Выставка " Коломенский - первый в России, первый в мире..." Часть II

Начало – здесь http://vittasim.livejournal.com/174641.html
. Любопытна динамика роста численности промышленного персонала Коломенского механического завода. В первой мастерской А.Е.Струве в 1865 году было занято лишь 235 рабочих; через 20 лет их числилось уже 3500, а и концу XIX века превысило 6670 человек.
DSCN0341.JPG

С 1878 года КМЗ стал специализироваться на постройке сначала буксирных, а затем пассажирских пароходов, речных ледоколов, землечерпалок для дноуглубительных и золотопромышленных целей, катеров. Первый пароход был построен в 1878 г. для собственных нужд завода—в целях обслуживания перевозки разных материалов из Кулебак в Коломну и обратно. С 1881 г. судостроение начинает производиться заводом регулярно: в 1882 г. им сделан первый пассажирский пароход, , изготовленным на продажу, было пассажирское судно “Густав Струве” водоизмещением в 120 тонн, рассчитанное на 500 пассажиров.

DSCN0254.JPG

В 1883 г. выстроена первая шхуна для Каспийского моря, в 1888 г. первая землечерпательная машина. В начале 1890-х годов завод выпустил ряд пароходов с двухколенчатыми паровыми машинами тройного расширения, в 1903 г. применил к паровой машине перегретый пар. Коломенские пароходы появились на Оке, Москве, Волге, Северной Двине и других реках, а в 1883 г. - на Каспии. Для перевозки керосина по Каспию КМЗ строил наливные винтовые шхуны водоизмещением в 330 тонн.


DSCN0284.JPG



В 1902 году Коломзавод приобрел патент на постройку дизелей. В 1903 году тут был изготовлен первый одноцилиндровый вертикальный дизель мощностью 18 лошадиных сил. Одновременно акционерное общество получило право делать быстроходные насосы Риддера. Маломощные дизели пошли, в частности, на оборудование нескольких станций керосинопровода Баку - Михайлово Закавказской железной дороги.

DSCN0336.JPG
Тепловой двигатель Дизеля в 70 полезных сил. Один из первых, построенных в России.

Недостатком всех дизелей конструкций конца XIX- начала XX вв. было отсутствие обратного хода. Главный инженер Коломзавода Раймонд Александрович Корейво изобрел муфту - реверс-механизм. Эта муфта как раз и обеспечивала обратный ход.

DSCN0316  1.jpg

Коломенские инженеры нашли способ применения дизеля в качестве силовой установки для речных и морских судов. В 1907 году по проекту русского инженера-изобретателя Раймонда Александровича Корейво был построен первый в мире речной буксирный теплоход «Коломенский дизель», позже получивший название «Мысль». Буксир был назван теплоходом и этот термин вскоре стал общепризнанным. С этого времени началась эра теплоходостроения в России и в Европе.

0_ec97a_95a0d820_XXXL.jpg

DSCN0342.JPG

Через некоторое время завод стал крупнейшим в стране производителем дизелей. В 1904-1905 гг. дизели с торговой маркой Коломенского завода нашли применение как на заводах, так и в трубопроводном транспорте и на электрических станциях. Начались первые поставки дизелей для Военно-Морского Флота. Продукция предприятия была удостоена высших наград на шести международных выставках, получив, таким образом, международное признание. Коломенский завод стал ведущим российским предприятием по теплоходостроению.

DSCN0349 1.jpg

В общем заводом было построено до 180 разнообразных судов: пароходов, теплоходов, шхун, землечерпательниц, баржей и т. д. Суда его постройки разошлись далеко за пределы волжского бассейна: на Дон, Сев. Двину, Обь и Каспийское и Черное моря. Между прочим, на Коломенском и Кулебакском заводах был построен почти весь железный нефтяной флот т-ва бр. Нобель. Так, первый в мире нефтеналивной танкер «Дело» построен на Коломенском машиностроительном заводе

DSCN0316.JPG
Первый в мире морской теплоход- нефтеналивной танкер «Дело»

Помимо упомянутой продукции Коломенский машиностроительный завод выпускал до Октябрьской революции локомобили, паровые котлы, паровые подъемные краны, торфяные машины, молотилки, жнейки.

DSCN0350 2.jpg

DSCN0350 4.jpg

DSCN0350 1.jpg


kolomna_du4.jpg
Дорожные катки КМЗ паровые и дизельные

Струве осуществил немало проектов в России. В 1873 году в Ялте организуется «Товарищество (Общество) для содействия и распространения удобств жизни в городе Ялта». Учредителями его были князь С.М. Воронцов, адмирал Н.М. Чихачев, инженер-полковник А.Е. Струве, предприниматель П.И. Губонин, лейб-медики С.П. Боткин и Ф.Я. Карель. Личными капиталами участвовала Императрица Мария Александровна. «Товарищество» предполагало в течение трех лет построить в Ялте гостиницу международного класса, устроить водопровод и газовое освещение для города, организовать экипажное сообщение по Южному берегу Крыма и проложить железную дорогу Ялта - Севастополь.


vodovod.jpg
Строительство ялтинского водопровода

В 1875 году было открыто регулярное сообщение по Лозово-Севастопольской железной дороге. Основная часть подвижного состава на строящуюся дорогу было изготовлено на КМЗ Струве. Увеличилось число туристов прибывающих на отдых в Крым. Ялта к этому времени превратилась «из ничтожнейшего городка в четыре десятины земли, которому негде было построить даже начальную школу, негде было посадить кустика для гуляния, обратилась теперь в довольно большой и красивый город, напоминающий модные центры европейских туристов, Ментону или Баден. <…> Прежней наивной и бедной Ялты узнать нельзя».

DSCN0304 1.jpg


Товарищество содействия распространению удобств жизни в Ялте построило самую большую и комфортабельную в городе гостиницу «Россия». Возводилась гостиница по проекту ялтинского архитектора А.К. Винберга, руководил работами инженер-полковник А.Е. Струве совместно с военным инженером А.Л. Врангелем. Строительство было завершено в конце 1875 года. Перед гостиницей разбили тенистый парк, вблизи моря расположилась также большая площадка, на которой в виноградный сезон играли оркестры. вот как описывал новую гостиницу писатель-путешественник, литературный критик, этнограф, выдающийся крымовед Евгений Марков: «…устроена на широкую ногу образцовых комфортабельных гостиниц Европы; она имеет свой газ, свои фонтаны, водопроводы под саму крышу. Она, и по прекрасному положению своему, и по значению для туристов, сделалась естественным центром всей Ялты». Гостиница была особо популярна среди ближайшего императорского окружения во время пребывания императорской семьи в Ливадии.

11_color32697.jpg


Много сделал А Е Стркве и для Киева, не случайно в некрологе, напечатанном в «Киевском слове» 1898 года,Струве вспоминали, как человека, который» способствовал…» возвеличиванию и прогрессу Киева…». Киев стал третьим городом в России, где было организованно централизованное водоснабжение. В Июле 1870 года между Киевской городской Думой и Струве А.Е. был подписан договор на строительство водопровода. 1 марта 1872 водопроводной магистралью хлынула вода. Одним из первых объектов, который был подключен к централизованному водопроводу, был Мариинский дворец. В 1890 году длина водопровода достигала уже 60 километров, вода подавалась в две тысячи усадеб


1309631412f45.jpg
Водонапорная башня киевского водопровода.

В 1868-1870 годах был построен мост через Днепр. Современники называли его самым большим в Европе. Газета «Киевлянин» писала: «Струве, по общему признанию, воздвиг себе вековечный памятник этим сооружением, и имя его не забудется в истории Киева и Юго-Западного края». Впервые в России тут был применен прогрессивный метод строительства — кессонный. После открытия Киевского железнодорожного моста газета «Киевлянин» писала: «Струве, по общему признанию, воздвиг себе вековечный памятник этим сооружением, и имя его не забудется в истории Киева и Юго-Западного края»

DSCN0306 1.jpg

Струве был подрядчиком при реконструкции в 1868–1871 годах Царского (Мариинского) дворца в Киеве. Вместо сгоревшего полвека назад деревянного второго этажа следовало надстроить над нижним ярусом XVIII века новый каменный этаж по проекту зодчего Карла Маевского. Объект предназначался для государя-императора. Заказчики признали, что строительные работы были «выполнены из материалов высшего качества лучшими мастерами отчетливо и изящно и соответствуют важности сооружения».

DSCN0307.JPG

С наступлением ночи улицы Киева в начале XIX века погружались во тьму. В январе 1871 года регистрируется Общество газоосвещения, которое создал и возглавил А.Е.Струве. Городская дума заключила с Обществом контракт на установку уличных газовых фонарей. Струве обязался в сжатые сроки построить два завода по производству газа и установить на улицах 1500 газовых светильников. 6 сентября 1872 года на Крещатике в присутствии официальных лиц состоялось пробное включение освещения, а 2 ноября на 70 фонарях вспыхнули первые «газовые» огни

publication_73419_imgf131d83917986ef49681103271cc4da7.jpg

В 1886 году Дума объявила конкурс на лучший проект строительства в Киеве городской железной дороги. Победил военный инженер, генерал Струве. Согласно подписанному 7 июля 1889 года с Думой договора, он мог построить 24 версты железнодорожных путей, эксплуатировать их 45 лет, отдавая городу часть своих доходов, и 1 ноября 1934 года безвозмездно передать предприятие городу. Предприимчивости и предусмотрительности Аманда Егоровича можно только удивляться. Он не только испытал на киевских улицах все виды общественного транспорта, существовавших на то время (конку, локомобиль, электрический трамвай), но и поставлял для них вагоны и рельсы, изготовленные на Коломенском машиностроительном заводе и железопрокатном заводе в Кулебяках Нижегородской губернии, принадлежавших ему. Строил депо, станции, поилки для лошадей и т.д.

76201567_3788693_.jpg

DSCN0306.JPG

В 1884 году в Коломне была открыта типография-литография, фабрика конторских книг, писчебумажный магазин и художественное фотоателье А.Б. Тембурского, работавшего ранее на заводе А.Е. Струве. Фирма Тембурского исполняли заказы завода на изготовление проспектов и альбомов для Российских и зарубежных выставок.

DSCN0323.JPG

DSCN0325.JPG

DSCN0326.JPG

DSCN0327.JPG

DSCN0332.JPG

DSCN0334.JPG
Альбом чертежей паровозов Коломенского машиностроительного завода. Коломна, Издательство Тембурского А.Б. начало XX века.

DSCN0338.JPG

Остаток своей жизни А.Е.Струве полностью посвятил Коломенскому машиностроительному заводу. Прекрасно понимая, что благосостояние рабочих тесно связано с благополучием предприятия, он очень много внимания уделял развитию социальной сферы: организовал общество потребителей, кассы взаимопомощи, строил жилье для рабочих, столовые, школы, читальни и больницы, сокращал продолжительность рабочего дня.

DSCN0352.JPG

DSCN0318 1.jpg
Фотография Г.Я Орлова

Для работников завода был построен театр, который , к сожалению, не сохранился.
DSCN0317.JPG
Фотография Г.Я Орлова


brumfieldkoloc-13-08_b.jpg
Театр Коломенского завода (1899) 2003-12-28 Фотография Уильяма Брумфилд

DSCN0355.JPG

DSCN0362  1.jpg
Мастеровые Коломенского завода

DSCN0364.JPG

DSCN0366.JPG

DSCN0367.JPG

Среди предметов, принадлежащих бывшим работникам завода представлен огромный альбом «Сокровища искусств», принадлежащий потомкам мастера, когда-то работавшего на заводе. С этим альбомом связана забавная история. Мастер поехал в Москву, чтобы купить сапоги, но вместо сапог привез вот этот альбом, в котором собраны гравюры знаменитых картин итальянского Возрождения. Каждую гравюру сопровождает небольшая аннотация и биография художника.

DSCN0357.JPG

DSCN0359.JPG

DSCN0361.JPG
DSCN0356.JPG