Мотопаломничество «Монастырский круг» с мотоклубом «Ночные Волки». День 2 - Давидова Пустынь

«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». [Ин.14:6]

С 5 по 9 мая по святым обителям Московской области проходило паломничество «Монастырский круг», организованное мотоклубом «Ночные Волки» и Федераций мототуризма России при поддержке Паломнического центра Московского Патриархата, паломнической службы Ново-Иерусалимского монастыря и братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.



Началось паломничество в подмосковной Истре, где мотоциклисты посетили Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь и помолились у Гроба Господня, после чего они отправились в обитель преподобного Саввы Сторожевского. На следующий день паломники выдвинулись в сторону г. Чехов. В 1515 году на высоком берегу реки Лопасни, близ нынешнего села Новый Быт, преподобный Давид, Серпуховской чудотворец, построил деревянный храм в честь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с пределом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца и основал обитель - Вознесенскую Давидову Пустынь. Именно сюда, чтобы поклониться мощам преподобного Давида, и отправились мотоциклисты во второй день паломничества.



Колокольня


В Давидову пустынь Ночные Волки приезжают уже не впервые, и с каждым разом знакомство со святынями монастыря становится глубже, осознанней. 6 мая, когда мотоциклисты прибыли в обитель, Православная церковь отмечала день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. По доброй традиции Ночные Волки привезли в дар храму икону святого Георгия. В обители паломников тепло встретил иеродиакон Серафим, который провел для них экскурсию по монастырю.







Имея в сердце горячее желание посвятить свою жизнь служению Богу, Даниил (так звали преподобного Давида в миру) в возрасте около двадцати лет пришел в Рождества Богородицы Боровский монастырь, основанный в 1444 году. Божией милостью юноше посчастливилось начать свой монашеский подвиг под мудрым руководством основателя Боровской обители - преподобного Пафнутия. Видя стремление и усердие молодого послушника, прозорливый игумен совершил над ним монашеский постриг с именем Давид.



После праведной кончины преподобного Пафнутия новым игуменом обители стал преподобный Иосиф Волоцкий. Отец Иосиф видел пользу в самом строгом общежительном уставе, но встретил сопротивление со стороны многих иноков. Не желая вызвать ропот, игумен на время удалился из обители, чтобы ознакомиться с укладом жизни в других монастырях. По возвращении отец Иосиф решил оставить Пафнутьев монастырь и с преданной ему братией ушел в Волоколамск, где основал Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь.

Преподобный Давид около сорока лет подвизался в Боровской обители, после чего он взял с собой икону Божией Матери «Знамение» и вместе с двумя монахами и двумя послушниками отправился на поиски подходящего места для устройства нового монастыря.



31 мая 1515 года, в праздник Вознесения Господня, на высоком берегу реки Лопасни преподобный Давид заложил деревянный храм, вокруг которого вскоре образовалась Вознесенская пустынь.

Слева направо: церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, Храм Всемилостивого Спаса (в центре), храм Всех Святых, Никольская церковь




Рядом с монастырем Серпуховской чудотворец разбил липовую рощу. Причем сделал он это удивительным образом - сажая деревья вверх корнями. Это делалось не из праздной жажды чуда или славы, но чтобы укрепить веру в жителях близ лежащих деревень и показать силу Слова. Удивительным образом перевернутые липы приживались, и многие люди, осознавшие силу молитвы, уверовали и обратились ко Христу.





Преподобный Иосиф Волоцкий, духовный друг и наставник преподобного Давида, посетил новоустроенную обитель незадолго до окончания своих земных дней. Во всем стараясь следовать примеру своих праведных учителей - Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого - преподобный Давид положил в своем монастыре общежительный устав.

Никольская церковь, Знаменская церковь и собор Вознесения Господня


Монастырская колокольня


Согласно преданию, преподобный представился ко Господу 19 сентября 1529 года. Почитание преподобного Давида как чудотворца началось в скором времени после его кончины. По молитвам Божиего угодника совершались и совершаются по сей день чудеса. Многие страждущие и болящие получали исцеление и облегчение своих немощей по заступничеству игумена Вознесенского. 23 мая 1997 года по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского, были обретены мощи основателя обители преподобного Давида, почивавшие ранее под спудом в Знаменской церкви. После этого радостного события в течение нескольких месяцев вся братия монастыря ощущала сладкое благоухание, исходящее от раки с мощами святого. И сейчас преподобный Давид не оставляет без незримого попечения свою обитель и помогает всем, кто приходит в Божий храм с молитвой и покаянием.

Рака с мощами преподобного Давида Серпуховского в Знаменском храме


Рака с мощами преподобного Давида Серпуховского. На раке - икона, дарованная обители Ночными Волками.


История обители отмечена многими периодами скорбей, испытаний, упадка и возрождения. В 1584 году при царе Иоанне Грозном началось строительство нового белокаменного собора в честь Вознесения Господня, которое растянулось на 98 лет. В смутное время монастырь сильно пострадал от литовцев и черкесов, и храм вместе с другими постройками был сожжен. Возобновилось строительство собора лишь в 1676 году по указу Патриарха Иоакима, а в 1682 году храм был освящен. Собор в честь Вознесения Господня – самый древний храм обители, сохранившийся до наших дней.

Храм в честь Вознесения Господня


Из-за небольшого количества вотчин и малочисленной братии обитель имела скудный доход и оттого часто приписывалась к другим монастырям. С 1657 и до 1667 года Давидова пустынь была приписана к Ново-Иерусалимскому монастырю. В 1712 году обитель находилась в ведении Чудова монастыря, а спустя 9 лет – Московского Златоустовского. В 1727 году Давидова Пустынь получила самостоятельность. После манифеста Екатерины II о секуляризации монастырских земель обитель лишилась всех своих скромных владений. Но на следующий год к монастырю была приписана часовня у Москворецкого моста (часовня эта была снесена в 1966 году при строительстве гостиницы «Россия»), в которой находился чудотворный образ Всемилостивого Спаса. Щедрые пожертвования паломников в определенной степени помогали поддерживать содержание храмов обители.

Слева направо: церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, Храм Всемилостивого Спаса (в центре), храм Всех Святых, Никольская церковь


К концу 18 века дела в монастыре вновь пришли в упадок, и тогда Епархиальное начальство поручило настоятелю Николо-Пешношского монастыря иеромонаху Макарию возобновить в Давидовой пустыни общежительный устав. С установлением общежития в монастырь стали приходить новые насельники, а вместе с тем и постепенно возрождалась и сама обитель. Но в богоборческие годы начала XX века гонения на церковь не обошли стороной и Давидову пустынь. В 1929 монастырь был закрыт, а ее настоятель и многие иноки репрессированы.



В храмах и монастырских постройках разместились сельхозтехникум, общежития для учащихся, гаражи, склады, спортивный зал и клуб. В середине 50-х годов было перекопано большое монастырское кладбище, а надгробья пошли на фундамент нового общежития техникума. Монастырская ограда, купола, звонница – все было уничтожено. Фрески, мозолившие глаза богоборцам, трижды заштукатуривали, но образа святых вновь и вновь проступали.. Тогда лики соскоблили, а стены и потолок закрасили масляной краской.



Восстановление монастыря началось в 1992 году с передачи православной общине собора Всемилостивого Спаса. В 1995 году Священный Синод принял решение о возобновлении здесь монашеской жизни. Сейчас в храмах вновь звучат слова молитв и поются псалмы, на колокольне появились новые звоны, а по монастырскому пруду плавают белые лебеди.

Колокольня






В расположенном по соседству живописном селе Талеж находится источник, освященный в честь преподобного Давида.

Монастырская лавка и башня ограды (конец 19 в.)






На месте нынешнего Знаменского храма изначально стояла небольшая деревянная часовенка, в которой под спудом поился преподобный Давид. В 1732-1740 гг. на месте часовни возвели каменную двухъярусную колокольню, а благодаря стараниям Анастасии Васильевны Бобрищевой-Пушкиной на первом этаже была устроена небольшая церквушка.

Никольская церковь, Знаменская церковь и собор Вознесения Господня


В XIX веке Знаменский храм был разобран, и на его месте построен новый большего размера. Над местом погребения преподобного Давида усердием Петроградского купца Николая Ивановича Котова была сооружена новая металлическая высеребренная рака. До революции в Знаменской церкви хранился гроб преподобного Моисея Угрина. После закрытия монастыря в 1929 году и длительного поругания храм был вновь освящен 19 сентября 1999.

В Знаменском храме


Экскурсию по храмам обители иеродиакон Серафим начал с рассказа о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Знамение».

Список с чудотворной иконы Божией Матери «Знамение»


Такой иконописный образ Пресвятой Богородицы появился на Руси в XI - XII веках, и получил свое название после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.



Войско русских удельных князей, возглавляемое сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского Мстиславом, подошло к стенам Великого Новгорода. Новгородцам оставалось лишь уповать на Божию помощь и молиться. Три дня и три ночи проведя в слезной молитве, архиепископ Новгородский вдруг услышал голос, повелевший ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и поднять его на городскую стену. Когда икону несли крестным ходом, враги начали стрелять из луков. Одна стрела вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Пресвятой Девы потекли слезы, и икона отвернулась от захватчиков и обратилась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. В память о чудесном заступничестве Царицы Небесной был установлен праздник Знамения Божией Матери.



В день посещения паломниками Давидовой пустыни Церковь отмечала день памяти святого великомученика Георгия Победоносца – небесного покровителя всех воинов. Рассказывая об истории праздника Знамения, а так же о святых воинах Георгии Победоносце и адмирале Феодоре Ушакове, отец Серафим напомнил паломникам, Чьей Силой и Чьим Именем одерживается Победа.

«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». [Ин.14:6]

Святой праведный воин Федор Ушаков


«У Бога нет ничего невозможного. Господь может подать, что угодно. Но подает Он не так часто, как мы того просим, потому что часто мы просим то, что нам не нужно. А Господь хочет, чтобы мы спаслись», - такими словами отец Серафим начал повествование о чудесах, происходящих по милости Божией в наши дни.



По молитвам у мощей преподобного и силе веры многие обретают исцеление. Особо помогает Серпуховской Чудотворец при болезнях ног, бесплодии и глазных болезнях. Многим парам, долгие годы безрезультатно пытающимся завести ребенка, по молитвам преподобного Давида Господь послал детей. Обращаясь к Божиему угоднику, расслабленные вновь обретали способность ходить, а слепые - видеть. Отец Серафим поделился и тем, как сам не единожды в жизни получал помощь от святого.







В монастыре собрано более двухсот частиц мощей угодников Божиих. В специально устроенном ковчеге в обители хранится частица Гвоздя Распятия Христова. В Знаменском храме находится рака с мощами преподобного Давида Серпуховского, а так же большое количество ковчегов и икон с частичками мощей святых. О некоторых из них паломникам поведал отец Серафим.

Основатель Вознесенской Давидовой пустыни, преподобный Давид Серпуховской, был пострижен в монахи с этим именем в честь преподобного Давида Солунского.

Преподобный Давид Солунский подвизался в монастыре святых мучеников Феодора и Меркурия. Впоследствии, поселившись близ города Солуни (Фессалоники), он устроил себе шалаш под миндальным деревом и прожил в нем 70 лет, пребывая в постоянной молитве, соблюдая строгий пост, безропотно претерпевая зной и стужу. Преподобный Давид, получивший от Бога дар чудотворений, многих исцелил от болезней. Всем, приходившим к нему, святой подвижник давал душеполезные советы. Достигнув бесстрастия, он был как бы ангел во плоти, не причиняя себе никакого вреда, мог брать в руки горящие угли для совершения каждения. Скончался преподобный около 540 года. В 1222 г. святые мощи преподобного были перенесены в итальянский город Павию. В 1978 году святыня была возвращена в Фессалоники. На протяжении столетий от мощей прп. Давида происходят многочисленные чудеса. Частица мощей святого находится в Знаменском храме Давидовой пустыни.

Ковчег с частицами мощей преподобной сх.м. Марии Радонежской, преподобного сх. м. Кирилла Радонежского, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Афанасия Высоцкого младшего, преподобного Саввы Стромынского и ковчег с частицей мощей преподобного Давида Солунского


Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука - выдающийся хирург, ученый, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Сталинской премии первой степени (1946 г.) и великий подвижник Русской Православной Церкви ХХ века. Его книга "Очерки гнойной хирургии" стала настольной книгой многих врачей, а его наработки в области регионарной анестезии стали прорывом в начале ХХ века и успешно используется в хирургической практике в наши дни. Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в Керчи 27 апреля 1877 году.

Размышления о выборе жизненного пути после окончания гимназии, Валентин решил, что обязан заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей», и выбрал медицину. По окончании университета будущий святитель занимался медицинской практикой и научными исследованиями. В 1920-х гг. он работал хирургом в Ташкенте, активно участвуя и в церковной жизни, посещая заседания церковного братства. Слова епископа Ташкентского Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником» были восприняты как Божий призыв. Будущий архиепископ Лука был рукоположен в диаконы в богоборческом 1920 году, и уже через неделю после этого стал иереем. В 1923 году он был пострижен в монахи с именем апостола, евангелиста и врача Луки и рукоположен в епископы.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Архиепископ Симферопольский и Крымский


С этого времен начинается крестный путь Владыки как исповедника. Многочисленные аресты и пытки не ослабили ревность Святителя в исполнении архипастырского долга и служении людям в качестве врача. В общей сложности святитель Лука провел в ссылках 11 лет. С 1946 по 1961 гг. Владыка Лука был правящим архиереем Крымской епархии. К концу своих земных дней святитель страдал сахарным диабетом и ослеп, но не перестал принимать людей, приходящих к нему за советом или духовной помощью.

Архиепископ Лука умер 11 июня 1961 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших. В 1995 году святитель прославлен в лике местночтимых святых. В 2000 году Архиерейским собором Русской православной церкви прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских. Подробнее жизненный путь и богословские труды и проповеди и беседы святителя можно изучить здесь.



Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на Кипре. Он был пастухом, имел семью и воспитывал детей. По велению своего милосердного сердца все средства Спиридон расходовал на помощь нуждающимся, в его доме всегда находили приют, заботу и хлеб странники и бездомные. От Бога ему был дарована способность исцелять болящих и изгонять бесов. После смерти жены Спиридон был избран епископом города Тримифунта. В 325 году святитель Спиридон принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. И в результате простой, мудрой речи святителя ярый противник христианства превратился в ревностного защитника, приняв Святое Крещение.

На том же Соборе святитель Спиридон привел наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его. Мгновенно из камня вверх вышел огонь, вниз потекла вода, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, - сказал тогда святитель Спиридон, - так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино».

Ковчег с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского


По молитвам святого ко Господу происходило множество чудес и исцелений. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. Своей жизнью святой Спиридон являл пастве пример трудолюбия, простоты, скромности, милосердия и во всем упования на Волю Божию.

Около 348 года во время молитвы святитель Спиридон преставился ко Господу. Тело святого погребли в храме в честь святых апостолов в г. Тримифунте. В середине VII века мощи святителя были перенесены в Константинополь, а в 1453 году - на остров Керкира (Корфу), Греция, где находятся и по сей день.



Рака с мощами преподобного Давида Серпуховского


В Знаменском храме до революции хранился гроб преподобного Моисея Угрина, привезённый сюда митрополитом Московским Платоном (Левшиным). До наших дней он, к сожалению, не сохранился. Но теперь люди, страждущие недугом плотской страсти, и их родственники могут вознести свои молитвы об избавлении от плотских страстей пред частицей мощей сего дивного угодника Божия.

Моисей был по происхождению венгр. Вместе со своим братом Георгием он поступил на службу к св. благоверному князю Борису. После убийства князя на реке Альте был убит и Георгий, а св. Моисей скрывался в Киеве. В 1018 г., когда польский король Болеслав захватил Киев, св. Моисей вместе с другими попал в Польшу в качестве пленника.

Богатая полька-вдова загорелась к Моисею страстным желанием и выкупила пленника. Она предпринимала всяческие попытки совратить юношу и склонить его к близости, но благочестивый Моисей предпочел голодные муки пышным пирам, духовные богатства - тленным вещам этого мира. Пленника подвергали страшным пыткам, избивали, мучали, издевались, но он, укрепляемый Господом Богом, несмотря на многочисленные страдания, не соглашался вступить в греховную связь. Проезжавший через те места афонский иеромонах постриг Моисея в иночество. Бесстыдная полька, не добившись желаемого, рассвирепела и приказала оскопить преподобного Моисея.

После мятежа в Польше, во время которого мучительница святого была убита, преподобный Моисей пришел в Киево-Печерский монастырь. Нося на себе мученические раны и венец исповедания, преподобный Моисей подвизался в Печерском монастыре 10 лет, скончался ок. 1043 г. и был погребен в Ближних пещерах. Прикосновением к святым мощам преподобного Моисея и усердной молитвой к нему печерские иноки исцелялись от плотских искушений.

Ковчег с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского и ковчег с частицей мощей преподобного Моисея Угрина




Помолившись перед образами святых в Знаменском храме, паломники отправились в собор Всемилостивого Спаса.







Собор Всемилостивого Спаса построен в 1900 году. В храме находятся Частица Ризы Спасителя, Частица Ризы Пресвятой Богородицы, ковчеги с частицами святых мощей благоверного князя Александра Невского, великомученицы Анастасии Узорешительницы, святителя Исаии, епископа Ростовского, святителя Игнатия, епископа Ростовского, чудотворная икона «Спорительница хлебов», икона Страшного Суда 17 века и многие другие святыни.





Святая великомученица Анастасия Узорешительница пострадала во время правления римского императора Диоклитиана (284-305 годы). Анастасия родилась в знатной семье Риме. Отец был язычник, а мать - тайная христианка, которая поручила воспитание маленькой девочки известному своей ученостью святому Хрисогону. Хрисогон учил Анастасию Священному Писанию и исполнению закона Божия. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. Чтобы не нарушить обет девства и избежать супружеского ложа, Анастасия постоянно ссылалась на неизлечимую болезнь и сохраняла чистоту.

В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан, которых Анастасия тайно посещала и помогала - лечила, кормила, утешала в скорбях. Помплий, узнав об этом, жестоко избил Анастасию, поместил в отдельной комнате под стражу. Но заключение святой окончилось с внезапной смертью ее мужа.

Теперь святая вновь могла посещать томившихся в темницах христиан, а полученное наследство она употребляла на одежду, пищу и лекарства для больных. По обвинению в исповедании веры Христовой Анастасию привели к императору, где ей предложили сделать выбор между принесением жертвы языческим богам и страшными истязаниями. Святая выбрала пытки. Верховный жрец возжелал девушку и хотел осквернить ее, но стоило ему только прикоснуться к ней, как он тут же ослеп и через некоторое время он скончался. По Воле Божией святая Анастасия оказалась на свободе и продолжила свое служение христианам. Вскоре Анастасию вторично заключили в темницу, где истязали голодом. Видя, что мучения не приносят девушке никакого время, ее вместе с другими осужденными решили утопить. Пленников посадили на корабль, вывели в открытое море и сделали в судне несколько пробоин. Но узникам было явлено чудо: явилась мучения Феодотия (она так же пострадала за веру по время гонений), которая управила паруса и вывела корабль на берег. Спасенные уверовали во Христа и тут же приняли Святое Крещение. Разгневанные язычники казнили всех новокрещеных и святую Анастасию.

Ковчег с частицей мощей святой великомученицы Анастасии Узорешительницы




Ковчег с частицей мощей святого благоверного великого князя Александра Невского






В храме Всемилостивого Спаса находится один из списков чудотворной иконы Божией Матери "Спорительница хлебов", написанной по благословению старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Амвросия Оптинского. Этой иконой отец Амвросий благословил основанную им недалеко от Оптиной пустыни Шамординскую женскую обитель в честь Казанской иконы Божией Матери.

Старец Амвросий сам указал день празднества - 15 октября и назвал образ «Спорительница хлебов», указывая этим, что Пресвятая Богородица – «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного». День погребения старца Амвросия в Шамординской обители пришелся как раз на 15 октября - день празднества иконы. Первое чудо от святой иконы засвидетельствовано в 1891 году, когда во всей России был голод из-за неурожая, а в Калужской области и на полях Шамординской обители хлеб родился.

Икона Божией Матери "Спорительница хлебов"


Частица Ризы Пресвятой Богородицы








Икона Страшного Суда (17 в.)


Иконостас в храме Всемилостивого Спаса






Помолившись перед образами Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих, паломники стали собираться в дорогу.








Из Давидовой пустыни паломники отправились в Серпуховской Высоцкий монастырь, в котором находится чудотворный список с иконы Божией Матери, именуемой "Неупиваемая чаша". Рассказ о продолжении паломничества - в следующем посте.



Рассказы о первом дне паломничества "Монастырский круг":
1. Истра. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
2. Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь

promo ru december 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…