Паломничество "Куликово поле" с мотоклубом "Ночные Волки". Девичье поле и Бобренев монастырь

«Сыновья же русские вступили в обширных поля коломенские, но и тут не вместиться огромному войску, и невозможно было никому очами окинуть рати великого князя. Князь же великий, въехав на возвышенное место с братом своим, с князем Владимиром Андреевичем, видя такое множество людей снаряженных, возрадовался и назначил каждому полку воеводу». (Из «Сказания о Мамаевом побоище»)

Вооружив нетленным оружием - нашитым на схимы крестом Христовым, преподобный Сергий Радонежский благословил двух иноков из братии Троицкого монастыря отправиться в помощь великому князю Димитрию Донскому, дабы защитить Русь и веру православную от супостатов.



Совершая паломническую поездку по славу преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, мотоциклисты из мотоклуба «Ночные Волки» и представители Федерации мототуризма России побывали в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, где Димитрий Донской получил у преподобного Сергия благословение на бой с ордынцами. После этого паломники отправились в Коломну, где было назначено место сбора русских войск.


Посетив Коломенский кремль, путники помолились в храме, где перед выступлением против Мамаева войска в 1380 году молился великий князь Димитрий Иоаннович. После этого паломники отправились к Поклонному кресту на Девичьем поле.
2.


«Князь же великий пришел в Коломну в субботу, в день памяти святого отца Моисея Эфиопа. Тут уже были многие воеводы и воины и встретили его на речке Северке. Архиепископ же коломенский Геронтий со всем своим клиром встретил великого князя в воротах городских живоносными крестами и со святыми иконами, и осенил его живоносным крестом, и молитву сотворил: «Спаси, боже, люди своя».
Наутро же князь великий повелел выехать всем воинам на поле к Девичьему монастырю.

3.


В святое же воскресение после заутрени зазвучали многие трубы боевые, и литавры загремели, и зашумели расшитые знамена у сада Панфилова.
Сыновья же русские вступили в обширных поля коломенские, но и тут не вместиться огромному войску, и невозможно было никому очами окинуть рати великого князя. Князь же великий», въехав на возвышенное место с братом своим, с князем Владимиром Андреевичем, видя такое множество людей снаряженных, возрадовался и назначил каждому полку воеводу.

4.


Себе же князь великий взял под командование белозерских князей, и в полк правой руки назначил брата своего князя Владимира и дал ему под командование ярославских князей, а в полк левой руки назначил князя Глеба Брянского. Передовой же полк — Дмитрий Всеволодович да брат его Владимир Всеволодович, с коломенцами — воевода Микула Васильевич, владимирский же воевода и юрьевский — Тимофей Волуевич, а костромской воевода — Иван Родионович Квашня, переяславский же воевода — Андрей Серкизович. А у князя Владимиры Андреевича воеводы: Данило Белеут, Константин Кононов, князь Федор Елецкий, князь Юрий Мещерский, князь Андрей Муромский.

5.


Князь же великий, распределив полки, повелел им через Оку-реку переправляться и при казал каждому полку и воеводам: «Если же кто пойдет по Рязанской земле, — не коснитесь ни единого волоса!» И, взяв благословение от архиепископа коломенского, князь великий перешел реку Оку со всеми силами и отправил в поле третью заставу, лучших своих витязей, чтобы они сошлись со сторожей татарской в степи: Семена Медика, Игнатия Креня, Фому Тынину, Петра Горского, Карпа Олексина, Петрушу Чурикова и других многих с ними удалых наездников.
6.


Сказал же князь великий брату своему князю Владимиру: «Поспешим, брате, навстречу безбожным язычникам, поганым татарам, и не отвернем лица своего от наглости их, а если, брате, и смерть нам суждена, то не без пользы, не без замысла для нас эта смерть, но в жизнь вечную!» А сам государь князь великий, в пути будучи, призывал родственников своих на помощь — святых страстотерпцев Бориса и Глеба». (из «Сказания о Мамаевом побоище»)
7.


«В Коломне соединились с Димитрием верные ему сыновья Ольгердовы, Андрей и Димитрий, предводительствуя сильною дружиною Полоцкою и Брянскою. Великий Князь хотел осмотреть все войско; никогда еще Россия не имела подобного, даже в самые счастливые времена ее независимости и целости: более ста пятидесяти тысяч всадников и пеших стало в ряды, и Димитрий, выехав на обширное поле Девичье, с душевною радостию видел ополчение столь многочисленное, собранное его монаршим словом в городах одного древнего Суздальского Княжения, некогда презираемого Князьями и народом южной России», - процитировал отрывок, посвященный описанию подготовки в Куликовской битвы из «Истории государства Российского» Н.Карамзина Евгений Строгов.

20 августа 1380 года великий князь Димитрий Иоаннович, приняв благословение от Коломенского Епископа Герасима, выступил к устью реки Лопасни.
8.


Переправившись через Оку, 26 августа княжеское войско вышло в Рязанские земли, а 6 сентября приблизилось к Дону.
9.


Поклонный крест на Девичьем поле был установлен 1 июня 2009 года – в день памяти святого благоверного князя Дмитрий Донского.
10.


7-ми метровый крест изготовлен по инициативе и усилиями братства св. памяти святого благоверного князя Дмитрий Донского при поддержке Коломенского благочиния и администрации города.
11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21. Результат совместного творчества пяти операторов можно будет увидеть в готовящемся фильме о паломничестве "Куликово поле" :-)


22.


На Девичьем поле паломников ждало небольшое испытание. После прогулки по месту, где более 600 лет тому назад русские воины, призывая на помощь Спасителя и Богородицу, готовились выступить на защиту Родины и Веры, мотоциклистам предстояло показать на деле исполнение Христовой заповеди любви ко ближним. Хотя, какое тут испытание…? Это естественно для каждого советливого человека. Увидев наглухо застрявшую в грязи машину, Ночные Волки, ни секунды не тратя на раздумье и сомнение, тут же бросились на помощь попавшим в беду автомобилистам.
23.


Несмотря на то, что паломники существенно выбились из графика поездки, мысль о том, чтобы проехать мимо ни у кого не возникала. Да и как она могла возникнуть, если человек намеренно оправляется в паломническое путешествие, чтобы укрепиться в вере, получить благодати Божией и научиться исполнять заповеди Христовы? «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). В жизни, а на дороге - в особенности, каждый друг другу ближний.
24.


25.


26.


Спустя 40 минут всеобщими усилиями, двумя порванными и одним одолженным тросами, мотоциклисты, наконец, смогли вызволить автомобиль из грязевого плена. И видимо, на то тоже был Промысел Божий, ведь опаздывая в Бобренев монастырь до начала богослужения, паломники смогли добраться в обитель в самое удобное время для сосредоточенной душеполезной беседы с отцом Макарием. Так что, Слава Богу, все промыслительно устроилось наилучшим образом.
27.


28.


29.


Счастливые автомобилисты с благоговением перекрестились на Поклонный крест и поблагодарили за помощь неравнодушных мотоциклистов.
30. Фото на память о небольшом "приключении" в дороге.


31.


32.


Еще раз молитвенно взглянув на Поклонный крест и Девичье поле, на котором стояла русская рать, паломники отправились в Богородице-Рождественский Бобренев мужской монастырь.
33.


34. Проносящиеся в окне автомобиля пезайжи...


35.


36.


С площади у Святых врат Бобренева монастыря виднеется Коломенский кремль и три храма, в которых утром побывали и помолились паломники.
37.


38.


39.


40.


41.


В Бобреневом монастыре паломников встретил иеромонах Макарий (Белов). Ночные Волки даровали храму икону прп. Иоанна Шанхайского из Знаменского монастыря на Варварке в Москве.
42.


43.


44. Собор Рождества Пресвятой Богородицы с колокольней (справа - часть храма в честь Федоровской иконы Божией Матери, который посетили паломники).


Иеромонах Макарий рассказал паломникам об истории обители, духовном смысле подвига Александра Пересвета и Андрея Осляби, а так же очень проникновенно побеседовал об истинном христианском смирении, душегубительном действии греха на человека, о силе духа и христианском выборе.
45.


Богородице-Рождественский Бобренев монастырь основан в 1381 году великим князем Димитрием Донским после одержанной победы на Куликовом поле. Название Бобренев монастырь по имени воеводы Димитрий Донского - Димитрия Боброка-Волынского. Именно он руководил в Куликовом сражении засадным полком, который оказался решающее значение в исходе битвы. После сражения Димитрий Донской дал обет построить храм в честь Рождества Богородицы - праздника, в который полчище Мамая было побеждено русскими воинами.

Теплый храм в честь Федоровской иконы Божией Матери, в котором проходила беседа с отцом Макарием, был построен в середине XIX в. известным меценатом и благотворителем Давидом Ивановичем Хлудовым на месте обветшавшего храма в честь Входа Господня в Иерусалим (небольшой рассказ о семье Хлудовых можно посмотреть в отчете о паломнической поездке в обители Егорьевского благочиния ЗДЕСЬ). Освящение храма в честь Федоровской иконы связано с ее появлением в обители после Отечественной войны 1812 года. В советское время икона была утрачена, но образ Божией Матери вновь вернулся в обитель, когда в 1999 одна женщина принесла в храм простую икону без оклада. Она сказала, что ей дважды снился один и тот же сон, кв котором сама Богородица явилась и повелела отнести Федоровскую икону в Бобренев монастырь. Тогда она не знала, ни как выглядит этот образ, ни где находится такой монастырь. Но испугавшись, она стала искать, и нашла...

Другой образ Пречистой, который сразу же привлекает взгляд, - тоже Федоровский. При входе в храм как-то интуитивно сразу поворачиваешь голову направо и встречаешься глазами с Богородицей, смотрящей на тебя с дивно украшенной жемчугом и камнями иконы. Этот образ в 2005 году передал обители году митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
46.

(фото с сайта).

Особое внимание в беседе отец Макарий уделил тому, что есть настоящий духовный смысл победы Пересвета. Противостояние схимонаха великану Челубею по сути есть выход Давида против Голиафа. В наших святцах присутствует много имен воинов. В чем причина такого почитания защитников Отечества и веры становится понятно, если вспомнить слова апостола Павла: «Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение.» (Фил. 1:12) Т.е. человек не в никуда растворяется, а приобретает Христа. Дух всегда побеждает. Без наличия внутреннего духового стержня невозможно выйти на такой поединок, какой состоялся между защитившимся одной лишь схимой и верою во Христа Александром Пересветом и могущественным воином Челубеем в полном боевом облачении. И победа Пересвета – это именно победа Духа. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13.)

Смирение, которым обладали Александр Пересвет и Андрей Ослябя, есть нормальное свойство человека. Истинное смирение не есть забитость или некая пассивность, безразличие. Такое распространенное среди непонимающих людей представление о смирении на самом деле есть лишь пародия на настоящую добродетель. Смирение - это когда человек мужественно, твердо и спокойно не убоится ответить или противостоять даже сильным мира себе. Смирение - это есть видение своих недостатков и грехов. И смирение - это делание заповедей Божиих.

Выход Пересвета против Челубея в одной схиме без доспехов - это тоже проявление великого смирения. Тем сам подчеркнуто, что не «я - человек», а Господь побеждает.  И тем самым очевидно, что сила заключается в Боге.

Перед отъездом паломники помолились у копии чудотворного Креста из села Годеново в Ярославской области. Крест был явлен с греческой стороны в 1423 году. В этот значимый в истории страны период Русь по сути стала преемницей Византии. Годеновский крест был обретен на Сахотском болоте близ Ростова Великого. Все попытки уничтожить крест в богоборческого время ХХ века не увенчались успехом. Огромное количество паломников, стекающихся к кресту со всей страны и из зарубежья, стали поводом для создания копий святыни и установки их в разных епархиях. Первая копия креста, к которой сразу устремились верующие с молитвами о мире и прекращении вражды, была установлена в Севастополе в 2013. Спустя недолгое время Крым вернулся домой. Другие копии Годеновского креста находятся в Луганске, Вологде, Екатеринбурге, Коломне, других городах и даже в течение 7 месяцев пребывала вместе с экипажем космонавтов на МКС.
47.


Благословляя паломников в дорогу, иеромонах Макарий подарил мотоциклистам икону Св. Георгия Победоносца.
48.


49.


Повторяя исторический маршрут пути Александра Пересвета и Андрея Осляби, следующим утром паломникам предстояло отправиться из Коломны в Тульскую область, где на Куликовом поле в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 1380 году произошло знаменательное Мамаево побоище. Рассказ о великом сражении, а так же о паломничестве к мощам преподобных воинов-схимонахов - в следующем посте.

Больше фотографий 2 дня паломничества по святым местам Коломны - в АЛЬБОМЕ

Рассказ о предыдущих днях паломничества:
День 1. Троице-Сергиева Лавра - http://katya-husky.livejournal.com/99145.html
День 2. Коломна: Успенский собор, Храм Воскресения Словущего, Тихвинская Церковь - http://katya-husky.livejournal.com/99814.html