Выставка " Коломенский - первый в России, первый в мире..." Часть I

Осенью 2015 года в выставочном зале «Дом подарков» Культурного центра «Лига» в коломенском кремле проходила выставка — «Коломенский — первый в России, первый в мире…». Выставка была приурочена к 180-летию со дня рождения Почетного гражданина Коломны Аманда Егоровича Струве — выдающегося инженера, основателя Коломенского машиностроительного завода, создавшего первый в России электрический трамвай, первый в мире теплоход.

DSCN0347.JPG

Выставка рассказывала об истории развития Коломны, как одного из крупнейших индустриальных центров пореформенной России. Появление и развитие в Коломне машиностроительного завода коренным образом изменило уклад городской жизни. Уже через четыре года своей деятельности Коломенский завод стал одним из крупнейших машиностроительных заводов Российской Империи. Продукция предприятия завоевывала высокие награды на престижных российских и международных выставках.

DSCN0241.JPG

На выставке были представлены подлинные предметы, архивные документы и фотографии из фондов музея ОАО «Коломенский завод», музея «Кузнечная слобода», личных архивов исследователей и потомков семьи Струве, макеты продукции, старинные чертежи и проекты.

DSCN0247.JPG


Основатель завода Аманд Егорович Струве (30 мая 1835 — 12 сентября 1898) — военный инженер, предприниматель, специалист в области мостостроения (построил 30 мостов), генерал-лейтенант , имел высокий авторитет, как в техническом мире и предпринимательской среде, так и в правительственных кругах. Он был отмечен высокими государственными наградами: орденами Св. Станислава 1степени, Св. Владимира 4 степени и 3 степени, Св. Анны 3 степени и 2 степени, несколькими медалями.

electric_tram_in_kiev-photo-05.jpg


DSCN0257 1.jpg

DSCN0258.JPG

Аманд Егорович Струве - правнук Антона Себастьяна фон Струве, внук дипломата Густава Струве, сын управляющего лесными угодьями Королевства Польского Георга фон Струве, брат Густава и Генриха Струве. Множество родственников Струве (дядья, двоюродные братья) были русскими дипломатами. Женившись на Аннетте Вильгельмине фон Крюдинер, Аманд Егорович Струве усыновил её детей от первого брака; один из них, Александр Амандович Крюденер-Струве, был депутатом Государственной Думы первого и третьего созывов, его сын — музыковед Борис Струве.

DSCN0256.JPG

Аманд Струве окончил военное инженерное училище и военную академию в Петербурге, совершенствовал свои знания за границей. Затем ушёл в запас, три года работал инженером на строившейся тогда Московско-Нижегородской железной дороге. В 1860 году его приглашает на работу Общество Московско-Саратовской железной дороги. Постройка железнодорожной магистрали Москва - Саратов через Коломну послужила толчком к возникновению Коломенского завода. Начальником одного из строительных участков этой дороги был 25-летний военный инженер в чине штабс-капитана А.Е. Струве.

DSCN0381.JPG
Дом Струве на Коломенским заводе. Село Боброво. Нач. XX века.

За сходную цену он построил временный железнодорожный мост (245,4 м) через Москву-реку в Коломне. 20 июля 1862 года вступил в строй коломенский участок дороги (124 км) — по счету 19 действовавшая тогда железнодорожная линия в России. Между Москвой и Коломной началось регулярное движение поездов. Дорога подошла к реке Оке. Нужно было через неё строить постоянный мост, длина которого должна превышать в два с лишним раза только что построенный москворецкий. А. Е. Струве и на этот раз предложил свои услуги в качестве производителя работ. У него были навыки дельца-инженера.

DSCN0292.JPG
Книжный шкаф конструктора Коломенского машиностроительного завода.

DSCN0289.JPG

12 сентября (24-го по новому стилю) 1863 года между Струве и крестьянами села Боброва было достигнуто соглашение об аренде земельного участка под мастерскую, где вскоре началось изготовление металлических ферм для строящегося железнодорожного моста через Оку. (прежде в России для строительства мостов использовались импортные конструкции).»Завод Струве первым в России начал постройку больших железных мостов и поставил эту специальность на высшую ступень совершенства» - отмечалось в «Историко- статистическом обзоре промышленности России» в 1882 г.

DSCN0250 1.jpg
Мост через Оку – первый мост из металлических конструкций отечественного производства

DSCN0301.JPG
Макет железнодорожного моста через Оку у Коломны – первого в России моста из металлических конструкций.

Аманд Егорович решил вложить деньги в перспективное дело, приняв живое участие в строительстве чугунолитейной, кузнечной, механической, деревоотделочной и сборочной мастерских. Из Англии заблаговременно выписал необходимое технологическое оборудование. Пригласил к себе квалифицированных специалистов, нанял толковых рабочих.

DSCN0248 1.jpg

В начале 1865 г. на КМЗ, не считая мелких, подсобных, имелось уже 9 производственных зданий, оборудование которых было “во всех отношениях сообразно новейшим успехам техники”. КМЗ почти, сразу выдвинулся в шеренгу солидных промышленных предприятий. Уже на второй год после его основания “Московские ведомости” писали, что “в трех верстах от Коломны... вырастает новый городок”. Завод был устроен “специально с целью сооружения в России железных мостов и принадлежностей железных дорог вообще”. Рельсовый путь соединял предприятие с Московско-Рязанской железной дорогой.

1333786833721.jpg
Центральная электростанция Коломенского машиностроительного завода. Нач.  XX в.

С 1865 года на предприятии было освоено производство железнодорожных вагонов (до 1865 года вагоны в России не производились). Предприятие выпускало пассажирские вагоны всех классов, товарные вагоны и цистерны, служебные вагоны и платформы, вагонеты, полувагоны, арестантские, для перевоза леса и скота, полувагоны рыбные, вагоны для перевозки пива для Калининского пивоваренного товарищества  плюс моторные и прицепные трамваи.

DSCN0252 1.jpg

DSCN0286.JPG
Директорский вагон-салон для Московской-Казанской железной дороги. Первый в России 6осный пассажирский вагон 1903 г.

DSCN0345 1.jpg

DSCN0269.JPG

DSCN0270.JPG

DSCN0271.JPG

DSCN0273.JPG
Фирменные вагонные знаки КМЗ.

А.Е. Струве нелегко было строить вдалеке мосты и выбирать неделю-другую для инспекционных поездок в Коломну. Поэтому Аманд Егорович обратился за подмогой к старшему брату, тоже военному инженеру, убедив того стать компаньоном. Густав Егорович Струве фактически возглавил производство. Так, с 1866 года предприятие получило наименование "Завод братьев Струве". Новым компаньоном завода становится также московский купец первой гильдии А.И.Лессинг. Его капиталы были кстати. Дела завода пошли еще успешнее.

DSCN0249.JPG

5 ноября 1871 года Государь Император "повелеть изволил разрешить инженер - полковникам Густаву и Аманду Струве и московскому 1-й гильдии купцу А.И.Лессингу учредить акционерное общество под названием "Общество Коломенского машиностроительного завода". Этот акт монарха объясняется интенсивным развитием молодого предприятия, основатели которого уже приступили к постройке паровозов, что явилось выдающейся заслугой братьев Струве как пионеров паровозостроительного дела в России.

DSCN0245.JPG


DSCN0246.JPG


В 1869 году Коломенский завод одним из первых в России приступил к выпуску паровозов, а с 1873 года создал паровоз собственной конструкции.

DSCN0266.JPG

Так описывается выпуск сотого коломенского паровоза в газете "Московские ведомости" (номер от 23 марта 1873 года): "... За триумфальными воротами, на специальной платформе перед аналоем и образами, располагалось духовенство, готовое открыть празднество благодарственным господу Богу молебствием. Около платформы, по левую ее сторону, в гирляндах из искусственных цветов и сияющих лент красовался виновник торжества - сотый паровоз, окруженный почетной стражей из восьми древних русских ратников в железных кольчугах, с секирами, укрепленными на высоких древках...
В этом же году завод приступил к выпуску первого грузового паровоза собственной конструкции


DSCN0263.JPG
Паровоз «Г.Е. Струве» 1874 г

... Выступивший Аманд Егорович Струве сказал: "Прошло десять лет с того времени, когда я устроил здесь, на этом месте, первый кузнечный горн, установил первый станок с целью обработки железных частей для моста через Оку. И тогда самое пылкое воображение мое не могло бы представить чудную картину благоустроенного завода, которую вы сегодня имеете перед вашими глазами, празднуя выпуск сотого паровоза Коломенского завода".


DSCN0266 1.jpg

Да и как не гордиться основателю предприятия, если в юбилейный год завод построил первый товарный паровоз собственной конструкции и готовился к выпуску первого пассажирского локомотива тоже собственной конструкции.


DSCN0294.JPG
Коплект чертежей на пассажирский паровоз "Компаунд", экспонировавшийся на всемирной выставке в париже в 1900г
 году. Коломенское издательство Тембурсского А.Б.

DSCN0299.JPG

За время с его основания до Октября 1917 года на предприятии были построены в общей сложности 4537 товарных и пассажирских паровозов, т.е. гораздо больше, чем это удалось сделать Харьковскому, Невскому, Путиловскому, Брянскому и Сормовскому заводам. Причем в общую цифру локомотивов, выпущенных коломзаводцами, не включены построенные ими (с 1901-го по 1917-й годы) 637 паровозов военно-полевых железных дорог по заказам Военного министерства и Главного военно-технического управления. Эти миниатюрные паровозики предназначались для узкой колеи .

2_1.jpg

В начале ХХ века продукция Коломенского завода имела обширную географию эксплуатации не только в России, но и за ее пределами.

DSCN0311.JPG
На карте представлены изделия Коломенского завода

DSCN0312.JPG


Из года в год нарастали заказы на мосты. Вслед за окским мостом возле Коломны (1863—1864) был построен второй окский мост у Серпухова (1865—1866). Затем сооружаются все мосты от Коломны до Воронежа и от Серпухова до Курска и Киева. Киевский мост через широкий Днепр строился (1868—1870) по новому способу - “с быками пневматической системы”. Современники называли его самым большим мостом “на материке Европы”. Его протяженность превышала один километр. А. Е. Струве получил за мост немалый куш - 3 млн. руб. Его повысили в чине - из капитанов сразу в полковники. Царь прислал ему свою благодарность.

DSCN0306 1.jpg

Одновременно и также интенсивно КМЗ строил железные мосты для экипажной езды По заказу городской думы КМЗ построил Бородинский (1864),

DSCN0265.JPG

Краснохолмский (1865— 1867) мосты. В мае 1870 г. сгорел Москворецкий мост. Дума решила “сделать новый мост металлическим и не в пять, как было прежде, а в восемь сажень ширины” (более 17 м). Заказ был исполнен заводом в срок (1871—1872). Вслед за Москворецким строится Крымский мост (1872—1873). Но самым грандиозным и изящным сооружением завода является Литейный мост (1876—1878) через Неву в Петербурге, предназначенный для пешеходов и экипажей.

DSCN0330.JPG
Проект Дворцового моста 1911г

Этот мост был вторым постоянным мостом через р. Неву после Благовещенского (ныне мост имени лейтенанта Шмидта). На его строительстве впервые в мировой технике мостостроения для освещения в кессонах была использована электрическая лампа накаливания А. Н. Ладыгина. Когда же мост был построен, его освещали электрические свечи П. Н. Яблочкова.

DSCN0329.JPG

По заказу Военного министерства завод изготовил железные клепаные понтоны для плавучего моста через р. Дунай. Этот мост использовался для передвижения русской армии во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг.

DSCN0321.JPG

После смерти Струве А.Е. руководить мостостроительным отделом завода стал Шпейер Григорий Карлович. Под его руководством осуществлялись все проекты, связанные с о строительством мостов, в том числе истроительство железнодорожного моста через Москву-реку у Коломны в 1912-1913, который возводился взамен временного моста, построенного Струве А.Е.

DSCN0320.JPG

Еще одна замечательная история с мостом связана с именем Кнорре Евгениий Карлович, выпускником высшей технической школы Цюриха и работающего на Коломзаводе. Он участвовал в проектировании первых линий метрополитена в Москве, но прославило его имя строительство моста через Енисей. Кнорре руководил строительством с 1895 по 1899 гг, используя часто совершенно новые технологии. Перед мостостроителями стояла непростая задача покорения крупнейшей реки России — Енисея, отличавшегося большой шириной и глубиной, значительным подъемом воды в паводки и ледоходом с толщиной льда до 1,5м.

1_10.jpg

Модель моста была выставлена на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и получила золотую медаль совместно с Эйфелевой башней. Мост простоял больше 100 лет и выдержал нагрузки не только от поездов XIX века, но и составов XX-го, превышающих по весу своих собратьев в 20 раз. По своим инженерно-техническим параметрам мост после его постройки был признан первым в России и вторым в Европе после Квиленбургского моста через реку Лек в Голландии, имевшего один пролет в 150 метров и позднее был назван ЮНЕСКО «вершиной человеческой инженерной мысли». Это сооружение упоминается в изданном в 1991 году «Атласе чудес света», где перечислены выдающиеся архитектурные памятники всех стран. В разделе Россия мост стоял наряду с Кремлем и Петродворцом.

6115036.jpg
promo ru december 2, 2013 21:04 18
Buy for 100 tokens
Приветствую всех участников ru-блога, как давних, так и вновь присоединившихся! У нас есть несколько поводов для радости: - Все выходные информация о сообществе провисела в блоке «Интересное» на главной странице ЖЖ, вследствие чего к нам добавилось около сотни участников! Приветствуем новичков,…