Паломничество «Монастырский круг» с мотоклубом «Ночные Волки». День 3 - Ново-Голутвин монастырь

«Если мы боремся со злом внутри себя, значит, зло в мире уже уменьшается.
Где-то его становится немножко меньше – и это же замечательно! Это уже Победа».
(игумения Ксения (Зайцева) для фильма «Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь», 2007 г.)

6 часов утра. Воскресный день – маленькая Пасха. Серпухов еще спит и совсем не торопится прощаться со сладкой дремой. В утренней прохладе слышатся отчетливый запах влажной земли и едва уловимые нотки первого цветения и только-только распускающейся зелени. На голубом небе ни облачка. Лишь игривые солнечные лучи нарушают всеобщее забвение и все настойчивее цепляются за кресты на золотых куполах. На мгновение мир замирает. Удивительным образом исчезают все звуки, даже собственные шаги становятся бесшумными… И вдруг округу оглашает радостный звон колоколов. Их многоголосный зов проникает внутрь, в самое сердце, – и душа пробуждается. Вошли в храм, написали записки, поставили свечи, исповедались – душа умылась. Причастились Святых Христовых Таин – ну вот теперь душа и напиталась. Поблагодарили Всевышнего за бесконечную милость к нам недостойным, и с этими мыслями отправились в путь.





Третий день паломничества «Монастырский круг» начался с ранней Божественной Литургии в храме Николы Белого в г. Серпухове. Когда выходили из храма, небо уже начали затягивать тучи. Но перед глазами по-прежнему стояла утренняя служба и наполненный светом собор. Через высокие окна, из алтаря, от икон - отовсюду лились солнечные лучи. Литургию служили один священник с диаконом, да несколько певчих, а ощущение было, что весь храм утопает в голосах, воздающих хвалу Всевышнему. Вторишь клиру «Царю Небесный», и сердце наполняется простой, теплой радостью…
2.

3.

4.


Паломничество по древним монастырям Московской области стартовало двумя дня ранее в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. После посещения обители, устроенной в 1656 году Святейшим Патриархом Никоном по образу Святой земли, мотоциклисты побывали в Саввино-Сторожеском монастыре, Вознесенской Давидовой Пустыни и Серпуховском Высоцком монастыре.

Живописные пейзажи быстро сменяли друг друга: стройные березки, хвойные леса, утопающие в цветах луга, вспаханные поля, деревенские и дачные поселки, золотые маковки церквей... Сердце улыбалось от созерцания этого благолепия. Ровное асфальтовое покрытие чередовалось с грунтовыми дорогами, проверяя на прочность подвеску и тренируя навыки "фигурного" вождения. Но именно в этом и заключается та самая романтика дороги, по которой порой так скучаешь в бетонных джунглях мегаполиса.
5.

6.

7.

8.

9.


И вот навигатор привел паломников в древний город Коломну, славящийся как ратными подвигами жителей, так и высокой духовной жизнью.
10.

11.

12.


В 1366 году в деревянной церкви на месте нынешнего храма в честь Воскресения Словущего венчался со своей супругой Евдокией Суздальской князь Димитрий Иоаннович Московский, позже получивший прозвище Донской. Спустя 14 лет в этом же храм великий князь молился перед Куликовской битвой. В августе 1380 года на Девичьем поле под Коломной собирались русские войска, чтобы дать отпор ордынцам под командованием хана Мамая.

13.

14.

15.


В Коломне царь Иоанн Грозный готовился к походу на Казань. Позже в благодарность за победу им был основан Брусенский монастырь.
16.


Долгое время Коломна была форпостом Московского княжества. Неоднократно город страдал от набегов иноземцев: сначала от разорений ордынцами, а позже – от польско-литовских интервентов. В Смутное время из Коломны старалась править Марина Мнишек.

17. Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы

18.


С появлением в XIX веке железнодорожного сообщения с Москвой в Коломне активно начала развиваться промышленность.
19.


В лихолетье не избежали святые обители Коломны той же прискорбной участи, что и другие храмы и монастыри, растерзанные богоборческой властью.
20.


Современная Коломна – красивейший городок, со своим особым характером, историей и возрождающейся духовной жизнью.
21.


Ранее Ночные Волки неоднократно бывали в этом прекрасном подмосковном городе на реке Оке. Совершая паломничество «Куликово поле» во славу святых преподобных воинов-схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби, мотоциклисты уже посещали Успенский собор, церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери, храм Воскресения Словущего и Бобренев монастырь. Прочитать об основных вехах в истории храмов Коломенского кремля можно здесь.

22. Храм Тихвинской иконы Божией матери с колокольней и Успенский собор

23.


В этот день в Коломне проходил беговой марафон, и один из спортсменов, увидев в руках Ночных Волков икону святого великомученика Георгия Победоносца, захотел приложиться к лику святого.
24.


25. В Свято-Троицком Ново-Голутвином монастыре


Игумения монастыря матушка Ксения тепло встретила мотоциклистов и очень их порадовала тем, что, несмотря на многие дела по управлению обителью, нашла время для беседы с паломниками.
26.


27. С игуменией Ново-Голутвина монастыря матушкой Ксенией (Зайцевой)


Евгений Строгов рассказал матушке о маршруте и первых днях паломничества «Монастырский круг», а так же о серии молодежных паломничеств, которые ежегодно проводит Федерация мототуризма России при поддержке братии Троице-Сергиевой Лавры и паломнического центра Московского Патриархата. По доброй традиции Ночные Волки даровали храму икону Святой Троицы.
28.


Матушка Ксения пригласила паломников в Троицкий храм, где у святых образов состоялась беседа. Говорили о многом. Сначала познакомились поближе, рассказали, почему захотели совершить паломничество, задали давно интересующие вопросы. Но главной темой беседы стало, что есть истинная жизнь во Христе и покаяние, как единственный путь к спасению.

«Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» [Лк. 15:7]

«Все человечество можно разделить на две части: фарисеи и мытари. Первые погибают, вторые спасаются. Берегите это сознание своей греховности. Это — самое драгоценное перед Богом. Что спасло мытаря? Конечно, сознание своей греховности: «Боже, милостив буди мне грешному!» Вот эта молитва, которая прошла уже почти два тысячелетия. Но смотрите, мытарь сознает себя грешным, но в то же время надеется на милость Божию. Без надежды нельзя спастись... Господь сказал: «Я пришел спасти не праведных, а грешных...» ( Мф. 9: 13). Кто здесь разумеется под праведниками? Это, конечно, относится и к человекам, не сознающим своей греховности, но все-таки грешным (преподобный Варсонофий Оптинский).

29.


Самый молодой из кремлевских монастырей Свято-Троицкий Ново-Голутвин начинает свою летопись с 1799 года. До этого времени, с 1350 по 1799 гг., на территории обители располагалась архиерейская резиденция, где жили епископы, архиепископы, управлявшие Коломенской епархией.

30. Покровский храм Ново-Голутвина женского монастыря



Особенно активное благоустройство подворья происходило в конце XVII в. при архиепископе Коломенском и Каширском Никите. Им были выстроены все основные здания ныне существующего комплекса: Архиерейский дом, здание Разрядного приказа и Троицкая крестовая церковь. К 1739 году здесь появилась Коломенская духовная семинария, в которой обучались дети местного белого духовенства. Самых талантливых и прилежных учеников отправляли на дальнейшее обучение в московскую семинарию. По распоряжению епископа Гавриила (Кременецкого) после завершения обучения в столице, выпускникам предписывалось возвратиться в Коломну, чтобы учить и передавать полученные знания в родной семинарии.

Будущий великий подвижник веры и благочестия митрополит Московский Филарет (Дроздов) в возрасте 9 лет был отдан в Коломенскую семинарию, где обучался до 1799 года. Среди других известных выпускников Коломенского духовного училища были профессор богословия Н. П. Гиляров-Платонов, первенствующие члены Святейшего Синода будущие митрополиты Санкт-Петербургские Исидор (Никольский) и Никанор (Клементьевский) и другие.
31.


В 1799 г. согласно указу императора Павла I Коломенская епархия в виду своего плачевного состояния была упразднена, а архиерей был переведен в Тулу. Храмы и монастыри в пределах Коломенского уезда вошли в состав Московской епархии, а к титулу Московского митрополита добавилась приставка «и Коломенский». Древний архиерейский дом опустел и остался без средств для содержания.

32. Архиерейский копрус и Покровский храм


По распоряжению императора в 1800 году митрополит Московский Платон (Левшин) перевел в новую обитель часть братии из второклассного Богоявленского мужского монастыря, расположенного близ Коломны. С тех пор открывшийся в Кремле монастырь стали называть Ново-Голутвиным, а пригородный - Старо-Голутвиным. В память о преемственной связи с Богоявленским Голутвиным монастырем, основанным учеником преподобного Сергия Радонежского Григорием Голутвинским, и по главному храму, освященному в честь Святой Троицы, новая обитель стала именоваться Свято-Троицким Ново-Голутвиным монастырём.

33. Храм в честь Святой Троицы. В подклете Троицкого храма - храм в честь святой блаженной Ксении Петербургской


34. Храм в честь Святой Троицы



Новообразованному монастырю был присвоен второй класс, что позволяло возводить настоятелей в высокое духовное звание архимандрита. Обе соборные церкви Коломенского Кремля, Успенская и Тихвинская, были приписаны к обители.

С 1823 года при архимандрите Арсении (Козиорове) в монастыре развернулось масштабное строительство. К северному торцу бывшего Архиерейского была пристроена кирпичная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского (ныне – церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы). В 1825 году в монастыре была возведена 55-метровая колокольня, ставшая второй по высоте в Коломне. Самый большой колокол на ней весом 259 пудов 32 фунта был украшен изображениями святой Троицы и преподобного Сергия Радонежского. На следующий год благодаря стараниям коломенского купца Кирилла Максимовича Кислова на звоннице появился еще один большой звон - 126-пудовый колокол с изображением святой Троицы и святого Кирилла Иерусалимского.

35. Монастырская колокольня



К концу XIX века обитель испытывала не лучшие времена, все больше зрело понимание необходимости введения общежительного устава. Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов), видя в общежитии единственно верный путь для укрепления монашества и возрождения духовности в обществе, неоднократно излагал свои взгляды на заседаниях Синода.

26 ноября 1871 года, в день памяти святителя и чудотворца Иннокентия Иркутского и день тезоименитства митрополита Иннокентия, в торжественной обстановке епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков) открыл в Ново-Голутвином монастыре общежитие.

Среди поддерживающих стремления митрополита был потомственный почётный гражданин г. Коломны Гурий Фёдорович Ротин, который совершал щедрые взносы на благоустройство обители. В 1876 году семья Ротиных так же пожертвовала двухэтажный дом с земельным участком в 526 саженей, приносивший годовой доход до 3 тысяч рублей. На средства разных благотворителей поновлялись храмы, перестраивались монастырские здания.

36. Часовня святого равноапостольного князя Владимира и святой великомученицы Анастасии Узорешительницы

37.


Введение общежительного устава шло на пользу обители. Численность братии постепенно увеличивалась, все большее число паломников стало приходить в монастырь за духовной помощью и советом. Для детей было организовано народное училище на 40 человек. Большая заслуга в налаживании монашеской жизни и преображении обители принадлежала настоятелю монастыря архимандриту Сергию (Свешникову). За заслуги по духовному ведомству он был награждён орденами Святой Анны III и II степени, а за организацию госпиталя и помощь в уходе за ранеными в русско-турецкой войне - отмечен знаком Российского общества Красного Креста.

38.


К началу XX века монастырь процветал, но вдруг свершилась революция, которая в одночасье практически на 70 лет повергла святую обитель в забытье и разруху. С начала 1919 года часть монастырских помещений заняло управление уездной и городской милиции. Богоборческие власти желали устроить в стенах обители лагерь принудительных работ, как это было сделано в Спасо-Андрониевом, Новоспасском и других монастырях. Но череда разных обстоятельств уберегли обитель от этой страшной участи.

После закрытия обители монастырские строения в разное время находились в пользовании многочисленных жильцов и организаций. В храмах обосновались пошивочные мастерские, позднее - мастерские союза кинематографистов. В корпусах последовательно размещались лазарет, затем общежитие, коммунальные квартиры. Колокольня в апреле 1934 была продана Коломенскому патефонному заводу. Многие древние иконы и церковные ценности были утрачены, монастырское кладбище было осквернено. Здания нещадно эксплуатировались новыми «владельцами» и довольно быстро пришли в прискорбное состояние.

39.


В рамках принятого в 1968 году решения о создании в Коломне историко-архитектурного заповедника администрация строила грандиозные планы по реконструкции Ново-Голутвина монастыря. Согласно проекту в архиерейском корпусе и здании консистории должна была разместиться гостиница, в подклете Троицкого храма предполагалось устройство ресторана, а в семинарском корпусе - красный уголок и администрация комплекса.

Но с Божией помощью этим планам не суждено было воплотиться в жизнь. Тем не менее, часть реставрационных работ все же была осуществлена. Силами «Мособлстройреставрации» была восстановлена монастырская колокольня. В след за колокольней началась реконструкция Троицкой церкви. В процессе восстановления декора порталов и окон, карнизов, пилястр и колонок на них художник А.Д. Червяков выполнил проект полихромной окраски храма. Полностью проект реализован только в 1999-м году насельницами монастыря.

40.


В 1989 году первый в Московской области монастырь был передан Русской Православной Церкви для организации женской монашеской общины. Восстановление разрушенной и поруганной обители легло на хрупкие плечи игумении Ксении (Зайцевой) и первых сестер. За это время Ново-Голутвин монастырь возродился практически из небытия. Сейчас в 17 километрах от города находится монастырской подворье. Сестры ведут приусадебное хозяйство, трудятся в художественных и иконописных мастерских, занимаются с детьми. При обители образовался питомник алабаев, известность о котором быстро распространилась по всей России.

В монастырской конюшне живут лошади вятской породы - одной из старейших русских пород, занесенной в Красную книгу. Много лет назад Валентина Терешкова подарила для детей-сирот из монастырской школы-интерната верблюда по кличке Синай.

Глядя благоустроенную обитель, в которой всегда пребывает много паломников, трудно представить, что на протяжении практически семи десятилетий здесь всячески пытались выкорчевать любое напоминание о Боге.

41.


42.


Матушка Ксения благословила паломников, каждого напутствовала добрым словом и пригласила вновь приезжать в гости. В память о посещении обители матушка подарила Ночным Волкам икону Пресвятой Богородицы Одигитрия и свою книгу «Простые беседы о пути к Богу», написанную к 20-летию Ново-Голутвина женского монастыря.

43.


Попрощавшись с матушкой Ксенией, паломники поспешили в Богоявленский Старо-Голутвин монастырь к вечернему богослужению.

44.


«Русские рождаются с особой тоской по вечности, русский человек идет к знаку вечность. Ему скучно вычерчивать монотонный ритм обыденности, он живет органично к космосу, его не запрограммируешь, и, по сути, русский человек – экстремал, ибо только в экстремальных ситуациях открывается его существо»
(из книги «Простые беседы о пути к Богу» игумении Ксении, 2009г.)


Рассказы о других днях паломничества "Монастырский круг":

1. Истра. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
2. Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь
3. Новый Быт. Вознесенская Давидова пустынь
4. Серпухов. Высоцкий монастырь

promo ru december 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…