фотик

История одного обмана

Оригинал взят у cr2 в История одного обмана


Согласитесь, что глядя на эту замечательную картину из собрания Пермской государственной художественной галереи, моментально думаешь: "Айвазовский". Вот и я так же подумал, но ошибся. На самом деле рисовал её совершенно другой художник, погибший молодым в результате несчастного случая. Правда всё же на протяжении своей истории картине суждено было стать путём обмана "работой Айвазовского".
Почему же так вышло и зачем это кому-то понадобилось?




1. Картина называется "Корабль в бурю" и написана в 1848 году художником Александром Матвеевичем Дороговым.

Да, это имя сейчас что-то говорит далеко не каждому. Да и поначалу Дорогов был вовсе не художником, а горным инженером. Однако желание рисовать взяло верх. Александр Матвеевич уходит в отставку и становится учеником Академии Художеств. Любимое дело у него отлично получается, и уже через малое время Дорогов получает медаль за одну из своих работ. Позже появляются и другие награды.

Однако судьба художника оказалась несчастной. В 1850 году он утонул в Неве во время прогулки на лодке. Так вышло, что для любителя рисовать море стала роковой речная прогулка




2. Картина очень красивая. Детали, свет, краски. Кажется, вот-вот услышишь шторм, вот-вот обрызгают волны, вот-вот почувствуешь запах моря



3. Кто знает, конечно, как бы сложилась судьба Дорогова, если бы не несчастный случай, и сколько бы он ещё нарисовал. С большой вероятностью Александр Матвеевич стал бы великим художником и может быть даже по славе обошёл бы знаменитого Ивана Константиновича Айвазовского. Последнего знают все.

Вот также наверное и думали те, кто нанёс эту подпись. Да-да, это не настоящая подпись Айвазовского



4. Настоящая выглядит вот так



Кто-то видимо решил, что имя Дорогова мало что скажет кому-то, а вот работу Айвазовского можно хорошо продать или пристроить. Конечно, если бы картину решил бы купить какой-нибудь крупный меценат или коллекционер, то обман скорее всего бы раскрыли. А вот если работа ушла бы в частное собрание тому, кто не очень разбирается, а очень хочет гордиться картиной великого автора? Видимо, так и получилось.

В 1937 году картину купили в частном собрании Ленинграда как раз как произведение Айвазовского. При музейной реставрации был снят слой пожелтевшего лака, и в авторском слое стала видна другая подпись - подпись Дорогова. "Подпись Айвазовского" решили сохранить.


Вот так восстановилась историческая справедливость. Честно, я не часто хожу в музеи в поездках, но в Пермской художественной галерее было побывать очень интересно. Узнал вот эту историю, да и не только её.

Про галерею и про Пермь, откуда я на дня вернулся, ещё поговорим. Должно быть не менее интересно.

Всем отличной недели!