Вся правда о молочной продукции, санкциях и потребительском спросе

"Добрый вечер! Спасибо вам за принятие нашего приглашения. Мы хотели бы, чтобы вы чувствовали себя достаточно хорошо и комфортно.
Это для нас на самом деле первое мероприятие, вы первопроходцы".

Перед нами стояла темноволосая женщина. Видно было, что она слегка волновалась, но мероприятия с большим количеством людей (да и 15 человек - разве это много? это ж не экономический форум в Санкт-Петербурге!) для неё не новость. По чертам лица видно, что она умела отказывать, делает это с достоинством и готова при необходимости грудью броситься на амбразуры от опасности заслонить собой кого угодно.

Вы уж меня извините за такие лирические отступления, но именно такое впечатление на меня произвела Евгения Чемеренко - генеральный директор АО "Золотые луга".

Мы тоже немного волновались - на ужин с топ-менеджментом нас привезли в один из лучших ресторанов Тюмени (первое место по TripAdvisor). Он же музей и он же "Чум", рассказывающий о северной жизни малочисленных народов ханты и манси. О нём читай чуть позже в блоге, такое обойти рассказом невозможно. Все сели, окинули взором диковинные блюда и принялись жевать расспрашивать про производство.

В моём блоге есть достаточно много разных вариантов изложения случившегося, но особо важные встречи я привыкла записывать на диктофон, поэтому три часа расшифровки (два фильма с Киану Ривз) и вы можете быть уверены, что цитаты я привожу дословно.

Итак, поехали.

Антураж ресторана-музея "Чум"
Лучший город Земли

После разговора о "лучшем городе Земли" (кто не знает, это Тюмень и вполне оправдано российскими рейтингами комфортности проживания), о том, что дорогам он обязан Сергею Собянину, мы плавно перешли к первому бокалу... морса... "за знакомство". Дальше уже все подобрели и стали почти что семьёй.
Оказывается, качество дорог и молочное производство очень даже связано. Для вас - просто потребителя, - может, и не важно, какими дорогами везётся молоко, а вот в "Ситниково" и из него оно стало куда меньше бультыхаться в цистернах. Как только создаётся новая дорога, молочный завод начинает (да-да, не только землемеры Кафки этим занимаются!) замерять новые километражи. До завода добираться становится быстрее.

В истории "Золотых Лугов" есть и громкие увольнения, связанные с "похищением" продукции, и истории преданности и верности производству. Например, специалист IT-отдела в компании работает вот уже 10 лет. Именно ему принадлежит право называться создателем системы отслеживания транспорта. Уникальность этого ноу-хау в том, что ты не просто по карте следишь за передвижением красной точки, видишь все её остановки и задержки, но и в режиме реального-времени владеешь информацией о температуре внутри фуры. Скачок в 6-10 градусов может полностью сгубить партию продукта. Если вовремя не отследить, то компания понесёт убытки.

Евгения Юрьевна - "патриот" своего дела. И блогеров она пригласила, чтобы что-то изменить, улучшить. "Если нашей продукции где-то нет, то давайте вместе подумаем, как это изменить".

Блог-тур - это вообще находка для любой организации. Во время него можно провести и круглые столы, и форсайт-сессии и прокачать дизайн-мышление, да и узнать, как обстоят дела в других регионах. Отчёты - это хорошо, но и с народом встречаться надо часто.

В химической лаборатории завода "Ситниково"
Современное развитие молочной отрасли
"Огромное спасибо за ваше внимание и за ваш интерес к нашей отрасли. Мы в ней почти 20 лет. Я в этой компании – 18. Пришла в неё после университета - сначала в бухгалтерию, потом 6 лет трудилась на производственных площадках.

В самом начале завод специализировался на производстве сгущёного молока. Это был очень крупный поставщик, который работал на армию. Молоко поставлялось даже космонавтам.
Раньше сбытом продукции занимались совсем другие компании. Их бы сейчас назвали дистрибьютерами, однако, могли за технологов составлять все рецептуры. То есть они диктовали из какого сырья, в каком ассортименте и в каком балансе делать сгущённое молоко. Когда мы начали получать рецептуры с 80% заменой молока, нам стало страшно за самих себя. Как этот продукт продавать?

Тогда мы решили, что продукт будем делать как для себя, для своих родных и близких.  Мы начали уходить в производство с короткими сроками хранения, но с обязательным условием сохранения полезных свойств. Мы никогда не будем делать с заменителями – это главное правило нашей корпоративной культуры.
В тот момент вопрос фальсификации молочной продукции касался только производства сгущёнки и масла. Посмотрите, что происходит сейчас в молочной отрасли - он коснулся и традиционных кисломолочных продуктов.

Так выглядела наша встреча с топ-менеджерами "Золотых лугов" в ресторане-музее "Чум"

Кому выгодно распространять мифы о молоке?


Признаться, я не долго сидела молча. Салаты и паштеты были вкусными, но любопытство подогревалось с каждым словом.
Скажите, а в последнее время в СМИ стали опровергать советский миф "Пейте дети молоко – будете здоровы" - кому это нужно и для чего?

Вопрос, как оказалось, волновал не только меня. Евгения Чемеренко взяла минуту на размышление (пока блогеры выразили свои предположения) и предположила, что дело в неправильной формулировке мифа и санкциях:

"Молочная продукция даёт лёгкость и подвижность, насыщает полезными веществами, оказывает влияние на кишечник. Восприятие её - процесс сугубо индивидуальный. Да, есть теория, что в определённом возрасте идёт неусваемость молочного жира и тогда люди переходят с молока на кисломолочные продукты. Ваш кишечник сам подскажет – надо ли сокращать употребление молока или нет. Вы это обязательно заметите.

Молоко полезно всем и не может быть обратного. Мы в самом раннем детстве на нём воспитываемся, мы  с ним родились".

"СМИ любят генерализировать собственный опыт и переводить это в тенденцию. К сведению, в 1920 году ВОЗ (Всероссийская организация здравоохранения) опубликовала данные, что материнское молоко можно полностью заменить смесью. И вот только через 50 лет была опубликована новая информация, доказывающая, что только материнское молоко способно отвечать за интеллектуальные способности и профилактику онкологических заболеваний", - заметила тюменский блогер Ирина Катигарова.

Заместитель генерального директора по PR Олеся Макарова и блогер Ирина Катигарова
"Почему замена молочного жира происходит и в традиционной молочной продукции? - продолжила Чемеренко. - Причина кроется в антисанкциях, которые действуют почти три года. Они на 40% сократили объём молочной продукции.

С одной стороны, программа импортозамещения действует добротно - освобождается продуктовая полка. Российский производитель, производи и заходи на неё! Но невозможно так быстро нарастить производство. Мы сейчас видим с вами, что объём производства молока увеличилось на 3,6 %. Это больше, чем средний ВВП. Но количество коров-то не увеличилось и доиться больше они не стали. Тогда встаёт вопрос - из чего сделан продукт?

Мне не приятно, как сейчас обращаются с потребителем – ни у кого нет обязанности писать на упаковке настоящий состав. Что не только молоко содержится, но и молокозаменитель. И вроде бы всех понять можно: импорт убрали, полка опустела, ритейл даёт заявки, ты обязан выполнять поставки, из чего-то ты должен продукт делать. А молока при этом не хватает.

В Тюменской области ситуация с молоком благоприятная - наш регион в профиците. Наш завод не имеет своих коров, но мы закупаем молоко в Тюменской, Курганской, Омской областях, а продукцию отправляем в 8 регионов. Отправляют только тогда, когда своего достаточно, понимаете?".

Для сравнения:
по данным 2015 года, ближайшие соседи Тюменской области - Челябинская и Свердловская области обеспечены молоком на 37% и 73% соответственно.

Генеральный директор АО "Золотые луга" Евгения Чемеренко на заводе "Ситниково"


Кризис, субсидии и потребительская способность
Одним из интересных вопросов так же стала монетизация молочной отрасли. Сколько можно получить от такого бизнеса? Сколько платятся налоги? Существуют ли какие-то по программы по поддержке сферы, финансируемой обычно в рамках развития агропромышленного комплекса. Видно было, что блогеры хоть народ и альтруистичный, но подсчитывать чужие денежки они любят.

"С 2009 года губернатор области оказывал большую финансовую поддержку сельскому хозяйству, - начала Евгения Чемеренко. - Это нам позволило в период кризиса запустить процесс, способствовавший тому, что у предприятий стало больше молока. Было закуплено новое шведское и немецкое оборудование почти на миллиард рублей. Для сравнения - сейчас мы стараемся реконструировать творожный цех, стоимость оборудования обходится нам в два раза дороже.

Второй год подряд сокращается финансовая поддержка, мы понимаем, что это закономерно. С 2009 по 2014 года достаточно много денег в нас вкладывали. Мы научились производить, теперь нужно научиться продавать.

Антисанкции помогли нам остановить спад производства, ведь он наблюдался с 2009 по 2014 года на 1% в год У нас была стагнация, импорт нас заполонял. Сейчас импорт остановили, всем только остаётся ждать, когда всё окончательно наладиться. Однако закупочная цена на сырьё выросло за три года почти на 33% - как только санкции наложились, цена мгновенно поднялась. То есть на потребителях санкции отразились не лучшей стороной.
Сегодняшняя норма употребления молока составляет 320 килограмм. Мы употребляем 220.
В Советское время –  390 килограмм.
В Индии – 800.
Болезненное решение антисанкций - переход на упаковку 0,95 литра. Это объясняется легко: когда спрос растёт, как и закупочная стоимость, производитель начинает думать, что ему делать. Кто-то уходит в заменители молочного жира, кто-то разбавляет, а кто-то уменьшает пакет. Наш вариант, как нам кажется, самый честный по отношению к потребителю, ведь выдавать 500 тонн молока в сутки мы обязаны.
Самое сложное время для нас - молочников - это лето. Летом корова доится больше, чем мы употребляем. Люди ведь уезжают отдыхать, в жару предпочитают пить квас, минеральную воду. Поэтому летом обычно закладывается больший объём масла, творога - то, что с долгим сроком хранения.
Нам, чтобы молоко купить, нужно, образно говоря, накормить и помыть корову. Расплатиться с поставщиками сырого молока. Где брать деньги? Корова - это вообще волшебный пендель в нашем бизнесе, с ней сложно договориться. Раньше всегда у нас была поддержка по возмещению части процента, но с этого года её у молочников не будет. Сохранилась только у тех, кто делает сыр, масло и сухое молоко.

Программа отслеживания автомобилей с продукцией
Регламенты, ГОСТы и правила производства молочной продукции
Как говорилось выше, своих коров у "Золотых лугов" нет. Молоко закупается на 28% у фермерских хозяйств, остальное поставляется частными фермерами.
Итого - 90 000 тонн годовой оборот молока.
От 200 до 500 тонн молока обрабатывает в сутки.

Почему закрываются заводы? В радиусе 300 километров экономически не выгодно содержать несколько площадок. Основными "товарищами по производству", с которыми, однако, связывают отношения конкурентные у "Золотых лугов" - Ирбитский бренд Екатеринбурга, Любицкий - Омска и несколько тюменских. За работой всех, конечно же, пристально наблюдают.

И всё же Евгения твёрдо говорит, что уверена на 101% уверена, что "побывав сначала на нашем заводе и проехав по другим в Тюменской области, вы бы нас зауважали".

Собственно, на следующий день блогеры и отправились в Ситниково...



"ГОСТ, Роспотребнадзор, правила… Самое неприятное – в нашей сфере нет чётких регламентов по написанию состава. Когда общаюсь с некоторыми предприятиями, они признаются, что "бодяжат". Есть такие, которые пишут честно: сметанный, творожный продукт.

Я не могу прокомментировать состав таких продуктов, потому что мы не занимаемся их изготовлением, но Роспотребнадзор в последнее время всё больше стал им уделять внимание. По его статистике, 58% масла является фальсифицированным, сыров – 12%, 16% - питьевого молока. Такого раньше не было. Это очень много. То есть каждое молочное предприятие из всех объёмов 60% делает питьевое молоко. Это каждый пятый пакет – фальсификат.
Приятно, что в последнее время люди начали задумываться, что они едят. Размышлять о здоровой еде. Я надеюсь, что сам потребитель скоро будет влиять на эту ситуацию, голосуя рублём и покупкой. Сейчас становится уже многим важно знать, какую продукцию и какого производителя они покупают. Одобряю желание попасть на производство, изучать его структуру".

Заместитель генерального директора по PR Олеся Макарова с презентацией на заводе в с.Ситниково


Бодяжить или не бодяжить?
"11 лет назад я ездила на европейский завод и была поражена – у них за одни сутки принимается 1 миллион тонн молока! У нас - от 200 до 400. На их предприятии,  с учётом бухгалтера и юристов, трудилось ещё тогда 86 человек. У нас, когда запускалась завод в Ситниково, работало 450. Сейчас – 270.
Мы платим 350 миллионов рублей в год налогов. Это не примерно, мы считали. Всегда говорим: день отработали – миллион отдали в казну.

Раньше работали с оптовыми клиентами, но они не заинтересованы в сбыте. Их интерес – доход. Поэтому мы напрямую работаем с предприятиями ритейла, очень уважаем малый и средний бизнес - ооошки, ипешки, розничные точки, частные предприниматели, которые содержат от 1 до 5 магазинов. Они открыты и коммуникабельны в сотрудничестве. У нас сейчас разработаны целые программы для таких предпринимателей.

Сложно общаться с сетевым ритейлом. Магазины, не смущаясь, говорят, что им не надо качество, им нужен дешевый продукт, но при этом чтобы "по ГОСТу". Мы отвечаем, что такого не бывает.

Появление СТМ (собственной торговой сети) стало уже давно тенденцией. Как только у кого-то она появляется, для нас появляется маячок, что здесь могут бодяжить продукцию. Мы на протяжении 4 лет получаем запросы на различные коммерческие предложения по разливу продукции и ни разу не договорились о цене. Они говорят прямо: «кто сказал, что это должно быть молоко?», а мы не хотим уступать качество. Есть одна сеть, которая закрыла порядочного производителя, предложив потребителю некачественный товар за более низкую стоимость.
В Европе "скоропорт" (продукция с коротким сроком хранения) стоит дороже, чем длительного хранения.
У нас в России – наоборот.


И всё же мы не представлены только в "Ашане" (к моменту, как блог-тур завершился, "Ашан" предложил сотрудничество "Золотым лугам", в чем Евгения Чемеренко, конечно, усмотрела силу блогинга)".

Иллюстрация температурного скачка до и после загрузки молочной продукцией


О Золотых Лугах, голубых берегах, красных ковровых дорожках...
И вроде бы пост мой подходит к концу, а всё равно ощущение такое, что не рассказала и четверти того, о чём было сказано за ужином и уж тем более за весь наш блог-тур по "Золотым лугам". Впрочем, я же не заканчиваю писать, а только начинаю. Только передохну на время поездки в блог-тур на нефтегазоперерабатывающий комплекс "Белозёрный" и обратно.

Кому-то было важно узнать про полезность молочной продукции, кому-то про экономику финансов, кому-то просто польстить виду сильных женщин, которые представляли такое непростое производство. Мой интерес крутился всё время вокруг рекламы и того, что называется "связи с общественностью".

Перечитав новости сайта компании за последние два года, приятно удивилась политике социальной ответственности - компания поддерживает и выступает спонсорами на мероприятиях, связанных с детьми, молодыми семьями, инвалидами... Старается ловить момент и участвовать во всех ярмарках.

"Почему вы так часто бываете на ярмарках в Ханты-Мансийске и Нефтеюганске, - спросила я, - ведь нашими крупными городами являются Сургут и Нижневартовск?". Оказалось, что ответить на это довольно сложно.

"Мы не полностью сами организовываем каналы продаж, - объясняла директор по продажам Юлия Шамшурина. - Очень многое зависит от департаментов и отделов, курирующих ярмарки и общественные мероприятия. Конечно, мы должны участвовать во всех ярмарках, которые могут нам помочь напрямую пообщаться с потребителями, минуя ритейл. Возможно, нам стоит теснее поработать с вашей местной властью".

Таким ответом я была полностью удовлетворена.

"Золотые луга" совсем недавно в Тюмени запустили интернет-доставку. Она бесплатна, если сумма заказа превышает 300 рублей. Рекламная кампания только начинается, если всё пойдёт удачно, то она появится и в других городах 8 регионов присутствия.
Цитата дня (всем фито-няшкам посвящается)
Евгения Чемеренко: "Я употребляю две упаковки из серии«Живи здорово» в день.
Предпочитаю не сладкие продукты - это ацидофилин без сахара, который появился совсем недавно,
 и наринэ, богатый своей культурой молочнокислых бактерий".
promo ru december 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…