Паломничество «Монастырский круг» с мотоклубом «Ночные Волки». День 4 - Николо-Берлюковская пустынь

«Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати» (Ин.6:70-71)
«Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться (Мф.26:24)».

За пятидневное паломничество «Монастырский круг», совершаемое по святым обителям Московской области, перед глазами мотоциклистов из мотоклуба «Ночные Волки» практически промелькнули все времена года. Подмосковная Истра встречала паломников весенним теплом и первым цветением, в древних монастырях города Серпухова мотоциклисты наслаждались почти летней жарой. По пути из Коломны в село Куровское летний зной сменился дождливой осенней погодой. И вот к вечеру четвертого дня паломничества по дороге в Берлюковскую пустынь на странников обрушился настоящий снегопад с градом.




2.

3.


Живописные виды русских просторов, запорошенных снегом, радовали глаз и вызывали восхищение. В то же время осложнившаяся дорожная ситуация заставила проявить еще большую внимательность и сосредоточенность. И наверно, это тоже промыслительно, ведь паломничество заключается не только в непосредственном пребывании в храмах, но и в самой дороге, которую богомольцы с самых первых времен преодолевали, проходя через многие испытания, чтобы в результате быть достойными приобщиться к святыне.
4.

5.

6.


У Владимира Феодоровича Одоевского есть замечательная повесть-притча под названием «Необойденный дом» про «калику перехожую», которая спешила на богомолье, и именно дорога стала тем «инструментом» действия Божия Промысла, который одновременно помог нескольким страждущим встать и утвердиться на пути ко Христу.
7.

8.

9.

10.


Пробираясь сквозь снежную бурю, мотоциклисты, укрепляемые верою и поддерживаемые молитвенной помощью всех тех пастырей, с которыми они познакомились за первые дни паломничества, благополучно прибыли в Николо-Берлюковскую пустынь.
11.

12.


В соборном храме во имя Христа Спасителя паломников встретила матушка Серафима. Ночные Волки даровали обители икону Святой Троицы и рассказали о цикле молодежных паломничествах, ежегодно проводимых Федерацией мототуризма России. Матушка Серафима поведала мотоциклистам об истории возникновения обители и чудотворной иконе «Лобызание Иисуса Христа Иудой».
13.

14.

15.


Примерно в IX—X веках территорию современного Богородского района Московской области заселяли славянские племена. Река Воря разделила владения двух славянских племен - вятичей и кривичей. Во времена правления князя Юрия Владимировича Долгорукого, а в особенности его сына, святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского началась христианизация этих земель. Обращение вятичей ко Христу происходило на рубеже XI–XII веков трудами преподобного Кукши Печерского Чудотворца и его учеников. Преподобный Кукша был убит язычниками, но успел посеять среди воинствующих племен вятичей семена веры Христовой. С апостольской миссией преподобного Кукши паломники частично познакомились во время паломничества «Оптины Пустынь», проводимого Федерацией мототуризма России в ноябре 2016 года.

16. Храм во имя Христа Спасителя


Глухие, уединенные леса на берегу реки Вори привлекали иноков, желающих подвизаться в уединении и вдалеке от мира. Имена первых отцов-основателей Берлюковской пустыни нам неизвестны, но предположительно первые монашествующие появились в здешних живописных краях в конце XII - начале XIII веков.

Предание хранит память о том, что около 1606 года на крутой берег реки Вори из разоренного поляками Стромынского Троицкого монастыря пришел иеросхимонах Варлаам. Отец Варлаам поставил деревянную часовню в честь святителя Николая Чудотворца. Спустя некоторое время при помощи местных жителей отец Варлаам перестроил маленькую деревянную часовню в каменный храм. Вскоре старец Варлаам скончался. К 1701 году храм становится подворьем московского Чудова монастыря. Сразу после этого сюда прибыло несколько человек братии во главе с настоятелем Пахомием. В этом же году на пожертвования московского купца Викулы Мартынова был выстроен новый каменный храм во имя Николая Чудотворца. К 1719 году Никольский храм становиться обителью. Монастырь был отчислен от Чудова монастыря и приписан к Стромынскому Успенскому.
17.


В 1731 году настоятелем Берлюковской пустыни становится саровский иеромонах Иосия (Самгин). Вместе с ним в обитель пришло часть саровской братии. Отец Иосия крайне отрицательно относился ко всему иностранному, категорически не одобрял западного влияния на православие. Образцом истинной добродетельной жизни он видел подвижничество преподобных киево-печерских иноков. Отец Иосия обличал тяготение императрицы Анны Иоанновны к зарубежной культуре и образу жизни, чем вызвал негодование царствующей особы.

В апреле 1734 года иеромонах Иосия был отрешен от должности и вместе с разделяющими его взгляды монахами был сослан на Камчатку. Оставшуюся часть братии распределили между другими обителями. В 1770 году монастырь закрыли, а Никольская церковь стала приходской.
18.


Первое возрождение монашеской жизни в Берлюковской пустыни связано с митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина). Святитель заинтересовался историей этого места, и вскоре обитель была утверждена как заштатная пустынь. Строителем был назначен иеромонах Иоасаф, человек строгой и подвижнической жизни. С этого времени вплоть до начала XX века обитель благоустраивалась и развивалась.
19.


В 1787 году к пустыни была приписана часовня во имя Николая Чудотворца в Москве на Немецком рынке в Елохове.
В 1786 году на месте старой обветшалой церкви был построен каменный трехпрестольный собор во имя Святой Живоначальной Троицы.

24 мая 1829 произошло обретение великой святыни - чудотворной иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою» и исцеление от образа слепой женщины Татьяны Ивановны Кузнецовой.

20. Перед иконой «Лобзание Иисуса Христа Иудою»


История явления чудотворного образа такова. В пятнадцати верстах от обители в казенном селе Кудинове жила солдатка Татьяна Ивановна Кузнецова. Она на протяжении долгих 20 лет страдала глазной болезнью и, потеряв всякую надежду на исцеление, практически полностью ослепла. Однажды после молитвы она задремала, и во сне ей явился благолепный Муж. Он спросил женщину, хочет ли она вновь прозреть, и показал ей икону Спасителя. Он повелел женщине отслужить перед этим образом молебен, чтобы получить исцеление своей немощи.

21. Икона, именуемая «Лобзание Иисуса Христа Иудою»


Поутру Татьяна поделилась с домашними своим видением, но где найти указанный образ никто не знал. На следующую ночь видение повторилось, и Явившийся ей указал, что икону Спасителя она отыщет в Берлюковской пустыни. Татьяна послушалась Его, и отправилась в обитель. Монахи не смогли отыскать описанный женщиной образ, а потому отслужили молебен перед местною иконою Спасителя. Слепая возвратилась домой, так не получив исцеления. Спустя некоторое время женщине вновь явилось видение, в котором было указано, что чудотворная икона находится в монастырской хлебопекарне. Татьяна поспешила в обитель, и, наконец, выполнив свое обещание, чудесным образом прозрела.

Весть о чуде быстро разлетелась по округе. На другой день многочисленная толпа народа пришла в монастырь с просьбой сослужить молебен перед чудотворной Иконе Спасителя. 16 июня 1829 года совершено было торжественное перенесение прославленного образа из хлебни в Троицкий храм.

Татьяна Ивановна Кузнецова после своего преставления ко Господу была погребена в Николаевской Берлюковской пустыни.

В 1834 году в Богородске случился страшный пожар. Погорельцы обратились с просьбой пронести чудотворную икону Спасителя из Берлюковской пустыни крестным ходом по городу. Святейший Синод разрешил, и икона участвовала в большом крестном ходе 1 октября 1834 года в день Покрова Богородицы. Так с утверждения Святейшего Синода и благословения митрополита Московского и Коломенского Филарета было положено начало Берлюковских крестных ходов, которые регулярно совершались вплоть до пришествия ко власти христоненавистников в начале XX века. Многие страждущие и немощные по вере своей получали исцеления от образа Милостивого Бога.

Троицкая церковь несколько раз поновлялась, а в 1878 была разобрана, так как не вмещала всех молящихся. Новый больший по размеру зимний храм был выстроен в 1884 году. Вплоть до 1929 года чудотворная икона в зимнее время пребывала в храме в честь Святой Троицы. В период богоборчества Троицкий собор, как и все другие храмы обители, был разграблен, осквернен, перепланирован и использовался не по назначению. Было утрачено все внутреннее убранство, погибли почти все фрески. В храме долгие годы располагалась столовая для больных людей, а в алтаре была устроена посудомойка. В 2015 году собор был возвращен верующим в плачевном состоянии.

22. Храм в честь Святой Троицы


В 1840 году над Святыми вратами была построена церковь во имя святителя Василия Великого. Изначальный облик ее сохранялся вплоть до советского периода.

В 1844 году на западной стороне обители, на том месте, где в 1829 году была обретена чудотворная икона Спасителя, был заложен храм во имя Всех Святых с двумя корпусами.

Обретение чудотворной иконы вызвало большой приток паломников. По инициативе христолюбивых благотворителей и по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) в 1847 году был перестроен новый летний соборный храм во имя чудотворной иконы Спасителя.

23. Храм во имя Христа Спасителя


24. В храме Христа Спасителя


Первоначальная деревянная колокольня находилась с западной стороны Троицкой соборной церкви. В 1827 году при настоятеле иеромонахе Иоанникии была выстроена новая каменная колокольня на прежнем месте. В 1851 году она была вновь перестроена и состояла из двух ярусов. Большой колокол на звонницу весил 1005 пудов. В 1895 году началось строительство 4-х ярусной колокольни на средства Московского купца Федора Никитича Самойлова. К 1900 году строительство было завершено, и совершен чин освящения. Так в ограде пустыни на северо-восток от соборного храма Христа Спасителя появилась 91-метровая колокольня.

25. Монастырская колокольня


26. Монастырская колокольня


Первая треть XIX века в обители стала так называемым «Пешношским периодом». В это время настоятелями обители поочередно были три монаха из Николаевского Пешношского монастыря: Пахомий (1806–1811), Иоанникий (1811–1827), Николай II (1827–1828).

Благодаря их мудрому руководству в пустыни было заведено строгое общежитие. В XIX веке вместе с благоустройством обители большие плоды приносила и духовная жизнь ее насельников. В этот период было положено начало берлюковского пещерокопания.

27. В Храме Христа Спасителя


28. В Храме Христа Спасителя


В 1856 году настоятелем Берлюковской пустыни был назначен иеромонах Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Парфений. Отец Парфению много трудился на благо обители. Он занимался переплетными работами, устроил иконописную мастерскую, учил братию колокольному звону, писал книги и апологетические сочинения. В монастырском лесу над пещерами старцев настоятель задумал устроить скит для иноков, ищущих большего уединения.

29. Перед иконой святой блаженной Ксении Петербургской


30. Святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский


31. Святой благоверный князь Александр Невский


В 1858 году была отцом Парфением полностью перестроена Казанская церковь, а на ее колокольне на средства благотворителей повесили 120-ти пудовый колокол.

В 1863 году на Чудотворную икону «Лобзание Иисуса Христа Иудой» возложен хитон из золота, вклад московского купца Ивана Степановича Кулаева.

К началу XX века пустынь имела огромное и прекрасно отлаженное хозяйство и очень большая часть его даров шла людям. Братия щедро помогала нуждающимся, взяла попечение о церковно-приходских школах. Обитель помогала другим монастырям, всегда гостеприимно встречала паломников и странников.

32. В храме Христа Спасителя


В архивном документе «Взгляд на Николаевскую Берлюковскую пустынь» такими слова представлена попытка осознать, почему именно в это время – время отступления от Христа, распространения еретического мистицизма и масонства – был явлен образ «Лобызание Иисуса Христа Иудой»:

«…Безмолвная тишина уединенного места невольно вливает в сердце чувство благоговения, располагает душу к молитве и горестной думе о предании Спасителя неверным учеником в руки законопреступников, — о предании, которое через много протекших веков, вновь здесь повторено для нас в чудотворном образе Спасителя нашего…

Сии трогательные увещевания, не для ли настоящего века повторяются глаголами чудотворений от пречистого образа Спасителя? Это не прямое ли указание на тех, кои придерживаются одною внешнею стороною христианства, видящие не видят, что исповедание имени Христова одними устами — есть льстивое лобызание Иудино? Не есть ли это громкая проповедь, обличающая многих в постыдном предательстве сына Божия на поругание, когда они, в слепоте ума, ожесточаются безверием и презирают спасительное учение Евангелия, когда они не повинуются постановлениям Православной церкви, которая есть таинственное тело Христово? И не для этого ли совершалось чудо первоначально над ослепшею женою, дабы вразумить слепотствующих душевными очами и просветить их светом истинного Богопознания и обращения на путь правый? …Но для большого утверждения в вере, надежде и любви к Спасителю, нужно обратить внимательный взгляд на чудотворение совершенное первоначально над ослепшею женой.»


Явленная за столетие до страшных для Матери-Церкви событий 1917 года икона стала неким предзнаменованием случившейся трагедии. Как Иуда предал Христа, так и народ православный предал свою веру, царя и Отечество.

33. Перед иконой «Лобзание Иисуса Христа Иудою»


В феврале 1921 года оборвалась традиция Берлюковских крестных ходов с чудотворной иконой «Лобзание Иисуса Христа Иудой». В 1922 года в пустыни началось изъятие церковных ценностей, среди которых бесследно исчез и чудотворных образ. Судьба его неизвестна, и есть надежда, что икона не пострадала от рук богоборцев, но была бережно спрятана христолюбивыми людьми и возможно однажды будет явлена вновь.

34. Икона, именуемая «Лобзание Иисуса Христа Иудою»


С 1920 года все строения Берлюковской пустыни были переданы Дому инвалидов № 4. У братии оставался лишь храм Всех Святых с кельями, Храм Христа Спасителя стал действовать как приходской. В 1930 году последний игумен обители до ее закрытия отец Ксенофонт вместе с иеромонахом Горгонием, послушником Григорием Архиповичем Аверьяновым и председателем церковного совета Григорием Афанасьевичем Ольховым были арестованы и увезены в Москву в Бутырскую тюрьму.

С 30-х годов XX века в монастырских постройках в разное время размещались дом инвалидов войны и труда, санаторий для туберкулёзных больных, госпиталь, Московская городская больница № 16 для больных туберкулёзом и психическими заболеваниями. Казанская церковь и монастырское кладбище были полностью уничтожены. Обитель разрушалась и осквернялась..

35. В храме Христа Спасителя


Возрождение из забытья началось с 1992 года, когда при храме Христа Спасителя была зарегистрирована православная община. В 2002 году указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия её настоятелем был назначен иеромонах Евмений (Лагутин). 19 декабря 2004 года в подклете храма Христа Спасителя была отслужена первая Божественная литургия. В том же году общине были переданы храм Христа Спасителя, колокольня и территория монастырского сада. Силами общины велись реставрационные работы на территории обители.

36.


Зимой 2006 года на заседании Священного синода под председательством патриарха Алексия Второго приход храма Христа Спасителя официально преобразован в мужской Николо-Берлюковский монастырь. Сейчас в обители находится список с чудотворной иконы «Лобызание Иисуса Христа Иудой», к которому вновь устремляются многочисленные паломнические группы и одиночные странники, жаждущие милости Божией.

37.

38.


В 2011 году на территории монастыря была заложена «Романовская Аллея Славы». На данный момент на аллее уже установлены и освящены памятники Великому Князю Михаилу Николаевичу, Императорам Александру I, Александру II и Александру III. В 2015 году все здания, ранее занимаемые психиатрической больницей, были переданы Николо-Берлюковской пустыни, и сейчас в обители продолжаются ремонтно-восстановительные работы по возвращению первоначального облика.

39. Икона "Обращение Закхея"


40. Икона "Обращение Закхея"


Помолившись перед чудотворным образом, мотоциклисты отправились на ночлег в одну из Ногинских гостиниц. Впереди предстоял заключительный день паломничества и священный день в истории страны и мира – 9 мая – День Великой Победы над фашизмом.

41.

42.

43.


"Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем."


Рассказы о других днях паломничества "Монастырский круг":

1. Истра. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
2. Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь
3. Новый Быт. Вознесенская Давидова пустынь
4. Серпухов. Высоцкий монастырь
5. Коломна. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь
6. Коломна. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь
7. c. Куровское. Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь
promo ru december 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…