vittasim (vittasim) wrote in ru,
vittasim
vittasim
ru

Categories:

Храм Иоанна Богослова на Бронной. Москва.

Храм во имя Иоанна Богослова — православный храм, принадлежащий к Центральному благочинию Московской городской епархии Русский Православной церкви и расположенный по адресу: Богословский переулок, 4. Имеет два престола — в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и в честь Святителя Николая Чудотворца.

IMG_8665.JPG

В середине XVI века между Тверской и Малой Никитской улицами (в то время – самая окраина Первопрестольной) была устроена слобода государевых оружейников-бронников. Их более вековое пребывание запечатлено в названии улиц и переулков: Бронная, Палашевский, Гранатный и др. Один из переулков, проходящий по самому центру этого района, назван Богословским. Именно здесь был воздвигнут, тогда еще деревянный, приходской храм в прославление св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Произошло это по некоторым сведениям еще во времена царствования благочестивого царя Феодора Иоанновича (возможно, около 1587).

333.jpg

В 1615 году вступивший на царство Михаил Федорович передает в дар храму икону византийского письма св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова с дарственной надписью, «От царя Михаила Федоровича», которая стала одной из главных его святынь.

Michael-I-Romanov-Wedekind_-_detail.jpg
«Худ. Иоанн Генрих Ведекинд. Портрет царя Михаила Федоровича. 1728 г. ГТГ. Копия с портрета, исполненного в 1636 г. (Музей города Таллинна).»

Характерная для своего времени посадская церковь первоначально состояла из храма с апсидой, трапезной и колокольни. В окладных книгах за 1625 год эта церковь упоминается, как деревянная однопрестольная церковь Иоанна Богослова - «в Бронниках, за Тверские вороты». Во второй половине XVIIв. место церкви уже обозначалось «за Никитскими воротами в Бронной слободе», а затем – «на Бронной», когда имелась в виду главная улица слободы.

01.jpg

Началом нового этапа в жизни храма стало строительство каменного здания церкви, когда на пожертвования прихожан «тщанием приходских людей» в 1652 году начались строительные работы, которые завершились освящением храма в 1665 году. Через несколько лет после постройки каменного храма в 1668 году при храме Иоанна Богослова по инициативе прихожан при непосредственном участии Симеона Полоцкого была открыта первая в Москве частная православная школа. Финансирование школы осуществлялось из средств прихожан. Знаменательным событием в жизни прихода и города после 1678 года стало строительство при храме одной из первых в Москве богаделен, в которой содержались «для поминовения царских родителей сто человек нищих».

y_3a67d161.jpg

Двусветный, вытянутый с севера на юг четверик церкви венчало пятиглавие, поставленное на ряды кокошников. С востока к нему примыкал трехчастный пониженный алтарь (не сохранился), с запада были одновременно пристроены одноэтажная трапезная и шатровая колокольня, завершившая композицию (замена существующей). Во внешнем облике здания сквозь узорочье архитектурно-декоративного оформления, прежде дополнявшегося еще и раскраской (фрагментарно уцелела во фризовой части антаблемента), видно стремление подражать формам древних пятиглавых храмов; пропорции четверика монументальны, крупные килевидные кокошники в его завершении читаются, как закомары, несмотря на глубокую профилировку и мощный крепованный антаблемент, отделяющий их от стен.

IMG_8666.JPG

Этому же способствовало пятиглавие с укрупненным центральным световым барабаном и шлемовидной формой глав, а также большие (на все среднее членение фасадов) перспективные порталы с килевидным верхом (восстановлены недавней реставрацией). Четверик перекрыт сомкнутым сводом, несущим световую центральную главу; в нижней части основной свод дополнен цилиндрическими сводиками по числу соответствующих им кокошников – «закомар»; по углам четверика на эти сводики опираются глухие главы. Сверху четверик украшен поясом кокошников, элементы которых использованы также в украшении барабанов и обрамлении окон.

IMG_8665 1.jpg

IMG_8657.JPG

Внутри храм соединен со сводчатой трапезной тремя широкими арочными проемами; северную стену трапезной прорезает еще более широкий, возможно, растесанный проход в никольский придел. Изменения в трапезной могли быть вызваны не только строительством этого придела, но и размещением здесь в 1837 году престола Митрофана Воронежского.

DSCN0131.JPG

Никольский придел, воспринимаемый снаружи и внутри в значительной мере самостоятельно, состоит из двусветного четверика, вытянутого по поперечной оси, увенчанного одной главой на двухъярусном восьмигранном барабане и пониженной трехчастной апсиды и трапезной.

IMG_8647.JPG

Он закончен постройкой в 1694 году, что соответствует существующей обработке фасадов в стиле «московского барокко» (особенно характерны большие окна с разорванными фронтонами наличников). По окончании работ в 1694 году Никольский придел освятил патриарх Московский и всея Руси Адриан.

IMG_8651.JPG

DSCN0129.JPG

Исследования показали, что внутри четверика скрыт более ранний объем. На северном фасаде раскрыта уцелевшая часть кладки древнейшего ядра с фрагментами прежде существовавшего здесь портала (там, где теперь западное окно нижнего яруса). Предположительно (по особенностям декора) с этим древнейшим зданием связывают наиболее раннюю из известных в литературе датировок храма – 1620г.


IMG_8646.JPG

IMG_8663.JPG

Трехъярусная, грузных пропорций барочная колокольня, расположенная на оси главного храма и внесшая в архитектуру и декор храма элементы классицизма, выстроена в 1740 х годах на месте колокольни XVII в. Нижний, раскрытый арками ярус вместе с образованными достройкой «палатками» составил своего рода притвор церкви, в северной части которого расположен вход на колокольню (лестница идет в стене трапезной).


IMG_8645.JPG

На колокольне находилось 7 колоколов, один из которых был отлит известным мастером Иваном Маториным в 1692 году. Первоначально, в условиях окружавшей церковь малоэтажной застройки, колокольня эффектно воспринималась с Большой Бронной улицы, проходившей вдоль стен Белого города, и с параллельного Большого Палашевского переулка. В настоящее время церковь со всех сторон окружена поздними многоэтажными домами, практически полностью застроен и Богословский переулок, на красную линию которого вынесен её западный фасад.

IMG_8662.JPG

DSCN0128.JPG
Верхние ярусы колокольни.

В 1812 году в церкви крестили А. И. Герцена. В 1837-38 годах в объеме Иоанна Богословской церкви был устроен второй придел – Митрофания Воронежского. В эти годы были произведены также ремонтные работы, по окончании которых в 1842 году освящение всего храма совершил свт. Филарет Московский. В 1870 году новый придел был упразднен, а престол Митрофана Воронежского был перенесен епископом Можайским Преосвященным Игнатием (Рождественским) викарием Московской епархии с середины храма в правую апсиду Иоанно-Богословского алтаря.

IMG_8648.JPG

IMG_8649.JPG

В 1876-1879 годах в храме были поставлен новый иконостас, выполненный в стиле барокко, стены храма были расписаны масляными красками, устроено духовое отопление и переложены полы, а также сделаны подоконники из «подольского мрамора». В конце XIX века вокруг храма была построена новая металлическая ограда, вход в храм украсился чугунным зонтом на литых столбиках.

02.jpg

IMG_8654.JPG

IMG_8653.JPG

К 1917 году храм располагал обширным земельным владением с двором и садом. На церковной земле располагались четыре дома, в одном из которых, каменном четырехэтажном доходном доме, часть квартир занимали священнослужители и работники храма, а часть из них сдавалась в наем. За алтарями храма находилось приходское кладбище.

y_33bd5e67.jpg

0629.jpg

Внутреннее убранство храма отличалось целостностью и гармоничностью. Кроме главной святыни храма – иконы Иоанна Богослова, подаренной царем Михаилом Федоровичем Романовым, в храме находилась чудотворная Икона Божией Матери «Умиление». В главном иконостасе храма в местном ряду обращала на себя внимание Икона Божией Матери Смоленская письма середины XVII века. Позже в 1836 году на нее был одет хороший оклад, а также икона Иоанна Богослова работы царских иконописцев в окладе 1810-х годов.

Tji1D2HK8Aw.jpg

Перемены, постигшие всю Россию после октябрьского переворота, не миновали и церковь св. ап. Иоанна Богослова. Храм лишился всех своих владений. В 1922 году, во время кампании по изъятию церковных ценностей, храм подвергся кощунственному разграблению.

y_6c8940f8.jpg

Храм был закрыт в середине 20 годов XX века, здание превращено в склад, изредка ее помещение использовалось для содержания заключенных.

03413_20140518_003519.jpg

Еще в 1914 году здание по соседству с храмом занял Камерный театр (позже переименованный в театр имени Пушкина). В 1932 Московский городской камерный театр внес предложение снести храм, однако архитектор Д.П. Сухов, занимавшийся в то время реставрацией памятников Московского кремля, выступил против – и разрушили только купола и барабан. В ноябре 1933 года по требованию театра община храма была упразднена, а здание церкви было передано под «нужды» театра. За время «аренды» был уничтожен главный алтарь храма, снесены главы, разобраны барабаны основного храма, в стене сделан огромный пролом для установки ворот, через которые вносили крупные декораций, уничтожена роспись, снесена ограда, пристроен гараж к алтарю придела. Долгое время в храме было общежитие, а затем он был приспособлен под столярную и слесарную мастерские театра, в связи с чем в нем были установлены станки. Храм практически потерял свой первоначальный облик.

teatr_imeni_pushkina_7.jpg

Попытки исследования и реставрация памятника архитектуры начались с 1956 года и продолжались до 1998 года. Череда известных архитекторов, сменяя друг друга в течение 34 лет, работали над проектом реставрации по восстановлению храма. Сначала Александр Вячеславович Ох, подготовивший материалы к проекту реставрации, далее дело продолжил его ученик Георгий Константинович Игнатьев, а в последующие годы после его смерти завершала работу архитектор мастерской 13 04Моспроекта-2 Лидия Алексеевна Шитова, которая подвела итоги столь длительному периоду реставрации.

DSCN0133.JPG
Южный фасад. Проект реставрации Авторы Г.К. Игнатьев и Л.А.Шитова

С 1973 года начались реставрационные работы на колокольне, которые были быстро завершены. Далее наступил перерыв, но даже до 90-х годов никаких существенных изменений, кроме некоторых противоаварийных работ, произведено не было. Кроме этого, сами реставрационные работы часто приводили к разрушительным последствиям. Например, открытый в течение многих лет шурф, вырытый для исследования состояния фундамента, наполнялся водой, что приводило к значительным деформациям и трещинам в стенах и сводах.

11111   4.jpg

03.jpg

Затягиванию работ активно способствовало руководство театра, периодически обращаясь с просьбами о их переносе, поскольку проводились частично за счет средств театра, 2 года не могли оплатить работы по разработке проектной документации. Из-за проблем с финансированием, изготовленный в 1972 году крест проржавел во дворе мастерской Мособлстройреставраци 13 лет.

1   444.jpg

В 1991 году после 36 лет безуспешных реставрационных работ храм был возвращен Русской Православной Церкви. На момент юридической передачи храма памятник архитектуры находился в остро-аварийном состоянии. Первое богослужение в Никольском пределе проведено в 1992 году, к 1995 году из здание полностью освобождено мастерской театра. Реставрация храма шло на средства Инкобанка и пожертвования организаций и прихожан. 21 мая 1991 года храм был освещен патриархом Алексием.

7e0e93422a3672f6728200188e328040.jpg

04.jpg

В 1996 году были проведены основные работы по укреплению стен и сводов, восстановлению металлических связей-тяжей. Были укреплены стены и своды храма, воссозданы барабаны основного четверика, возведены главы с позолоченными крестами, восстановлены входные двери и окна, произведены штукатурные и малярные работы на фасадах.

IMG_8660.JPG

787_0185170b.jpg

787_0185169b.jpg

787_0185168b.jpg

13.jpg

В 1997 году реставрационные работы были продолжены. Этот год отмечен в летописи храма как разрешение многолетних прошений прихода и борьбы за целостность исторического облика храма. Важнейшим событием для храма стало окончание 5-летней тяжбы с театром им. Пушкина за воссоздание трехапсидного алтаря св. Иоанна Богослова по историческим фундаментам и оформление интерьеров храма, которое было увенчано установлением великолепного Иоанно- Богословского иконостаса.

05.jpg

09dd6e3c09efef369897adc0ca4f1261.jpg

Оба иконостаса храма были выполнены мастерской Новосимоновского монастыря в стиле московской школы XV – XVI веков коллективом иконописцев, среди которых А. Лавданский, А. Соколов, А. Этенейер, А. Вронский и другие, а также бригадой резчиков во главе с А. Фехнером. За прекрасное исполнение иконостасов эти творческие коллективы были удостоены двух наград: почетной грамоты от Святейшего Патриарха Московского и вcея Руси Алексия II и первого места в ежегодном конкурсе, проводимом Правительством Москвы на лучшую реставрацию, реконструкцию памятников архитектуры и других объектов историко-градостроительной среды Москвы. В 1998 году основные реставрационные работы по храму были закончены.

09.jpg

Начались работы по благоустройству территории храма, возведению новой кованой ограды на белокаменном цоколе.

IMG_8650.JPG

IMG_8658.JPG

9 октября 2003 года в день престольного праздника в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова при стечении прихожан настоятель храма протоиерей Андрей Хохлов совершил первый за 70 лет крестный ход вокруг храма.

IMG_8644.JPG

Следующей значительной вехой в истории храма можно назвать 2008 год. В 2008 году в храме были проведены ремонтно-реставрационные работы на колокольне храма и западном фасаде трапезной св. Николая.

IMG_8656.JPG

1 декабря 2011 года на благоустроенной территории храма состоялось захоронение останков усопших, найденных на территории храма с 1996 по 2011 годы во время ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории храма, и которые ранее покоились на церковном кладбище, уничтоженном в советское время при строительстве корпусов театра им. Пушкина. 9 декабря 2011 года на месте захоронения установлена Голгофа с памятной надписью «Вечная память почившим окрест храма сего погребенным».

15.jpg

В настоящее время при храме действует церковная приходская библиотека, воскресная группа для детей, воскресный лекторий для взрослых,  который предлагает слушателям лектория циклы лекций по «Библейской археологии», «Истории РПЦ», «Истории Церковного искусства»; и факультатив по греческому языку. Обучение бесплатное. Детская воскресная группа занимается по двум направлениям: Закон Божий и рисование. Особое место на приходе занимает молодежная работа. Молодежный сектор организует экскурсии, конкурсы, квесты для любителей истории и архитектуры Москвы.
С 2010 года на попечении прихода находятся два социальных объекта: Офтальмологическая клиническая больница в Мамоновском переулке и ГБУ ЦСО «Пресненский», с которыми заключены бессрочные договора о сотрудничестве.

1579519721.jpg
Круглова Светлана "Церковь Иоанна Богослова на Бронной"

http://bogoslovnabronnoy.ru/
http://temples.ru/gallery.php?CardID=2336
http://sobory.ru/photo/195744
http://www.porto.artonline.ru/painting_info/179203?mv=3
https://vk.com/club23959766
Памятники архитектуры Москвы Земляной город. Москва «Искусство» 1989
Tags: Москва, архитектура
Subscribe
promo ru december 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments