено общецерковное прославление князя Константина и чад его Михаила и Феодора. С 1555 года мощи князя пребывают в соборе.

26.


Как и другие обители, монастырь пострадал от литовского нашествия в 1615 году и в течение 17 века восстанавливался. В 18 веке при монастыре открыли Муромское духовное училище. В 1792 году в обители случился пожар, но каменные здания и святыни не пострадали. Во время Отечественной войны 1812 года в монастыре пребывали Иверская и Владимирская иконы Божией Матери, укрываемые от Наполеона.

27. Ночные Волки передали в дар монастырю икону святого равноапостольного князя Владимира


В 1919 году монастырь был закрыт, братия перебралась в город, но продолжала приходить в храм для богослужений. В 1923 году богоборцы вскрыли раку с мощами князей Константина, Михаила и Феодора и передали их в музей, где они находились до 1989 года.

28.


Благовещенский собор был закрыт в 1940 году, но уже спустя два года был вновь открыт как приходской храм. В 1946 году здесь служил иеромонах Пимен, который впоследствии стал Патриархом Московским и всея Руси. С 1991 года в обители возродилась монашеская жизнь.

29. Благовещенский собор


30.

31.


32. Чудотворная Иверская икона Божией Матери


33.


34.


35.


36.


37.


В начале 19 века на звоннице было семь колоколов общим весом 430 пудом. Самый большой из них был дарован князем М.И. Лыковым в 1692 г и весил 100 пудов (1600 кг). В 1933 году колокола были сброшены, а колокольня при этом сильно пострадала, лишившись одного из опорных столбов шатра. Впоследствии бронзу с колокольни сдали на переплавку, а не представлявшие ценности языки закопали поблизости, где их обнаружили в 2010 году во время восстановительных работ.

38.


39.


После закрытия Дивеевского монастыря в 1927 году сестры расселились по разным городам и продолжили монашество «в миру». Чтобы уберечь святыни, монахини разделили их и увезли с собой. Игумения женской обители Александра и около 40 сестер приехали в Муром. Рядом с Благовещенским монастырем они купили деревянный дом, в котором тайно подвизались. Из Дивеева монахини привезли иконку Божией Матери «Умиление», перед которой молится преподобный Серафим Саровский, и некоторые личные вещи батюшки. Драгоценную ризу с иконы сестры закопали в землю, а сам образ скромно стоял в комнате. Вместе с братией монастыря монахини переживали все испытания богоборческого времени, подвергались многочисленным арестам и гонениям. Так Благовещенский собор, который закрывался на сравнительно недолгое время в 20 в., стал центром духовной жизни города. После обретения мощей батюшки и открытия Саровской обители в 90- годы икона и вещи преподобного вернулись в Дивеево, а в память о Саровском чудотворце и пребывании сестер в монастыре установлена часовенка.

40. Часовня Серафима Саровского


41.


42. Церковь архидиакона Стефана (1716 г.)


43. Старый голбец и кресты в проездной нише Стефаниевской церкви


44. Стены и башни ограды (начало 19 века)


45.


Из Благовещенского монастыря паломники отправились в Свято-Троицкий женский монастырь, каменная ограда которого начинается прямо через дорогу от входа в обитель.
46.


Свято-Троицкий женский монастырь по преданию образовался на месте деревянной церкви в честь Бориса и Глеба, построенной князем Константином. Позднее здесь стоял Троицкий храм. В 1642 году на месте старой деревянной Троицкой церкви воздвигается новый каменный храм. В следующем году по ходатайству и на средства богатого купца Тарасия Борисовича Цветнова по прозвищу Богдан Цветной строится Троицкий монастырь.

47.


В 1648 году над Святыми воротами построили церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, а через 4 года в монастыре появилась многоярусная колокольня.

В 1663 году царь Алексей Михайлович подарил монастырю грамоту, в которой сообщалось о предоставлении земельных владений, а так же об освобождении игумении от уплаты подателей с этих участков.

В 1764 году к сестрам обители примкнули насельницы трех упраздненных обителей: Вязниковского Введенского девичьего монастыря, Входоиерусалимской Пустыни в селе Арефино Муромского уезда, Воскресенского Муромского девичьего монастыря. В связи с этим была перестроена паперть и галерея Троицого собора.

48. Через ограду виден купол деревянной церкви в честь преподобного Сергия Радонежского


Обитель страдала от пожаров в 1792 и 1805 гг., которые уничтожили деревянные постройки.
В 1810 г. был перестроен Трехсвятительский теплый придел Троицкого собора, к которому пристроили новый придел во имя Богоматери Всех Скорбящих Радости.

В 1865 году на средства муромского почетного гражданина Алексея Васильевича Еpмакова на территории монастыря устроена каменная часовня, в котоpую пpовели воду из городского бассейна. В этом же году на средства Ермакова и его супруги были вызолочены главы на Троицком соборе, колокольне и надвpатной Казанской церкви.

49.


К осени 1886 г. возвели втоpой этаж над теплым Тpехсвятительским пpиделом.

В 1899 г. в новом двухэтажному корпусе открылась одноклассная женская школа с уроками рукоделия. В 1902 году она стала 2-х классной.

50.


В 1918 г. в монастырских корпусах сначала поселились рабочие, а в 1921 году обитель была закрыта. В богоборческие годы в монастырских строениях находились архив и склады. В 1936 г. пpидел Тpех Святителей и Св. Пантелеимона были pазpушены. С 1941 года в Троицком соборе обосновалась сапожная мастерская артели им. Крупской. После войны монастырские кельи приспособили под коммунальные квартиры. В 1970 году после небольшой косметической реставрации ансамбль Троицкого монастыря стали охранять как памятник республиканского значения.

51. Деревянная церковь преподобного Сергия Радонежского, Свято-Троицкий собор и колокольня


Возобновилась иноческая жизнь в монастыре в 1991 году. Это первый женский монастырь, открытый во Владимирской епархии после закрытий в начале 20 века.

52. Часовня Петра и Февронии


До революции главной святыней монастыря был Виленский крест-мощевик, обретённый при жизни основателя монастыря Т. Цветнова. Некий Василий обрел этот крест-мощевик во время взятия литовского города Вильно (современный Вильнюс). Василий долгое время хранил диковинный крест, пока ему не был явлен глас, повелевающий отвезти свою находку в Муром и отдать Богдану Цветному, чтобы тот разместил его в Троицком монастыре. Василий так и сделал. Во время революции Виленский крест оказался в музее и был торжественно вновь возвращён в монастырь в апреле 1994 года. А двумя годами раньше, 19 сентября 1992 года, монастырь обрёл мощи святых князей Петра и Февронии Муромских, которые находятся для поклонения верующим в Троицком соборе монастыря.

Петр и Феврония Муромские своей праведной и благочестивой жизнью являют эталон христианской семьи. Дочь бортника Феврония исцелила Муромского князя Петра, и в благодарность за это он женился на ней. Бояре не желали видеть своей княгиней простолюдинку и принуждали князя отказаться от своей жены. Но Петр не захотел нарушить узы брака и вместе с Февронией покинул Муром. В отсутствии князя в городе началась смута. В конце концов бояре упросили своего князя вернуться и примирились с его супругой. Предчувствуя свою скорую кончину, Петр и Февронья приняли монашеский постриг с именами Давид и Ефросиния и молили Господа о даровании им смерти в один день. Так и случилось. Князь и княгиня заранее заказали приготовить для них двойной гроб с тонкой перегородкой. Но люди вновь возжелали разлучить благоверных супругов, положив их тела в разные гробы. На утро тела Петра и Февронии были обнаружены в одной гробу. Так произошло дважды. Убоявшись, муромцы исполнили просьбу князя и княгини и похоронили их вместе у стен храма в честь Рождества Богородицы. В 1923 году мощи святых забрали в Муромский музей. В 1992 году раку с мощами вернули верующим и разместили для поклонения в Троицком соборе Свято-Троицкого монастыря.

53.


54. Надвратная церковь Казанской иконы Божией матери с колокольней (1648 - 1652 гг.)


55.


56.


Деревянная церковь Сергия Радонежского привезена в Троицкий монастырь из села Пьянгус Меленковского района в 1975 году. Приблизительная дата постройки церкви - 1700 год.

57. Церковь преподобного Сергия Радонежского


58.


59.


60.


61.


62. Благовещенский собор


63.


А погода тем временем стала по-настоящему зимней. Легкий морозец и ясное солнечное небо еще больше усиливали радость от пребывания в святых местах.
64.


65.


67.


68.

69.


Проехав практически через всю Владимирскую область, настало время разворачиваться в сторону дома. Из Мурома колонна паломников отправилась в Егорьевск, где провела ночь. Рассказ о заключительном дне паломничества "Владимирская Русь - во славу святого равноапостольного князя Владимира"- в следующем посте.
Tags: Православие., путешествия, религия, репортаж, россия, фото, экскурсия
Subscribe
promo ru december 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments