Паломничество "Куликово поле" с мотоклубом "Ночные Волки". День 1 - Троице-Сергиева Лавра

«Преподобный Сергий окропил его священной водою и все христолюбивое его войско и осенил великого князя крестом Христовым — знамением на челе. И сказал: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником», и добавил ему тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как подобает тебе, государь наш». Князь же великий сказал: «Дай мне, отче, двух воинов из своей братии — Пересвета Александра и брата его Андрея Ослябу, тем ты и сам нам поможешь». (из «Сказания о Мамаевом побоище»)

24 марта из Московского международного Байк-Центра стартовало паломничество «Куликово поле», проводимое Федерацией мототуризма России и мотоклубом «Ночные Волки» во славу преподобных воинов-схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби. За три дня паломники преодолели около 900 километров, проследовав путем двух воинов Христовых. Начавшийся с посещения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры маршрут поездки пролегал через место сбора войска князя Дмитрия Донского на Девичьем поле к месту сражения с татаро-монголами - Куликову полю. Там неподалеку от места впадения реки Непрядвы в Дон в 1380 году произошла знаменательная битва, в которой русское войско одержало победу над ордынцами. Завершилась поездка в Москве в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в старом Симонове, где находятся святые мощи преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби.



По пути из Москвы в Сергиев Посад погода заненастила, как будто желая проверить твердость намерения совершить поездку и настраивая паломников на сосредоточенный лад.
2.


3.



4.


5.


Из Московского Байк-Центра паломников сопровождал насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонах Гурий (Гусев). По приезду в обитель Ночные Волки даровали монастырю икону преподобных Пересвета и Осляби из Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Симонове. С пожеланием Божией помощи в ответ мотоциклистам подарили икону Св.Иоанна Русского из Церкви Иоанна Русского на полуострове Эвбея в Греции, где покоится святой, и икону Собора Русского Воинства.
6.


После этого для паломников провели экскурсию, посвященную памяти преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби.
7.


Похоронив своих благочестивых родителей Кирилла и Марию и помолившись в течение 40 дней об упокоении их душ, Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном удалились из Хотькова монастыря в густые леса, чтобы найти уединенное место для молитвенного подвига и служения Господу Богу.

8. Роспись на Святых Вратах.


Через некоторое время Стефан ушел в московский Богоявленский монастырь, а Варфоломей в полном одиночестве с еще большим усилием стал предаваться посту и молитве. Вскоре игумен близлежащего монастыря Митрофан осуществил давнее желание юноши и постриг его в монашество с именем Сергий.

9. Роспись на Святых Вратах. Игумен Митрофан постригает Варфоломей в Ангельский образ с именем Сергий 7 октября 1342 года.


К месту пустынножительства инока стали приходить люди за молитвенной помощью и духовным советом. Так в 40-х годах 14 века на холме Маковец из Троицкой пустыни образовался монастырь.
10.


Боголюбивого старца, молва о котором быстро разошлась по всей Руси, почитал не только простой люд. Великие князья и знатные бояре совершали паломничества в Троицкий монастырь, чтобы испросить совета и получить благословение у его игумена.
11.


Невозможно в полной мере оценить, сколько всего сделал святой угодник Божий для Руси и русского народа за свою земную жизнь. И по сей день по молитвенному заступничеству преподобного Сергия неизмеримая милость Божия оказывается всем, обращающимся через него к Господу нашему Иисусу Христу.

12. Роспись на Святых Вратах.


13. Роспись на Святых Вратах.


Скромный игумен Троицкий каждого встречал с любовью и старался утешить. Строгий к себе и милосердный к людям, он «все почитал за сор, чтобы приобрести Христа» (Иоанн Златоуст, Фил. 3:7). Смиренный старец был не только заботливым отцом для своей братии, но и явился великим примирителем князей и собирателем земли Русской. В годы многочисленных междоусобиц преподобный Сергий оправлялся в путь, проходя пешком сотни верст, чтобы вразумить враждующих князей и пробудить в их сердцах заповеданные Христом любовь и заботу о ближних.
14.


Великий князь Димитрий Иванович любил и почитал мудрого старца. Ни раз отправлялся он в обитель на Маковце за советом и духовной помощью к игумену Троицкому. Так и перед сражением с войском Мамая, князь отправился за благословением к преподобному Сергию.
15.


«Князь же великий Дмитрий Иванович, взял с собою брата своего, князя Владимира Андреевича, и всех князей русских, поехал к Живоначальной Троице на поклон к отцу своему духовному, преподобному старцу Сергию, благословение получить от святой той обители. И упросил его преподобный игумен Сергий, чтобы прослушал он святую Литургию, потому что был тогда день воскресный и чтилась память святых мучеников Флора и Лавра. По окончании же Литургии просил святой Сергий со всею братьею великого князя, чтобы откушал хлеба в доме Живоначальной Троицы, в обители его. Великий же князь был в замешательстве, ибо пришлю к нему вестники, что уже приближаются поганые татары, и просил он преподобного, чтобы его отпустил.
16.


И ответил ему преподобный старец: «Это твое промедление двойным для тебя послушанием обернется. Ибо не сейчас еще, господин мой, смертный венец носить тебе, но через несколько лет, а для многих других теперь уж венцы плетутся». Князь же великий откушал хлеба у них, а игумен Сергий в то время велел воду освящать с мощей святых мучеников Флора и Лавра. Князь же великий скоро от трапезы встал, и преподобный Сергий окропил его священной водою и все христолюбивое его войско и осенил великого князя крестом Христовым — знамением на челе. И сказал: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником», и добавил ему тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как подобает тебе, государь наш».

Князь же великий сказал: «Дай мне, отче, двух воинов из своей братии — Пересвета Александра и брата его Андрея Ослябу, тем ты и сам нам поможешь». Старец же преподобный велел тем обоим быстро готовиться идти с великим князем, ибо были известными в сражениях ратниками, не одно нападение встретили. Они же тот час послушались преподобного старца и не отказались от его повеления. И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя. И передал их в руки великого князя, и сказал: «Вот тебе мои воины, а твои избранники», — и сказал им: «Мир вам, братья мои, твердо сражайтесь, как славные воины за веру Христову и за все православное христианство с погаными половцами». И осенил Христовым знамением все войско великого князя — мир и благословение.


17. Роспись на Святых Вратах. Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Димитрия Иоанновича на Куликовскую битву. Рядом с ними - иноки Троицкого монастыря Александр Пересвет и Андрей Ослябя.


Князь же великий возвеселился сердцем, но никому не поведал, что сказал ему преподобный Сергий. И пошел он к славному своему городу Москве, радуясь благословению святого старца, словно сокровище непохищаемое получил». (из «Сказание о Мамаевом побоище»)

Согласно преданию, Пересвет (в монашестве Александр) был боярином и искусным воином родом из Брянской земли. Как сложилось, что однажды он решил оставить мир и посвятить всю свою жизнь служению Богу, и как он пришел в обитель к преподобному Сергию, нам неведомо. О жизни и последних минутах на Куликовом поле его брата по схиме Андрея Осляби известно еще меньше. Говоря о происхождении Андрее Осляби, в некоторых источниках упоминается город Любутск что на Брянщине. Но величие их подвига заключается не в знатной родословной или богатой событиями биографии, а в том, что однажды оставив оружие человеческое, они смиренно вооружились оружием нетленным и, призывая на помощь Господа Бога, одержали духовную победу именем Иисуса Христа.

После рассказа о воинах Христовых Александре Пересвете и Андрее Осляби паломники отправились в главный собор Лавры - Троицкий, чтобы поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского.
18.


19. Купола храма в честь рождества святого Иоанна Предтечи


20. Купола Успенского собора


21. Самый юный участник паломнической поездки наравне со взрослыми приобщался к святыням


Троицкий собор - главный и древнейший храм обители. Он построен преподобным Никоном в 1422-1423 гг. на месте деревянной церкви в честь Живоначальной Троицы. Иконы для иконостаса собора были написаны артелью мастеров под руководством прп. Андрея Рублева и Даниила Черного. Знаменитая "Троица" Андрея Рублева, которая с приходом богоборческой власти в начале 20 века была перемещена в Третьяковскую галерею, была главной храмовой иконой.
22.


Помолившись у мощей святого преподобного Сергия Радонежского паломники побывали в духовной "сокровищнице" обители - Серапионовой палате и Никоновском приделе.
23.


Серапионова палата построена на месте кельи преподобного Сергия в 16 веке. Здесь хранятся частички мощей многих святых, десница первомученика архидьякона Стефана, мощи Вифлеемского младенца, частица ризы Пресвятой Богородицы, мощи святителя Иоасафа митрополита Московского, преподобного Дионисия Радонежского, святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, крест-мощевик Сергия Радонежского и многие другие святыни. Словами невозможно передать те чувства, которые возникают, как только попадаешь внутрь и оказываешься в окружении такого количества святынь. Невероятная радость, благоговение, умиротворенность и ... некая растерянность от благодати. «Не знаем, на небе мы были или на земле», - говорили послы князю Владимиру после посещения службы в храме Святой Софии в Константинополе. Наверно, эти слова уместны и для описания ощущений от пребывания в Серапионовой палате. Столько святых угодников Божиих, которые своей праведной жизнью и истинным стремлением ко Христу удостоились великой благодати и милости Божией,... и вот ты находишься в окружении их святых нетленных мощей, духовно обращаясь через молитву и соприкосновение с ковчегами со святынями и ощущая их благоухание... И сразу забываешь о бесконечном множестве ничего не значимых дел и забот, ощущая одно лишь дерзкое желание хотя бы чуть-чуть тоже приблизиться к Нему и стать Ему угодным.
24.


Именно здесь в 1385 году святому угоднику Божиему во время ночной молитвы явилась Пресвятая Богородица. После чтения акафиста Пречистой Деве Марии игумен присел немного отдохнуть. Но вдруг он сказал своему келейнику, преподобному Михею: "Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение". После этих слов был услышан глас: "Пречистая грядет". Преподобный Сергий поспешил из кельи в сени, и внезапно его осиял яркий свет. Он увидел Божию Матерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: "Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах". Сказав это, Божия Матерь стала невидима.
25.

26.

27.

28.

29.


30. Мощи вмч. Меркурия (житие), вмч. Феодора Тирона (житие), вмч. Феодора Стратилата (житие), свмч. Зиновия (житие), вмч. Иакова Персянина (житие)


31. Мощи святителя Филарета Московского (житие)


32. Частица ризы Пресвятой Богородицы


33. Мощи одного из Вифлеемских младенцев, убиенных по приказу царя Ирода.


34. Мощи Апостола Андрея Первозванного (житие)


35.


36.


37.


38.


39. Благословение преподобным Сергием князя Димитрия Иоанновича Донского на Куликовскую битву с войском Мамая. Рядом с Сергием изображены преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя

40.

41.


42. Крест-мощевик, который в 1372 году вместе с параманом, схимой и грамотой прислал в подарок преподобному Сергию святитель Филофей. В грамоте патриарх Константинопольский благословлял Сергия ввести в Троицкой обители общежительный устав.


43.


Из Серапионовой палаты паломники отправились в Никоновский придел (1623 г.), где находятся его честные мощи, частица камня от гроба Господня, чтимый список иконы Божией Матери "Скоропослушница" и другие святыни.
44.


На месте могилы преподобного Никона Радонежского, ученика и преемника преподобного Сергия, была поставлена маленькая каменная церковь. Спустя 75 лет она была заменена пристроенным с южной стороны к Троицкому собору ныне существующим храмом.
45.


На долю преподобного Никона выпало восстановление обители после ее разорения ханом Едигеем. По приглашению Никона иконостас храма был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. (житие Никона Радонежского)
46.


47. Частица камня от гроба Господня


48.


49.


50.


51.


52.


53.


54.


55.


После экскурсии и молитв у святых мощей Божиих угодников, паломники отправились в монастырскую гостиницу.
56.


На следующий день дождь со снегом сменились солнечной погодой, которая сохранялась до окончания паломничества.
57.


Ранним утром паломники еще раз посетили Сергиеву обитель, чтобы помолиться у святых Образов перед отъездом в Коломну.
58.


59.


60.


61.


62. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, построенная в 1476–1477 годах псковскими мастерами, приглашенными князем Иоанном III


63. Троицкий собор


64.


65. Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (построена над гробом преподобного Михея Радонежского) и Трапезный храм


66.


67. Церковь во имя преподобного Никона Радонежского


68. Купола церкви в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов


Высота колокольни Троице-Сергиевой лавры составляет 88 метров, что превышает высоту колокольни Ивана Великого в Кремле и колокольни Новодевичьего монастыря в Москве. На звоннице сначала было подвешено 42 колокола, а потом их число увеличилось до 50. Царь-колокол весом в 65 тонн был самым большим в России после двух кремлевских. Но печальная часть постигла в 20 веке. По распоряжению Главнауки в середине ноября 1929 года музейные работники Сергиевского музея с рабочими Рудметаллторга стали готовить к съему Царь-колокол и шесть других крупных колоколов - за исключением некоторых наиболее древних. Реставрация колокольни началась в 1999 году.
69.


70. Успенский собор, кладезь с часовней и Духовская церковь


71. Храм в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637) и церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746-1753)


72.


73. Успенский кладезь с часовней и церковь в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов


74.


75.


76. Успенский собор, построенный по распоряжению царя Иоанна Грозного. Главная святыня храма - деревянная рака, в которой находились мощи преподобного Сергия до 1585 года. Потом гроб был перенесен из Троицкого собора в Успенский, мощи же Преподобного в Троицком соборе были переложены в серебряную золоченую раку, выполнение которой было завершено при царе Федоре Иоанновиче.


77.


78.


79.


80. Успенский кладезь с часовней


81. Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи


82.


83. Купола Успенского собора


84.


85.


86.


87.


Из Троицкого монастыря Александр Пересвет и Андрей Ослябя по благословению преподобного Сергия Радонежского отправились в сторону Коломны, где на берегу Оки князь Димитрий Иоаннович, получивший после Куликовской битвы прозвище Донской, собирал войска для предстоящего сражения с Мамаем. Повторяя путь воинов-схимонахов, субботним утром из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры паломники отправились к поклонному кресту на Девичьем поле. Рассказ о паломничестве в святые обители и храмы Коломны – в следующем посте.
88.


Больше фотографий первого дня - в АЛЬБОМЕ