vittasim (vittasim) wrote in ru,
vittasim
vittasim
ru

Categories:

Музей льна в Коломне. Часть I

В музее представлена коллекция старинных русских костюмов, рушников, прялок. Здесь можно узнать все о льне, льноводстве и льноткачестве, о превращения льна из семечка в одежду, о том, как получить пряжу с помощью веретена и прялки, о принципе работы ткацкого станка.

DSCN3528.JPG

DSCN3533.JPG

DSCN3543.JPG

DSCN3546.JPG

DSCN3614.JPG

DSCN3569.JPG

DSCN3615.JPG

Рушни́к (рус. полотенце, рукотерник, ручник, утирник, полка, ширинка), полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян, в большей степени восточных.

DSCN3577.JPG

DSCN3586.JPG

Предмет обыденного и ритуального назначения; в обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника. Рушник широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине.

DSCN3530.JPG

DSCN3545.JPG

Рушник изготавливается из льняного (раньше — также из конопляного) полотна. Его традиционные размеры: 30—40 сантиметров в ширину и от 3 и более метров в длину. Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, браное ткачество, ленты.

DSCN3561.JPG

DSCN3573.JPG

В вышивке на рушниках использовалась различная символика. Вышивались орнаменты зооморфные — символические петухи, куры, лебеди, утки, орлы, олени, львы, кони и др.; растительные — дуб, хмель, калина, мак, лилия, роза, виноград и др.; геометрические — ромбы, круги, свастики, зигзагообразные линии и прочие узоры; а также бытовые, антропоморфные и культовые в разных сочетаниях.

DSCN3575.JPG

DSCN3576.JPG

До XVIII—XIX века каждый вышитый узор имел свой сакральный смысл, ритуальное предназначение. После петровских реформ в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение.

DSCN3589.JPG

DSCN3592.JPG

Основными цветами, применяемыми при оформлении рушников являются красный (разных оттенков: «алый», «рудый», «кирпичный», «малиновый», «огневой», «чермный», «червленый», «маковый», «багряный», «вишнёвый») и белый, имевшие изначально своё значение в языческой народной культуре Руси.

DSCN3602.JPG

В письменных источниках слово сорочка впервые появляется в начале XIII века. Др.-русск. сорочька, ст.-слав. срачица, срачка, сракъ.

DSCN3591.JPG

DSCN3593.JPG

На Руси рубашки было принято отделывать вышивкой (вышиванка) по самым «уязвимым» для злых сил местам — у ворота, по краям рукавов, на плечах, и особенно — по подолу. Вышивка выполняла роль оберега; в ней преобладали солярные символы, а также изображения птиц, особенно — петухов, которые традиционно считались охранителями, отгоняющими нечистую силу.

DSCN3600.JPG

DSCN3601.JPG

Подмышками вшивали квадратные ластовицы, по бокам от пояса — треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо был выполнен в виде стойки, круглой или четырехугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5-4 см; застегивался на пуговицу.

DSCN3532.JPG

Длина типичной сорочки — немного выше колен. По бокам на подоле делали небольшие надрезы — прорехи. Нарядные сорочки украшались нашивками — поперечными полосками по числу пуговиц. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами.

DSCN3605.JPG
Tags: Московская область, музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments