Покои Марии Фёдоровны в Павловском дворце

Помещения первого этажа Павловского дворца носили полуофициальный характер и отличались сравнительной скромностью отделки. Здесь размещались жилые покои и залы, где хозяева обычно проводили своё время. Часть комнат была выделена под личные покои императрицы Марии Фёдоровны.





1. Мария Фёдоровна (София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская), вторая супруга Павла I, мать императоров Александра I и Николая I. После убийства Павла I Мария Фёдоровна продолжала жить в своём любимом Павловском дворце, который был ей подарен супругом после восшествия на престол. Ближе к столице для её нужд был приобретён в казну и реконструирован Елагин дворец.


2. Осмотр первого этажа начнём с Танцевального зала. Он предназначался для устройства небольших танцевальных вечеров. Его отделка, созданная Ч. Камероном, просуществовала до 1820-х годов, когда зал и соседнюю Гостиную объединили в одно помещение — Новую большую столовую, которая была отделана в стиле ампир. После пожара 1944 года в разрушенном зале обнаружили фрагменты старой отделки, и по обнаруженным деталям и подлинным чертежам Камерона в 1969 году первоначальный облик зала был восстановлен.


3. Старая гостиная также была восстановлена к изначальному проекту XVIII века.


4. Шкатулка для рукоделий, облицованная перламутром, с орнаментами из полированной стали и акварельными видами Вены. Изготовлением подобных изделий в начале XIX века славилась Австрия.


5. Бильярдная наиболее полно сохранила архитектурный декор, выполненный по проекту Ч. Камерона. По стенам размещена серия картин итальянских художников XVIII века, изображающих виды Венеции и архитектурные памятники.


6. Среди мебели примечательны ломберные столики наборного дерева работы российских мастеров второй половины XVIII века.


7. Один из редчайших музыкальных инструментов того времени — клавикорда с органом. Она выполнена в технике «деревянной мозаики» мастерами в петербургской мастерской Габрана в 1783 году по заказу Екатерины II. Инструмент принадлежал князю Потёмкину и находился первоначально в Таврическом дворце.


8.


9. Столовая — самый большой зал среди покоев первого этажа. Это последнее помещение дворца, отделка которого была выполнена по чертежам и при участии Ч. Камерона.


10. В первые десятилетия XIX века тут собирались многочисленные гости хозяйки дворца, здесь часто бывали известные писатели и поэты: Карамзин, Гнедич, Крылов, Жуковский, Нелединский-Мелецкий и др.


11. Угловая гостиная была создана в 1816 год молодым архитектором К. Росси на месте бывшей спальни Павла I. Это – первый интерьер, отделанный Росси в Петербурге и его окрестностях после возвращения из Москвы, где он работал в Кремле.


12. В одном из старых барских особняков города удалось найти даже подлинный мраморный камин, выполненный по рисунку Росси, аналогичный каминам Белоколокного зала Русского музея.


13. Новый кабинет, входивший в число личных комнат Павла I, выполнен в 1800 году по проекту и под руководством архитектора Джакомо Кваренги.


14. Белый и цветной искусственный мрамор, золоченая лепка, мраморные бордюры по стенам, расписанные в характере гротесков-орнаментов в лоджиях Ватикана, созданных Рафаэлем и его учениками, придают Новому кабинету парадный вид.


15.  Встроенные в стены восемь цветных гравюр работы И. Вольпато воспроизводят знаменитые фрески Рафаэля в покоях папы в Ватикане. «Афинская школа», «Парнас», «Больсенская месса» и другие композиции гармонично дополняют общий «рафаэлевский» характер отделки комнаты.


16. На консоли перед зеркалом установлен гарнитур из трех больших фарфоровых синих с позолотой ваз, на которые нанесены портретные медальоны. Эти редкие подарочные изделия исполнены на фарфоровом заводе в Людвигсбурге, принадлежавшем герцогам Вюртембергским.


17. Общий кабинет, получивший название от тех «общих» семейных собраний, которые устраивались здесь при Павле, сохранил отделку архитектора В. Бренны.


18. Комната служила своеобразным «фамильным музеем» — портретной галереей владельцев дворца. Здесь собраны портреты членов семьи Павла I, написанные известными российскими и западноевропейскими художниками XVIII и начала XIX века.


19. Старый, или Малиновый, кабинет Павла I получил своё название по цвету драпировок и обивке мебели штофом. Среди представленной мебели представляют интерес бюро и столы красного дерева с бронзой, исполненные в 1784 году в мастерской Д. Рентгена в Нейвиде на Рейне.


20. Через скромно отделанную Переднюю можно пройти в анфиладу жилых комнат начала XIX века, созданных Д. Кваренги и А. Н. Воронихиным. Ваза-чаша из гранита на бронзовой фигуре египтянки, стоящая перед окном, свидетельствует о том, что Воронихин был не только выдающимся архитектором, но и выдающимся мастером декоративно-прикладного искусства.


21. Небольшая круглая Камердинерская предназначалась для дежурного секретаря-камердинера в часы деловых приемов.


22. Стены Пилястрового кабинета по всему периметру украшены пилястрами, отчего он и получил своё название. Отделка комнаты была выполнена в 1800 году по чертежам Д. Кваренги.


23. На бюро, по сторонам часов, — два настольных украшения в форме обелисков, выполненные из цветных яшм и порфира на Петергофской гранильной фабрике в 1800 году.


24.


25. Кабинет «Фонарик» - одна из самых очаровательных комнат дворца. Кабинет был создан А.Н. Воронихиным в 1807 году и получил название от полукруглого выступа-«фонаря», отделенного от комнаты аркой.


26. Контраст между залитым светом «Фонариком» и затененным остальным помещением усиливает изящная мебель, выполненная в черном цвете с золотом. Она была изготовлена по рисункам Воронихина мастерами Битепажем и Шейбе. Камин украшают замечательные образцы французской бронзы, выполненные в конце XVIII века. Канделябрам придана форма изящных ваз с ветками роз. Между ними установлены античные светильники с фигурами сидящих девушек, выполненные по моделям Л. Буазо.


27. Стены кабинета украшены картинами, дающими представление о характере дворцовых коллекций начала XIX века. Многие из них были закуплены в Италии при посредничестве художника О. Кипренского. Наибольший интерес представляют картины итальянских художников-академиков XVII—XVIII веков: Карла Дольчи, Гвидо Рени, Пармиджанино, Альбани и др. Здесь же представлены и работы французских мастеров конца XVII — начала XVIII века: Ш. Лебрена, П. Миньяра, С. Бурдона и крупнейшего испанского живописца – X. Рибейры.


28. Туалетная комната была создана по проекту Д. Кваренги в 1800 году. Особое внимание привлекают изделия из цветного стекла и хрусталя, изготовленные на Петербургском стекольном заводе в начале XIX века по рисункам Воронихина. Таз и кувшин для умывания сделаны из синего и бесцветного стекла. Стол — из синего и янтарного стекла. Отделка темной и золоченой бронзой является работой мастера Дрейера. Кувшин был смонтирован из семи отдельных хрустальных частей разного цвета и является технической загадкой в области стеклоделия, до сего времени не разрешенной специалистами.


29. Размещенный на столе-консоли Зелёный фарфоровый туалет, состоящий из 34 предметов — выдающееся достижение в области российского художественного фарфора. Он был исполнен на Петербургском фарфоровом заводе в 1800-1801 годах. Совершенство формы предметов, деликатная фисташковая окраска, роспись и позолота тончайшей работы принесли этому произведению искусства заслуженную известность.


30. Два бюро красного дерева с бронзой работы мастерской Г. Гамбса включают в композицию жардиньерки для цветов. На бюро представлен личный туалетный набор Марии Фёдоровны, привезённый ею из Германии.


31. Спальня была оформлена по проекту Воронихина в 1805 году. Своеобразный культ цветов, распространявшийся в начале XIX века, нашел здесь своё отражение.


32. Гарнитур мебели с черненой резьбой: диван-кушетка, заменявший кровать, кресла и банкетки античных форм были исполнены по рисункам Воронихина в Петербургской мастерской мебельщика Ф. Гагемана. От этого ансамбля удалось найти и вернуть на прежнее место лишь диван-кушетку. Остальные предметы, утраченные во время войны, воссозданы заново мастером А. Хохловым и резчиком А. Виноградовым в 1959 году по чертежам архитектора А. Арнольда.


33. Кроме гарнитура, в спальне находятся: шкаф с вышивкой, столики мастерской Г. Гамбса и замечательные образцы французской художественной мебели: стол-консоль, отделанный темной и золоченой бронзой мастерской П. Томира, и комоды красного дерева с бронзой. На них размещены канделябры с фигурками детей-сатиров из тёмной бронзы (исполненные по моделям М. Клодиона) и стеклянные вазы конца XVIII века (работы Петербургского стеклянного завода). Представляют интерес четыре вазы белого молочного стекла с росписью, подражающей греческим «краснофигурным» вазам.


34. Анфиладу жилых помещений завершает небольшая овальная комната, с тонкой росписью потолка. Полукруглый диван, отделанный вышивками, и рабочие столики свидетельствуют о том, что помещение служило для отдыха и занятий рукоделием.


35.


36. Под самым куполом Павловского дворца работала выставка об образе жизни женщины конца XVIII - начала XIX века. На ней мы и закончим сегодняшнюю экскурсию.


37.


38.


39.


Источник: http://www.5arts.info/attractions_pavlovsk_part_07

Мой любимый дворец в Петербурге!
Там еще такие милые смотрительницы, иногда они открывают и демонстрируют устройство рабочих столиков.
P.s. Небольшая поправка: Мария Федоровна умерла в Зимнем дворце.
Почему в Зимнем?
Вот, с Википедии: 14 октября 1759, Штеттин — 24 октября 1828, Павловск.
В Википедии не смотрела, но прекрасно помню воспоминания Ольги Николаевны, дочери Николая I, которая описывает смерть бабушки, волнения отца и что это произошло в Зимнем дворце. Надо проверить по другим источникам.
Я бы не стала называть Википедию надежным источником информации. ))

По поводу смерти МФ в Павловске.

1. В последние годы жизни Мария Федоровна Павловск не посещала - ей было тяжело сюда ездить. Поэтому любящий сын купил ей Елагин дворец на Елагином острове.
2. Я в Павловске проходила учебные курсы и провожу там экскурсии. И ни разу не упоминалось и не говорилось о смерти МФ в этом дворце.
3. Энциклопедия "Российский императорский дом". Том II. М., 2003. С. 28. "Умерла в Петербурге".